Поскольку язык и письменность китайцев далеки от европейских, то это затрудняет перевод китайских трудов и, тем самым, распространение основ древнекитайской медицины. Китаец, например, не знает глагола, соответствующего глаголу «быть» (sein). Для него есть только глагол «становиться» (werden). Соответственно, китайского врача в первую очередь интересует не настоящее состояние, а прежде всего становление, постоянное изменение, функция, в конечном счете жизнь и ее закономерности, которые в грубом упрощении можно разделить на 2 понятия: Полярность и Ритм
Одно не существует без другого. Вместе они поддерживают жизнь.
Понятию полярности по китайскому мировоззрению подчинены все жизненные процессы в растениях, у животных и людей. То же относится и к духовному состоянию людей, и их взаимному сосуществованию.
Для понятия «полярность» у китайцев нет собственного слова. Они оперируют понятиями Инь и Янь, а в качестве символа для совокупности этих понятий служит понятие — Монада.
Это означает, что темный Инь и светлый Янь — это полюсы, но они составляют единое целое — Монаду. Но полярность для древнекитайских философов означает не противоположность, как небо и ад для христиан, а смену полюсов, т. к. если провести прямую по центру Монады, то в обеих половинах можно постоянно обнаружить части темного Инь и светлого Янь. Части Инь и Янь будут меняться, если прямую провести в другом направлении по центру, и нигде нельзя обнаружить только темный Инь или только светлый Янь. Это соответствует основному принципу древнекитайской философии: нет чистого Инь и чистого Янь, другими словами: нет ничего абсолютного в этом мире! Понятия Инь и Янь соединяют, таким образом, кажущиеся противоположности, такие, как:
Янь
|
Инь
|
тепло
свет
день
мужчина
+
|
холод
тьма
ночь
женщина
-
|
В сущности Инь и Янь обозначают полюсы, между которыми действуют силы, как, например, силы магнетизма между северным и южным полюсами или силы, подобные силам, действующим между мужчиной и женщиной в брачном союзе.
Между Инь и Янь существует взаимодействие, при этом каждый одновременно является причиной другого и каждый может существовать благодаря наличию антагонизма.
Инь и Янь образуют тем самым поле напряжения, подверженное постоянным изменениям; в нем развиваются силы, оказывающие влияние на движение звезд, а также на течение жизни человека или на течение болезни.
Древним китайцам не было известно современное физическое понятие «сила», но они пытались выяснить ее величину и действие и ориентировались на это. Таким образом, возникло динамически-энергетическое мышление, которое только тогда имеет смысл, если Инь и Янь упорядочены в единое целое, т. е., когда сумма всех сил остается неизменной.
Итак, жизнь представляет собой множество полярностей в одном организме и невозможна без упорядочения ритмических процессов, имеющих такое же большое значение для человека, как, например, дыхание и сердечная деятельность, так что представление «жизнь» равнозначно этим процессам.
В результате воздействия небиологических жизненных условий труда и отдыха (телевизор до глубокой ночи) все чаще встречаются ритмические нарушения, из которых наиболее известным является сердечный инфаркт.
Ритмы являются выражением жизни, дающим полярностям возможность обмена.
|