Мокса вполне справедливо считаются методом, который производит не совсем тот же эффект, что иглы. Это более мягкий метод, риск вызвать шок при его применении гораздо меньше. Их можно производить каждый день, что вызвало бы расстройства при применении их. Их рекомендуют для стариков, детей, ослабленных организмов.
Поскольку можно рекомендовать использовать их бесконечно, то их продолжительное воздействие дает результаты, которые в конечном итоге невозможно достигнуть при помощи игл; они рекомендованы для ознобов, пустот, ревматизмов, для которых их постоЯнное использование не знает равных.
После одного сеанса иглоукалывания ежедневные мокса очень полезны.
/И Сио 1, стр. 12/: “Игла энергична, но не имеет безопасности мокса. Мокса - верный способ, но не имеет энергии иглы.
Когда одновременно ощущается недостаток энергии и крови, или у стариков, или у детей, или когда действуют на горло, на грудь, на живот, на спину, то игла не даст такой безопасности, как мокса.
То, чего не может добиться игла, дает мокса”.
/Та Ч. Х1, стр. 17/: “Когда Инь и Ян пусты, огонь восстанавливает их. Когда меридианы пусты и низки, огонь восстанавливает их”.
Когда речь идет о сравнительном воздействии игл и мокса, то не следует забывать, что многие традиции дошли до нас из времен, когда использовались каменные шила, которые могли лишь ранить и рассеивать, и когда необходимо было прибегать к моксе, чтобы тонизировать. Однако, является фактом, что иглы привносят в тело лишь свой металл, в то время как мокса, кроме небольшого шока, вызванного внезапным теплом, приносят в организм само тепло и, если при этом употребляется полынь, то добавляется возбуждающая бомбардировка ионами.
И Сио Жу Менн /1, стр. 45/ сообщает даже: Для того, чего не могли добиться медикаментами, и чего не могли достичь иглы, необходимы мокса”.
Пьенн-ц’ио, знаменитый практик У века до н.э., всегда рекомендует использовать мокса, чтобы тонизировать, хотя для игл он указывает средство, как ими тонизировать, а не только рассеивать.
Действительно, в Европе было отмечено, что теплые компрессы расслабляют при спазмах и заставляют кровь циркулировать. Кажется, мокса оказывают аналогичное воздействие на энергию.
В Париже наилучшие результаты были получены с пациентами, которые были истощены или хроническими больными при произведении им каждый день до выздоровления мокса на точки, соответствующие их состоЯнию.
Каковы бы ни были способы произведения мокса, желательно, чтобы больной не дошел до глубокого ожога. Простое покраснение дает результаты, особенно если их надо повторять ежедневно в течение одного или двух месяцев.
В Китае, однако /не идет ли речь о древней традиции?/ крупная школа утверждает, что мокса дают результаты только если она вызывает фликтену /Чроанг: рана/: /Та Ч. Х1, стр. 18/: “Согласно Цре Ченг каждый раз, когда появляется фликтена, больной выздоравливает. Если жна она не появляется, то болезнь не проходит.
“Циа и Цинг сообщает: Когда мокса не вызывает фликтены, надо возобновить действие жжением вглубь, чтобы тепло жгло и в три дня возникнет фликтена. И он дает предписания, чтобы делать мокса поверх луковицы с красной кожурой /стержень от 3 до 5 дней/ без зелени, смешанной с пеплом, применяемой десять раз, и фликтена появится на 3-й день”.
Лечение, которое рекомендовалось к фликтенам вызывает мысль, что стремились получить настоящий абсцесс ревульсии: /Та Ч. Х1, стр. 18/: “Древние не лечили фликтены и не покрывали их лекарствами или жиром. Надо было, чтобы гной обильно вытекал, тогда болезнь была уничтожена”.
Лучше подождать, чем натирать. Если закрыть слишком рано, то выздоравливают слишком рано: тогда можно опасаться, что корень болезни вырван не полностью”.
В том же отрывке называются даже раздражающие смазки, чтобы “подвести болезнь ко рту фликтены и вывести ее”. Что напоминает наши прижигающие средства.
Случаи, в которых предпочтение отдается мокса, а не иглам, соответствуют трем соображениям: место для прижигания, болезнь, больной.
Место для прижигания: /Та Ч. 1Х, стр. 14/: “Мокса превосходны олишь для четырех членов”.
/И Сио 1, стр. 12/: “Для всех точек, которые близки к костям, для верхней части тела, где игла входит неглубоко, можно использовать прижигания в большом количестве и совершенно безопасности”.
Болезнь: /И Сио 1, стр. 12/: “То, что невозможно сделать иглой, сделайте при помощи мокса”.
/Та Ч. Х1, стр. 17/: “Когда энергия пуста, когда и Инь, и Ян пусты, огонь сам излечивает их. Когда пульсы пусты и низки, огонь поддерживает их; огнем тонизируют.
Когда энергия изобилует, когда пульсы и сосуды твердые и жетские, то огнем можно рассеять.
Однако, когда меридианы пусты, а вспомогательные сосуды полны, используйте мокса для Инь и иглы для Ян. А когда меридианы полны, а вспомогательные сосуды пусты, используйте мокса для Ян и иглы для Инь”.
Напомним, что вспомогательные сосуды /точки перехода/ способствуют сообщениям Инь с Ян и наоборот.
Мокса не советуют применять, наоборот при некоторых заболеваниях, вызывающих прилив крови или воспалительных.
Не надо сильно жечь при огне в груди или диафрагме.
Совсем не следует жечь, когда имеет место огонь /воспаление/.
Это было бы, действительно, тонизацией полноты”.
Больной: Мокса особенно рекомендуются для стариков, детей, слабых и истощенных людей.
На практике указывается, что они значительно усиливают эффект иглы, когда их производят на точку сразу же после выведения иглы.
Для лиц, склонных к гипертензии, постоЯнно повторяемые мокса Санн-ли ноги могут вызвать значительное повышение давления.
|