|
|
«Жизненный принцип», безусловно, является основой представлений Ганемана. Это те самые «альфа и омега». Однако ж, после столь глобальных замечаний, Ганеман (да и многие другие знаменитые гомеопаты) переходит к соображениям «более практическим», которые формулируются примерно следующим образом: есть в организме человека что-то такое, что, как его не лечи, все же движет его в какую-то определенную сторону. Как часто бывает, данное заявление, являясь по существу весьма и весьма практическим, ясности все же не добавляет. Это то самое «шестое чувство», под воздействием которого Леон Ваннье определил и описал три гомеопатические конституции, а Келер – четыре миазма, при этом создав весьма реалистичные и по-своему уникальные портреты трех конституций. При переходе к терапии – рекомендациям по излечению – Леон Ваннье использует любопытную фразу: «При флюорической конституции, как правило, реализуется люэтический миазм». И далее проводит «терапию Флюориков» – по люэтическому миазму.
В то же самое время Келер, определяя 4 миазма и рассматривая их функциональные, психологические и соматические проявления, говорит, тем не менее, о трех типажах в отношении «поведенческих структур». Так что перед табличкой «четырех миазмов» дается описание именно что трех конституций. Это говорит лишь о том, что, будучи внимательными врачами и людьми сугубо научного подхода, они оба отмечали взаимосвязь гомеопатических конституций и миазмов, и, занимаясь одним направлением, не могли не упомянуть и о втором, не выявляя схему взаимосвязи этих направлений.
Последнее также неудивительно, поскольку понять хронический патогенез без механизма оценки хронических предрасположенностей возможным не представляется.
Хронический патогенез представляет собой нагруженности (в терминах китайской медицины) или предрасположенности, определяемые датой рождения. Собственно говоря, хронический патогенез входит в раздел традиционной восточной биоритмологии, которая на протяжении последних 4 тысяч лет занималась выявлением системы влияний различных ритмов и событий на организм человека. В западном варианте это можно было определить как хронобиологию. Надо сказать, что данные исследования содержатся и в классической гомеопатии в разделе модальности. Это тот раздел, в котором назначение гомеопатических препаратов определяется ухудшением состояния или обострением заболевания в зависимости от различных обстоятельств, места и времени. Так, в «Реперториуме» Кента мы находим назначение препаратов по отношению к ухудшению в определенный час суток: утром, вечером, днем, до полуночи, после полуночи и так далее. Отдельное место занимают ухудшения по отношению к фазам Луны и фазам Солнцестояния. Также исследуются сезонные ритмы по схеме «хуже – лучше»: весна, осень, лето, зима. Это как раз и есть отголоски биоритмологических аспектов в традиционной гомеопатии. Дело в том, что западная наука – наука экспериментальная, и, выслушивая жалобы пациентов в отношении ухудшения в различные фазы Луны, гомеопат пытался корректировать эту симптоматику при помощи гомеопатических препаратов. Если эффект был положительным – наступало улучшение, он помечал себе, что у такого пациента данный препарат вызвал улучшение в отношении фаз Луны. Систематизацию этих записей провел американский гомеопат Джордж Кент, оформив в своей работе под названием «Реперториум», в котором он собрал удачные случаи применения гомеопрепаратов при различных жалобах и симптомах, после чего само слово «реперториум» стало обозначать гомеопатические справочники, организованные по принципу симптом – препарат.
Так что и здесь науки сходятся. Дело в том, что как бы исследования ни проводились, если они проводятся честно, то мы столкнемся с подобными результатами. Ну а то, что механизм влияния модальности в гомеопатии не был объяснен, на то были свои причины. Хотя бы та, что история гомеопатии насчитывает всего 200 лет, а традиционная восточная биоритмология – не менее 4 тысяч. Разумеется, за 4 тысячи лет можно лучше осмыслить накопленный опыт, чем за 200. Здесь сказывается и разница подходов, поскольку запад, как элемент Янский, стремится получить внешнюю картину событий, довольствуясь при этом фактом результативности. Поэтому многие западные науки гораздо больше могут, чем понимают. Вообще возникает немало неприятностей от слишком поспешного использования результатов в тех областях науки, дальние и глобальные следствия которых не вполне ясны. Генная инженерия и клонирование недвусмысленно намекают на то, что с тех пор положение дел нисколько не изменилось.
Восток же, напротив, являясь элементом Иньским, весьма озабочен внутренней природой явлений. В сущности, как и Инь и Ян, это всего лишь две стороны одной медали. Ну и, разумеется, ценность монеты состоит не в рассматривании ее сторон, а в использовании. Чем мы и постараемся заняться.
С другой стороны, при странности самого факта, что дата рождения может каким-то образом определять наше здоровье, он легко объясняется здравым смыслом. Действительно, наш иммунитет (механизм адаптации), представляющий собой еще весьма неисследованную область, имеет задачи поддержания внутреннего гомеостаза, а попросту говоря, стабильности нашего самочувствия независимо от изменения внешних обстоятельств – изменения температуры, фаз Луны, сезонов и так далее. Разумеется, эта задача решается определенным напряжением иммунных сил, на ее реализацию затрачивается энергия, поэтому если считать, что в момент рождения организм «напряжен» уже самим этим фактом, то дополнительные нагрузки в виде различных фаз каких-либо небесных тел и природных сил, благоприятными не являются, а только создают дополнительную нагрузку. Компенсация этих влияний требует затрат дополнительных сил, и пока мы молоды и веселы, работа системы адаптации по их коррекции не ощущается.
Но будьте уверены, ничего в жизни бесследно не проходит, поэтому, если под влиянием времени (а известно – мы не молодеем), стрессов, инфекций или иных причин жизненные силы организма теряются, тут мы вспомним об этих самых дополнительных нагрузках. Те системы, что в момент рождения испытали эти нагрузки, будут заведомо ослабленными, а, как известно, «где тонко, там и рвется», так что развитие заболевания будет происходить как раз по линии тех органов и систем, которые в момент рождения дополнительные нагрузки и испытывали.
Судя по всему, говоря об определенной склонности к определенным заболеваниям, Ганеман интуитивно предполагал наличие именно этой ситуации. Но как человек, занятый исследованием гомеопатических проблем, сопоставить свои предчувствия с восточной традицией не сумел. Да и знакомство с Востоком исторически происходило примерно в то же время, тем более что сам Восток, как явление Иньское или «внутреннее», не склонен особенно извещать о своих достижениях. Исследователям приходилось эти знания буквально «выцарапывать», ведь «чужих» в свои науки особенно не приглашают. Другое дело – Запад, который по своей Янской традиции готов «облагодетельствовать» или «обобрать» кого угодно. Ну, в общем, так уж исторически сложилось.
Однако было бы несколько странно, в самом начале XXI века, который столь гордится своими информационными коммуникациями, самолетами и интернетом, не учитывать наработок других научных школ. Это было бы, как минимум, недальновидно.
Так что, если вы согласны с тем простым фактом, что за все в жизни приходится расплачиваться, а также с тем, что сам момент рождения может создать «определенные обстоятельства» для дальнейшей жизни, мы можем перейти к изучению материала.
Наверх
|