Порядок последовательности имеет некоторое значение: /Та Ч. Х1, стр. 17/: “Для мокса, согласно Минг Транг, надо сначала прижигать верх, потом низ. Сначала мало, потом много. Никогда не надо сначала прижигать снизу, а потом сверху. /Там же/: “Це Шенг сообщает: сначала Ян, затем Инь. То есть сначала правая сторона /в некоторых текстах ошибочно говорится о левой/ головы, затем спускаться. Затем левая сторона головы и спускаются. Сначала сверху, потом снизу”.
Этот порядок продиктован древней концепцией, что мокса могут только тонизировать. Следовательно, необходимо сначала обращаться к Ян, как с иглами, и использовать Ян для тонизации Инь.
Время проведения мокса отражается на результатах лечения. Является фактом, что для Санн-ли ноги, например, утренние мокса на восходе солнца, тонизируют и заставляют ассимилировать и переваривать; проведенные вечером, они мешают спать и расстраивают пищеварение. Ошибка здесь невозможна, поскольку достаточно большое количество пациентов заметили это, хотя этот эффект получается не у всех больных и не в любую погоду.
Вообще, поскольку мокса несомненно обладают тонизирующей силой, то логично, как отмечают, что они оказывают более сильное воздействие до полудня, послкольку после полудня легче оказывать рассеивающее воздействие.
Тексты, которые впрочем считаются недостоверными, советуют прямо противоположное тому, что наблюдалось на опытах во Франции: /Та Ч. Х1, стр. 16/: “Ц’ьенн ЦИнь Фанг сообщает: после времени Ченг У /от 11 до 13 час./ можно применять мокса. Говорят, в действительности, что до времени У, утром, поскольку энергия Инь еще не подошла, мокса нельзя использовать. Энергия питательных веществ тогда пуста: люди делаются возбужденными или поникшими; в это время не рекомендуются ни иглы, ни мокса. Это правило, тем не менее, не применяется в острых и неожиданных случаях.
Однако, что касается этих рекомендаций Ц’ьенн ЦИнь, то опасаются, что они идут от устной традиции Мудрого Сун /Се-мяо, Х века, автор приведенной работы/”.
Температура имеет при мокса такое же большое значение, как и для игл. /Та Ч. Х1, стр. 16/: “Ней Цинг сообщает: если имеет место темный туман или сильный ветер, или снег, или сильный дождь, то тепло мокса добавляется к электрическому огню молнии. Подождите спокойной погоды для произведения мокса, за исключением случаев острых и трудных”. /И Сио 1, стр. 12/: “При большой суши эффект от мокса несравненно возрастает”.
Согласно Ней Цинг, в теплую погоду не следует применять мокса /только иглы/. Не следует тонизировать то, что и так уже имеется в излишке.
|