На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Глава 15 Техника мокса

 Описание

Ставшее французским слово Мокса происходит от японского “Могюза”, и было передано нам голландцами, обосновавшимися в Японии в ХУ1 и ХУП веках.

Китайское название “циу”. Идеограмма составлена из элементов “огонь-лежащий человек”. Произносится этот знак в Японии как “кию”.

Мокса также обозначает очень быстрые прикосновения самим горящим предметом. /Ожог, если он имеет место, называется “Чроанг”/.

В Китае мокса состоит из маленького шарика, называемого “свеча” чу /толщиной с крупный горох или нут/ из трута, сделанного из высушенного листа полыни /Нгае, Artemisia sinesis, Urens/; шарик кладется на дырку в монете /как наши никелевые монетки/ и поджигается, горит красным без пламени, как трут.

Авторы очень настаивают на том факте, что никакое другое растение не может дать таких хороших результатов, как полынь. Это растение, близкое к полыни обыкновенной, содержит, в действительности возбуждающий элемент, который, резко нагретый, согласно традиционной концепции, выбрасывается с г орящим газом и проникает в кожу.

/Та Ч. Х1, стр. 17/: “Танн Цри говорит: природа полыни - это чрезвычайное тепло. Огонь вводит его посредством мокса, заставляет подниматься и циркулировать. Если оно входит /через рот/ вместе с медикаментами, то оно опускается и циркулирует... “Полынь имеет горький вкус. Ее энергия горяча. Инь и Ян при ее помощи освобождаются от яда”.

Наилучшая полынь выращивается и собирается на 5-й день 5-го лунного месяца /начало июня/ в Цри чеу /северо-восток Ру-пеи на на Ян-цзи вниз по течению от Ханкеу/. Быстро высушенная, тонко намолотая в ступке; она готова, когда освобождена от пыли. Если ее применять в очень сухую погоду, то эффект удваивается. Дикая полынь тоже хороша. /см. Та Ч. Х1, стр. 17/

Шарики полыни, которые называют “свечами” /чу/, содержат иногда другие вещества:

/И Сио П, стр. 22/: “Для мокса на Цию-ц’юанн /на языке/. Если кашель теплый, взять сионг-роанг /сернистое соединение натурального мышьяка/, только небольшие количества, и сжечь вместе с полынью.

Если кашель холодный, взять небольшие количества кроанг-тонг-роа /мать-и-мачехи/ и сжечь с полынью”.

Толщина “свечей” дается по Ней Цинг /Та Ч. Х1, стр. 17/: “или величиной с зерно azedarach /Melir Azedarach/: приблизительно с нут/, или, для детей, до года, величиной с “помет птенца”. Минг Транг требует приблизительно 3/10 дюйма /7 мм в диаметре/ как минимум, иначе огонь не проникнет. Что касается спазм кишечника, грудной жабе, скопления сердца, требуются большие свечи. На лице - очень маленькие. На кистях и ступнях - чуть побольше.

Чтобы поджечь их /И Сио 1, стр. 12 и Та Ч. Х1, стр. 17/, пользовались в древности линзами, возможно горного хрусталя /руо чу “жемчужины огня”/. Или же фитилем, обмокнутым в коноплЯное масло, илии железным бруском, накаленным докрасна.

В действительности, надо поджигать мокса снизу, через отверстие в диске с тем, чтобы она сгорала поднимаясь, и чтобы все тепло направлялось к коже.

В Японии пользуются палочками трута из полыни, которые, сгорая без пламени красными, быстро постукивают по точке, защищенной одним или несколькими слоями бумаги для прокладки; количество слоев зависит от чувствительности пациента, от места воздействия, от серьезности заболевания.

В Европе проэкспериментировали на отделении элемента тепла от других элементов. Для этого воспользовались:

1.Или трубкой металла, наполненного кипящей водой, которая дает сухое тепло. Не следует, чтобы трубка была слишком маленькой, поскольку тогда было бы слишком легко не попасть в точку.

2. Многие больные выбирают ложку, смоченную в кипящей воде и быстро вытертую.

3. Для влажного тепла - тампон из тряпки, который окунают на 1 см в кипящую воду /вата слишком гигроскопична и жжет/; или помазок, вымоченный, который затем встряхивают.

В трех случаях надо постукивать очень быстро, не останавливаясь на теле, чтобы не оставить ожогов, поскольку контакт происходит при приблизительно 70о.

Однако, если мокса сухого или влажного тепла дает очень хорошие результаты, то бесспорно те, которые производятся при помощи трута из полыни оказывают гораздо более активное воздействие и гораздо более тонизируют. Поэтому, кажется, полынь добавляет специфический тонизирующий эффект. Однако они более длительны и сложны, чтобы ими пользоваться самостоятельно, не говоря уже о трудностях, с которыми сталкиваешься, когда надо достать трут из полыни.

Происхождение мокса из полыни приписывается двум различным местам.

Ней Цинг, ХХУШ век до н.э. /Су Оенн, цитируем. Та Ч. 1, стр. 2/ предполагает, что они были изобретены впервые на Севере /Китая или Азии?/: “Север - это территория, где между Небом и Землей закрываются и прячутся. Земли там возвышенные и гористые. Там ветер, холод и лед. Жители любят дикие местности и питаются молочной пищей.

Внутренности, из-за холода, поражены болезнями полноты. Чтобы лечить, предпочитают мокса и горящие головни. Вот почему мокса и головни идут с Севера”.

Относительно доисторических головней, тексты напоминают, что по наблюдениям ожог делал красным и активизировал кровь, тогда как рана заставляла бледнеть и ослабляла.

С другой стороны, отрывок из книги УП века до н.э., Цьенн ЦИнь. Фанг через Сун Се-мяо, говорит, что мокса часто использовались в долине Ян-цзи.

Однако, в III веке до н.э. много корейцев было перевезено в нижнюю долину Ян-цзи. Японцы, которые позаимствовали свою медицину сначала в корейцев, еще предпочитают использовать мокса. Не были ли холодные и гористые районы Севера, описанные в Ней Цинг, Кореей, Монголией?

/И Сио 1, стр. 12/: “Цьенн ЦИнь Фанг сообщает: Функционеры, путешествующие по стране У или Шу /низовья и верховья Ян-цзи/ всегда имеют на себе две-три отметины мокса. У них всегда есть едва заживший шрам. Поэтому миазмы, малярия и яды безопасны для них. Пот почему в странах У и Шу часто практикуют мокса.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.