На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Здоровье и болезнь с точки зрения китайского врача

Для того чтобы понять патологию, нужно сначала определить, что является здоровьем. Поэтому древнекитайского врача интересовало здоровье больше, чем болезнь.

Для древнекитайского врача здоровье равнозначно гармоничной ритмической уравновешенности полярностей Инь-Янь, а болезнь является, соответственно, результатом расстройства в обмене между Инь и Янь внутри и за пределами организма. Древнекитайский врач видел не болезнь, а прежде всего больного человека. Для него человеческий организм состоял не из множества органов и клеток, для него человек и его окружение являлись неразделенными, т. е. в смысле современной кибернетики:

Все влияет на все

В полярность Инь и Янь древнекитайский врач включил не в последнюю очередь и возникновение, и угасание жизни. Рождение и смерть составляют немыслимые друг без друга полюсы. Соответственно древнекитайский врач не может и не хочет бороться со старением и смертью. Они относятся у него к полярностям жизни. Они рассматриваются как данные от природы. Но он никогда не отказывается от лечения, если пациент хронически болен. Тогда лечащий врач понимал, что он не сумел поддержать в равновесии организм человека и в окружающей его среде воссоздающие и разрушающие силы. Из поля его зрения исчезла связь между телом и духом, он пропустил момент, когда силы еще «не застопорились», т. к. по китайским понятиям всеми вещами можно управлять до тех пор, пока они находятся в движении. Соответственно лечение для древнекитайского врача не равнозначно устранению болей и симптомов, а идентично преодолению болезни путем приведения в гармонию всех сил организма, тела и духа.

Поэтому неудивительно, что древнекитайский врач одновременно был философом и воспринимал свою профессию не как труд, а как призвание в том смысле, в каком нас учил Гиппократ. И медицина была для него не наукой, а искусством, подобно тому, как у нас раньше говорили не о медицинской науке, а об искусстве врача. Врач не должен сдерживать природу. Он должен ее поддерживать и помогать ей там, где естественные силы не достаточны. Древнекитайский врач считал себя в первую очередь слугой природы — и  ЕАР-врач должен равняться на это.

К диагностике китайского врача относится не только распознавание симптомов с помощью анализа и исследования, но и в равной степени изучение земных и космических сил или ритмов и их влияние на индивидуум.

Для терапии он использовал все возможности, которые служили выравниванию сил Инь и Янь и приведению в гармонию ритмов. При этом воздушное пространство, земля, растения и люди рассматривались как экологическое целое. Задача врача в древнем Китае была такой же, как и для современного врача на Западе: помочь больному, не навредить ему и сохранить его здоровье или же восстановить его.

Для того чтобы достичь этой цели, он заботился о том, чтобы:

1) больной не был перегружен душевными моментами или неподходящими терапевтическими мероприятиями, или лекарствами;

2) он облегчал состояние больного с помощью хирургического вмешательства, предпринятого для устранения вышедшей из строя ткани или улучшения функций выделения и освобождения от токсинов;

3) с помощью лекарств он увеличивал защитные силы организма, или же достигал этого путем физико-терапевтических мероприятий;

4) больному организму поставлялись вещества и «силы», которых ему не хватало или которые уже иссякли (заместительная терапия).

Само собой разумеется, что в древнем Китае применяли только естественные средства.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.