На главную Написать письмо Поиск




Путь к себе...

Фигура на фоне

В каждый момент времени мы концентрируем наше внимание на чем-либо. Делая это, мы выделяем "фигуру" из "фона". Фигурой становится наиболее актуальная для нас потребность, а фоном - все остальное.

 

И от того, насколько мы можем быстро и четко выделять фигуры из окружающего фона, зависит и то, насколько мы можем с помощью окружающего нас мира удовлетворять свои потребности.

 

Закройте сейчас глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? Выделите из всех звуков какой-либо один, и слушайте некоторое время только его, концентрируя на нем все свое внимание, тогда в это время все остальные звуки отойдут для вас на второй план и станут фоном. Потом отпустите этот звук, дайте ему возможность слиться со всеми другими звуками и выберите какой-нибудь другой. Послушайте некоторое время его. Очень важно при этом не пытаться анализировать этот звук, не пытаться определить его источник. Просто слушайте его.

 

Тот же самый механизм работает и относительно наших внутренних процессов. Мы не можем одновременно и с одинаковой интенсивностью испытывать два каких-либо чувства или ощущения. Всегда что-то одно будет занимать гораздо большую часть нашего внимания.

 

Попробуйте сделать то же упражнение, но на зрительное восприятие. Посмотрите сейчас вокруг себя и выделите какой-либо крупный предмет. Сфокусируйте на нем свое внимание. Теперь все комната и окружающая обстановка стали для вас фоном, а этот предмет - фигурой. А теперь выделите какую-нибудь деталь этого предмета и рассматривайте ее более пристально. Постарайтесь выделить эту часть как на фоне целого предмета, так и на фоне всей комнаты. А теперь посмотрите на еще более мелкие детали. Обратите внимание на то, как меняются предметы, уходя в фон и, наоборот, выходя из фона и становясь фигурой. Насколько быстро вам удается выделять фигуру из фона?

 

Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь поочередно оказываться в фокусе вашего внимания. Это поможет вам избегать размытости восприятия. Ведь наше эмоциональное восприятие устроено аналогично зрительному и слуховому. Не позволяя себе ощущать окружающий нас мир во всех его подробностях, прячась за обобщениями и абстракциями, мы убегаем и от своих чувств, от своих эмоциональных переживаний.

 

Ребенок, когда впервые видит какой-либо предмет, например, кружку, тратит массу времени на то, чтобы исследовать его во всех деталях - рассматривает со всех сторон, ощупывает и даже пробует на вкус. Через некоторое время он начинает видеть связь между своей кружкой и всеми кружками в доме, а потом и вовсе способен воспринимать кружку как некую абстракцию, как предмет, принадлежащий к группе аналогичных, называемых кружками. Проблема же заключается в том, что мы используем абстрагирование не в полной мере, а под каким-то определенным углом, игнорируя при этом индивидуальные особенности предмета или явления.

 

Если вам в детстве сказали, что слезы означают грусть, то вы можете, увидев кого-то плачущим или почувствовав желание заплакать, однозначно решить, что ему (или вам) грустно. Хотя слезы могут означать и чувство радости, и гнева, и досады и раздражения.

 

Это называется фиксацией - когда процесс абстрагирования был произведен неправильно, и теперь он мешает восприятию окружающей действительности. И вот на то, чтобы снова научиться воспринимать реальной такой, какая она есть, направлены наши упражнения.

 


Наверх

Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.