Для того чтобы понять патологию, нужно сначала определить, что является здоровьем. Поэтому древнекитайского врача интересовало здоровье больше, чем болезнь.
Для древнекитайского врача здоровье равнозначно гармоничной ритмической уравновешенности полярностей Инь-Янь, а болезнь является, соответственно, результатом расстройства в обмене между Инь и Янь внутри и за пределами организма. Древнекитайский врач видел не болезнь, а прежде всего больного человека. Для него человеческий организм состоял не из множества органов и клеток, для него человек и его окружение являлись неразделенными, т. е. в смысле современной кибернетики:
Все влияет на все
В полярность Инь и Янь древнекитайский врач включил не в последнюю очередь и возникновение, и угасание жизни. Рождение и смерть составляют немыслимые друг без друга полюсы. Соответственно древнекитайский врач не может и не хочет бороться со старением и смертью. Они относятся у него к полярностям жизни. Они рассматриваются как данные от природы. Но он никогда не отказывается от лечения, если пациент хронически болен. Тогда лечащий врач понимал, что он не сумел поддержать в равновесии организм человека и в окружающей его среде воссоздающие и разрушающие силы. Из поля его зрения исчезла связь между телом и духом, он пропустил момент, когда силы еще «не застопорились», т. к. по китайским понятиям всеми вещами можно управлять до тех пор, пока они находятся в движении. Соответственно лечение для древнекитайского врача не равнозначно устранению болей и симптомов, а идентично преодолению болезни путем приведения в гармонию всех сил организма, тела и духа.
Поэтому неудивительно, что древнекитайский врач одновременно был философом и воспринимал свою профессию не как труд, а как призвание в том смысле, в каком нас учил Гиппократ. И медицина была для него не наукой, а искусством, подобно тому, как у нас раньше говорили не о медицинской науке, а об искусстве врача. Врач не должен сдерживать природу. Он должен ее поддерживать и помогать ей там, где естественные силы не достаточны. Древнекитайский врач считал себя в первую очередь слугой природы — и ЕАР-врач должен равняться на это.
К диагностике китайского врача относится не только распознавание симптомов с помощью анализа и исследования, но и в равной степени изучение земных и космических сил или ритмов и их влияние на индивидуум.
Для терапии он использовал все возможности, которые служили выравниванию сил Инь и Янь и приведению в гармонию ритмов. При этом воздушное пространство, земля, растения и люди рассматривались как экологическое целое. Задача врача в древнем Китае была такой же, как и для современного врача на Западе: помочь больному, не навредить ему и сохранить его здоровье или же восстановить его.
Для того чтобы достичь этой цели, он заботился о том, чтобы:
1) больной не был перегружен душевными моментами или неподходящими терапевтическими мероприятиями, или лекарствами;
2) он облегчал состояние больного с помощью хирургического вмешательства, предпринятого для устранения вышедшей из строя ткани или улучшения функций выделения и освобождения от токсинов;
3) с помощью лекарств он увеличивал защитные силы организма, или же достигал этого путем физико-терапевтических мероприятий;
4) больному организму поставлялись вещества и «силы», которых ему не хватало или которые уже иссякли (заместительная терапия).
Само собой разумеется, что в древнем Китае применяли только естественные средства.
|