Собственно болезнь.
Для европейской медицины и особенно со времен Пастера, болезнь /за исключением гомеопатии/ представляет собой чуждую больному единицу, определяемую микробом-захватчиком. В Китае и Японии все всегда обстояло по-другому. Микробы, однако, были под подозрением, поскольку в тексте XVI века речь идет об “анималькуле туберкулеза”.
Доктор Накаяма хорошо определяет позицию медицины Дальнего Востока по этому поводу, когда он пишет: “Болезнь - это не нашествие, это слабость, которая вызывает нашествие”.
При ближайшем рассмотрении, тем не менее, следует признать несколько стадий: прежде всего, ослабление сопротивления или подготовка; затем инкубационный период; появление крупных симптомов; наконец, поражение, или выздоровление без поражения.
Ослабление сопротивления никогда не рассматривалось европейскими врачами, как составная часть болезни. В Китае, оно является составной частью заболевания и даже настоящим заболеванием.
Инкубационный период в Европе подлежит научному изучению, но только как время, протекающее с момента заражения; симптомы, позволяющие распознать его, игнорируются. В Китае самые незначительные расстройства, появляющиеся в инкубационный период, часто лишь психические или моральные /расстройства энергии/, описаны, классифицированы и сразу же вызывают лечение, которое мешает или ослабляет взрыв болезни.
Крупные симптомы, с поражением или без оного, рассматриваются европейской медициной, как собственно болезнь. В Китае, их считают конечной стадией болезни: остается только помешать повреждениям распространяться.
Наконец, в Европе, когда расстройство, даже хронических, не является микробным, органическим и не сопровождается материальными проявлениями, его обычно считают незначительным, нервным, часто воображаемым, и прописывают успокоительные. В Китае большое значение придается этим моральным, психическим или физическим изменениям, которые признаются проявлениями нарушения равновесия энергии, что обязательно приведет, поздно или рано, к ослаблению сопротивления органа, части тела или всего организма.
В Китае существует особое различие между болезнями Инь или Ян, жаром или ознобом.
Это противопоставления европейского и китайского взглядов на болезнь следует подчеркнуть для того, чтобы яснее различать просветы в труднейшем понимании идеи относительности Инь-Ян в применении к болезни и методов ее лечения.
|