Ней Цинг четко определяет смысл этого противопоставления: /Та Ч. V стр. 21/: “Наполнение - это значит иметь энергию. Пустота - значит быть лишенным энергии”.
Гораздо более таинственным является другое описание Ней Цинг: /Та Ч. У, стр. 20/: “Наполнение или Пустота - это иметь или не иметь. Это до или после, Это сохранять или истощаться”.
Одна из школ расширила даже смысл этих слов и распространила его на отношения “сопротивляемость больного - вирулентность болезни”. /ISJM V, стр. 36/: “Говорят также, что Наполнение или Пустота, это пустота правильной энергии и наполнение энергии зла”
Наполнение, следовательно, - это избыток энергии. Пустота - недостаток ее. Тем не менее, авторы редко делают различия, которые однако весьма важны, между тем, что представляет собой нормальное переполнение энергией при крепком здоровье и излишком энергии, являющимся причиной расстройств в организме. Что касается недостатка или пустоты, то они всегда являются опасными отклонениями от нормы.
С другой стороны, чего же точно имеется излишек или недостаток, и как можно заметить и измерить их, и отличие от нормы?
Излишек или недостаток, по всем описаниям, относятся к энергии /цри/. Но как это было объяснено в томе 1, энергия всегда проявляется в виде Инь или в виде Яняг; и нарушение равновесия в этом соотношении приводит всегда, на пользу одного термина, к его излишку; в ущерб другому термину, к его недостатку.
Цитата из Циу Инг /XVI век/ ясно излагает это концепцию равного чередования Инь-Ян, и наполнения или пустоты, вызванных нарушением равновесия:
/Та Ч. VI, стр. 9 /: “Это идея взаимного наложения Инь и Ян. Как Ян входит в расположение Инь. Как Инь проникает в расположение Ян. Чередуются, а если остаются, то порождают болезни.
Надо подняться к источнику, к первопричине. Или энергия ионг/Инь/ недостаточна, ослаблена и энергия Ян /ое/ захватывает организм. Или же из-за недостатка энергии ое /Ян/ энергия ионг/Инь/ проникает снаружи.
Вследствие этого, таким образом, энергия /Ян/ и кровь /Инь/ больше не остаются на своих местах. В этом районе энергия скапливается и там наблюдается наполнение, излишек. В другом районе, энергия распыляется и он пуст”.
Ней Цинг сообщает в другой форме: /Та Ч. 1, стр. 7/: “Когда энергия /Ян/ и кровь /Инь/ находятся в полном равновесии, Инь и Ян взаимодействуют /один на другой и чередуются/.
Но если циркуляция энергии по ее каналам расстроена, или если кровь в сосудах возмущена, то они отделяются друг от друга. Один полон, другой - пуст”.
Надо, наконец, помнить, что не совсем четко указано в древних или современных текстах, что субъект в целом может являть наполнение или пустоту как Инь, так и Ян.
Излишки или недостатки энергии могут, следовательно, проявляться в двух разных аспектах: jдновременно Инь и Ян, либо Инь, либо Ян.
|