|
|
Чтобы бороться с болезнью, управляя энергией, необходимо прежде всего как следует разобраться в разнице, существующей между тремя методами, сгруппированными под названием иглоукалывание. В Китае считается, что существует только два метода, но в действительности их три.
Первый метод, который мог бы быть назван местным иглоукалыванием или даже примитивным иглоукалыванием, отвлекающим, заключается в том, что колют в болевой центр, указанный больным. Этот метод используется лицами, не знающими ни расположения точек, ни их воздействия, ни пульсов, ни циркуляции энергии. Он не требует изучения.
Он, разумеется, используется для лечения внешних локальных болей, опухолей или воспалений в то время, как в Китае общепризнанно, что боль не может возникнуть ни в одной области без того, чтобы пересекающий эту область меридиан не оказался уже в течение некоторого времени расстроенным из-за плохого функционирования связанного с ним органа. И разве европейские врачи не считают, к примеру, что вывих может произойти лишь при слабости сухожилий, вызванной, как правило, недостаточностью гипофиза.
В настоящем иглоукалывании этот метод иногда применяется после лечения расстройства, лежавшего в основе заболевания, для того, чтобы снять остаточные явления, так называемые “веточки”, которые иначе исчезали бы лишь через несколько часов после сеанса.
Второй метод заключается в том, чтобы лечить сам больной орган, через его прямой меридиан, не обращая внимания ни на источник энергии, ни на взаимодействие органов, и даже не глядя на пульсы. В действительности это - иглоукалывание “кнопка электрического звонка”. Его называют, впрочем, “правило прямого меридиана”. Его рекомендуют применять при лечении так называемых болезней крови, для которых характерно определенное и неизменное местоположение и постоЯнная и неизменная интенсивность. Эти заболевания у европейцев носят название органических /однако без явно выраженных повреждений/.
Он особенно нравится европейским медикам и, в частности тем специалистам, которые более склонны обращать внимание на орган, чем на взаимозависимость органов. Многие из них поэтому довольствуются изучением тонизирующих и рассеивающих точек каждого органа, основываясь на европейской диагностике и не принимая во внимание ни циркуляцию энергии, ни пульсы. С этой точки зрения иглоукалывание является очень полезным вспомогательным средством, не требует длительных исследований, особенно памяти. Оно непосредственно воздействует на орган, как медикаменты, но почти немедленно и не отравляя. Как и медикаменты оно успокаивает боль в данный момент, и на первый взгляд излечивает от болезни, но на самом деле не избавляет больного от приступов другого рода, причиной которых является то же самое нарушение циркуляции энергии, которое не было исправлено. Так, некоторые лекарства могут излечивать астму, превращая ее в экзему; другие излечивают мигрени, превращая их в астму.
В Китае даже “Верховные Работники” применяют этот метод, но только после того, как полностью восстановят циркуляцию энергии, в целях удаления “веточек”, особенно в острых случаях, когда нельзя терять ни минуты.
Он ни в коем случае не может вызвать этот иммунитет против всех болезней, против всех эпидемий - иммунитет, обнаруженный в Европе у некоторых особо привилегированных существ; иммунитет, объясняющийся совершенной циркуляцией энергии, прекрасной энергетической наполненностью всех органов и всего существа, безупречным соотнесением внутреннего ритма Инь-Ян с космическими ритмами день-ночь, восходящая и заходящая луна, лето-зима.
Третий метод, для овладения которым недостаточно выучить, а надо понимать, заключается прежде всего в регулировке Инь-Ян и циркуляции энергии. Так как сказано:
/Та Ч. V, стр. 22 /: “Когда шесть меридианов находятся в гармонии, говорят, что болезни нет. И даже если болезнь и есть, говорят, что она сама скоро пройдет”.
Настоящей сутью этого иглоукалывания является тщательное изучение пульсов и перевод из одного в другой задержанной или замедленной энергии до достижения абсолютного равенства всех 14 пульсов. Только этот метод, по мнению Старых Мастеров, может восстановить соотношение ритма человеческого организма с космическими ритмами и максимально использовать всемирный жизненный взлет.
Он труден и сложен, поскольку для его использования, необходимо тщательно хранить в уме порядок перехода энергии из органа в орган, восходящие и нисходящие ритмы суток, лун, времен года. Необходимо лечить больное через здоровое: Инь через Ян, Ян через Инь; головные боли через ступни ног, ноги через руки или голову; левое через правое и правое через левое. По этому поводу Пьенн-Цио /V век до н.э./ написал: /Та Ч. V, стр. 23/: “Верховный Работник лечит то, что еще не является больным. Посредственный Работник лечит только то что уже больно”.
Этот метод, позволяющий излечивать все функциональные расстройства, наиболее рекомендуем для так называемых болезней энергии, для которых характерна изменчивость в проявлениях и местоположении, перемежающиеся вспышки и более-менее длительные ремиссии /таков цикл мигрень-астма-экзема; таковы так называемые нервные расстройства/. Он вызывает удивительные, похожие на чудо, изменения всего организма. При помощи этого метода часто становится возможным вернуть живость, активность, радость жизни, которая еще более укрепляется со временем.
Существуют, наконец, общие правила, которые очень важны.
/ISJM V, стр. 7/: “Имеет ли место пустота Сердца и Почек, или Сердца и Селезенки-поджелудочной железы, или Сердца и Печени, или Легких и Почек, или даже всех органов вместе, достаточно отрегулировать Сердце и Почки и тонизировать Селезенку-поджелудочную железу и Желудок. Тогда происходит проникновение пищевых элементов; сексуальная энергия и Сознание, энергия и кровь самовоспроизводятся”.
Неи Цинг, к тому же, отмечает /ISJMV, стр. 7/: “Если поражены Легкие, то надо, чтобы энергии было в избытке. Если больно Сердце, следует тонизировать ионг /Инь/ и кровь. Если поражены Селезенка-поджелудочная железа, надо сделать питание более гармоничным. Если холод или жара поразили Печень, успокойте внутреннюю часть. Если расстроены Почки, увеличьте сексуальная энергию.”
Чтобы наилучшим образом управлять энергией человеческого организма, необходимо, наконец, избегать определенных ошибок, которые, необходимо, наконец, избегать определенных ошибок, которые, впрочем. Трудно предотвратить, и которые так или иначе повИньы во всех неудачах. Наиболее часто встречающейся, несомненно, является ошибка в определении местоположения точки иглоукалывания, допускаемая несмотря на тщательнейшую выверку. Отклонение на один-два миллиметра может ослабить искомое воздействие или свести его на нет.
Ошибочные надежды, возлагаемые на Метод. Иглоукалывание бессильно против самих поражений, однако может принести временное облегчение. Его истИньое назначение - функциональное расстройство. И чем в более ранней стадии находится заболевание, тем лучше получаемый результат.
Оно дает немедленный эффект, который иногда похож на чудо, при болях, воспалениях, сведении суставов, слабости и т.п., если все эти нарушения возникли недавно. Оно действует очень быстро при недостаточности, или застоях любого из внутренних органов. Определенные, но не столь быстрые успехи могут быть достигнуты при применении этого метода для лечения физических и даже психических депрессий. Он также дает великолепные результаты при микробных заболеваниях, гриппе, колибациллезе мочевого пузыря и т.п.
Если при условии соблюдения всех правил использования метода достигнутый результат краткосрочен, то это следует приписать существованию какого-либо незамеченного ранее органического поражения или расстройства, которое всегда находится; либо глубокой интоксикации медикаментами, либо нехваткой воздуха, или плохим питанием, или утомлением.
Ошибочное понимание выздоровления. В Европе были написаны крупные работы относительно того, что же такое выздоровление. Иглоукалывание ставит перед собой тройную цель: во-первых, возврат к нормальному состоЯнию, т.е. к тому состоЯнию, в котором больной находился до болезни; во-вторых, развитие иммунитета против того же заболевания; в-третьих, выработать в организме максимальную сопротивляемость и активность, которую позволяет из него извлечь наследственность и условия Среды с самого зачатия и рождения и до момента обращения за помощью.
Первая цель иногда, при условии недавнего возникновения заболевания, может быть достигнута за один сеанс. Вторая гораздо труднее и требует больших усилий. Третья требует настоящего лечения.
`Ошибочный взгляд на больного и его реакцию. “Каждый по-своему болен. Мудрец не может не принимать этого во внимание”. Еще до того, как ставить диагноз заболевания, следует оценить возможную реакцию больного, или скорее возможности реакции больного, так как не надо забывать, что иглоукалывание не привносит никаких чуждых элементов, а только лишь использует энергию самого пациента.
Поэтому необходимо, чтобы этот последний располагал определенными резервами. Поэтому, если пациент истощен, на исходе сил, ему сначала надо вернуть энергию при помощи питания и воздуха, тонизировать его прежде, чем приступить к лечению.
С другой стороны, одно и то же вмешательство не дает одинакового результата для всех. Нервные люди, интеллигенты, горожане обладают легко перемещаемой энергией, но малыми физическими ресурсами. Спортсмены, люди физического труда, сельские жители, наоборот, имеют большие физические ресурсы, но их энергию мобилизовать довольно трудно; нужны толстые иглы и продолжительное воздействие. Первые относятся к Ян; вторые - к Инь.
Худые люди относятся к Ян и их следует колоть поверхностно, так как у них тонкая кожа и подкожную точку легко достать. Толстые - Инь; их кожа толста и точка расположена глубоко.
Ошибочный взгляд на саму болезнь. Для метода иглоукалывания болезнь - это не нечто постоЯнное, существующее вне пациента. Действительно, с одной стороны, некоторые не поддаются самым вирулентным эпидемиям; почва либо благоприятна, либо неблагоприятна для микроба; так как “болезнь это не нашествие, а слабость, которая влечет за собой нашествие. С другой стороны, это сопротивление происходит всегда из-за нарушений в энергии, которые либо делают человека бессильным перед нашествием извне, либо нарушают гармонию одной или нескольких внутренних функций и предопределяют аспект, который принимает болезнь и который варьируется от пациента к пациенту.
Именно поэтому, по китайской теории, в действительности болезней не существует, а есть лишь индивидуальные /хотя и часто встречающиеся/ способы выражения уже имеющей место дисфункции энергии.
Ограничиваться установлением диагноза существующей болезни - значит иметь представление лишь о третьей части понятия исцеления; значит видеть лишь результат, не задумываясь о причине.
Ошибочный взгляд на причину болезни. Распознав существующую болезнь, следует искать ее глубИньую причину: нарушения в энергетической системе. Идет ли речь о застое или пустоте в одной из точек Циркуляции энергии; какой орган повинен в этом; и какие органы, предшествующие ему или следующие за ним циркуляции энергии, могут ему помочь или принести вред. Взаимодействие органов часто объясняет состоЯние больного органа. Откуда возникают символы Мать-Ребенок, Супруг-Супруга и т.п., которые мы постараемся разъяснить, так как взаимосвязь органов и их функционирования имеют гораздо большее значение, чем их состоЯние.
Ошибочный взгляд на природу причины заболевания. Когда найден пораженный орган /если это возможно/, остается определить, является ли причиной болезни излишек или недостаток энергии.
Относительно этого вопроса исследование пульсов дает весьма точные сведения, которые невозможно получить так же быстро и полно другим способом. /см. Том I/.
Однако очевидно, что возможны и ошибки в диагностике, которые влекут за собой ошибки в лечении: результаты не могут быть одинаковы, если производится тонизирующее, успокаивающее или рассеивающее воздействие.
Ошибки в воздействии: тонизировать или рассеивать. В принципе при тонизирующем воздействии происходит питание организма, сужение сосудов, повышение активности, увеличение энергии и крови, образование и распределение. Рассеивающее воздействие влечет за собой расширение сосудов, понижение активности, замедление циркуляции энергии и крови. Следовательно, необходимо тонизировать пустоты, холод, пониженную активность. Надо, значит, оказывать рассеивающее воздействие при переполнении, жаре, болях, излишках энергии, сужении сосудов, сведении суставов.
Однако, одна и та же болезнь может быть Инь или Ян. Близорукость при больших глазах - это Ян: ее надо рассеивать. Близорукость с глубоко посаженными глазами - это Инь: ее надо тонизировать.
Интеллигенты - в основном Ян: у них следует тонизировать Инь. Сельские жители - в основном Инь: у них надо тонизировать Ян.
Что касается внешних воздействий, им надо благоприятствовать; при погоде и времени года Ян - тонизировать Ян и наоборот.
Ошибка в оценке обстоятельств для воздействия. Обстоятельства внутреннего или внешнего порядка диктуют следует ли действовать или воздержаться от воздействия.
Обстоятельства внутреннего порядка: Следует воздержаться от воздействия, если пациент слишком слаб и неспособен на реакцию; надо сначала воздействовать укрепляющими и соответствующей гигиеной. Если у него имеются какие-то силы, то надо колоть только тонизирующие точки и производить ежедневные мокса.
Надо также воздерживаться, если пациент пришел натощак: имеется риск потери сознания. Так же обстоит дело при сильном опьЯнении, сильной усталости, после обильной пищи, во время сильного гнева, после потери крови или при сильном потоотделении, или после недавних родов. Короче, если энергия истощена или сильно возбуждена.
Внешние влиЯния в большой степени зависят от космических ритмов времен года и фаз луны, от дня или ночи, от теплой или холодной погоды. Суть в том /факты подтверждают это/, что энергия, как сок растений, подходит к поверхности и легко циркулирует в теплую погоду, при восходе солнца, при увеличении луны, короче, во время Ян. Энергия уходит вглубь и циркулирует с трудом зимой, при холодной погоде, при заходе солнца и ночью, при уменьшении луны, в пасмурные дни, короче, во время Инь.
В этом отношении надо следовать курсом природы: не рассеивать Ян или Инь при подъеме, а тонизировать их. Не тонизировать Ян или Инь при спаде, а рассеивать их. Результаты получаются лучше, если выбран благоприятный момент.
Ошибка в выборе точки. Пальпация 14 пульсов при помощи сравнительной картины функционирования всех органов уже указывает на меридиан, который следует подвергать воздействию либо непосредственно, либо через Циркуляцию энергии и взаимодействие органов. Остается только выбрать на этом меридиане точку или точки, которые наилучшим образом соответствуют особенностям больного и болезни. Для этого надо держать в уме характеристики точек, специфическое воздействие каждой точки, которого можно добиться лишь при ее укалывании, различия, которые иногда бывают тончайшими, в формах одной и той же болезни. Именно в этом состоит большое искусство иглоукалывания; чтобы его практиковать нужна не только память, но и глубокое понимание точек и самого больного.
Китайские тексты, к сожалению, никогда не раскрывали специфических результатов воздействия на каждую точку, их или на несколько точек, ни аналогий между точками различных сегментов каждого меридиана.
Необходимость этого поразила меня с первых же исследований в области иглоукалывания. Результаты моих усилий в этом направлении, для меридианов, освещаются в данном томе; что же касается точек, это нашло отражение в томе II; это важный вклад в данную науку.
Ошибки в определении положения точки. Эти ошибки являются причиной большинства неудач. Разница в один-два миллиметра, особенно вне меридиана, достаточно, чтобы эффект от воздействия оказался или ничтожным, или временным и значительно ослабленным. Даже, когда правильно найден центр точки, в глубине ее чашечки, часто трудно предотвратить, даже при крайнем внимании, небольшого движения либо больного, либо руки того, кто осуществляет укол, либо легкого сдвига кожи при поиске подкожной точки.
Число моих неудач значительно сократилось с тех пор, как я, для того, чтобы найти и отметить точку, стал пользоваться небольшим стержнем с закругленным концом, который, проскользнув по смоченной спиртом коже, вдоль меридиана, останавливается внутри чашечки, в то время как центр может быть замечен путем легкого нажатия на круглый конец.
Невероятное разнообразие в размерах и форме костей и мускулов приводит к тому, что нет двух похожих людей, и что невозможно обнаружить точку измерением, даже если эти измерения производятся для каждого пациента в отдельности, как указывают китайские ученые. Необходимо знание анатомического местоположения и использование стержня, который бы останавливался в чашечке. Специфическое ощущение больным в этот момент боли как от ушиба, является очень ценным подтверждением, на котором полезно основываться при исправлении небольших отклонений иглы или руки.
Ошибка в использовании средств. Возбуждение в выбранной точке может достигаться различными способами: иглами, мокса, массажем, электричеством. Эти способы дают не совсем одинаковый результат. Ошибка в их выборе или применении может, следовательно, быть причиной неудачи. Техника этих различных способов подробно изложена в данном томе.
Если сравнивать все эти способы, то иглы являются наиболее энергичным из них; они дают слишком мощный эффект для детей и для ослабленных стариков; сильно истощенные люди могут при этом потерять сознание, что, впрочем, неопасно. Мокса мягче, чем иглы; их следует повторять каждый день в течение довольно длительного периода времени, чтобы добиться реального улучшения; они подходят для лечения ослабленных пациентов, стариков, хронических больных. Массажи очень мягко воздействуют; их обычно бывает достаточно для детей или очень нервных пациентов, но их следует повторять по несколько раз. Мы также испробовали способ воздействия электричеством. Мы использовали высокочастотные разряды, которые достаточно сильны; короткие волны, сконцентрированные в точке, выбранной при помощи аппарата инженера Леруа, и воздействие которых весьма сходно с эффектом, получаемым при использовании мокса; негативацию инженера Лавилля, либо замкнутую на игле, мощность которой при этом усиливается, либо при помощи контактора на точке; но электричество привносит посторонний элемент в человеческое тело и осложняет проблему, чем и объясняется разница в достигнутых результатах.
Электричество определенно является элементом нервного флюида, или энергии, или жизненного прилива, дело не в данном этому явлению названии. Действительно, гальванометр указывает на прохождение тока и измерения, которые смогли быть произведены, варьируют между одним и 12-20 микроамперами /тысячной долей миллиампера/, Но электричество является, по-видимому, лишь одним из элементов энергии: несущей волной, возможно, либо субпродуктом упадка энергии дигестии, или работы мускулов. Самое важное в этой энергии не поддается еще измерениям.
Следует, наконец, напомнить о еще одной причине неудач, которая характерна не только для иглоукалывания и которая объясняется образом мышления, сформированным нашей системой образования /я не говорю воспитания/. Важное место, отводимое устной памяти, быстрой диктовке /как во времена, когда еще не существовало книгопечатание/; вопросам курса, а также необходимость понравиться преподавателю, никем не контролируемому и решающему с высоты своей кафедры, приводят к тому, что личное суждение, дух научного наблюдения, понимания, уступают место слепому подчинению догме, “наизусть”. Идеальным учеником был бы попугае-баран. Реальность и факты всегда должны подчиняться царствующей в данный момент теории.
Приведем несколько услышанных замечаний:
Один больной убежденно говорит: “Мне гомеопатия совсем не помогла”. И нехотя добавляет: “Правда, после консультаций, я никогда не покупал лекарств”.
Молодой практикант, являвшийся свидетелем целой серии исцелений, полученных при помощи иглоукалывания, восклицает: “Даже если я увижу, что этот метод дает тысячу удач на тысячу, я все еще не поверю в это”.
Другие говорят: “Я не буду пробовать. Я не верю”.
Не надо далеко ходить за примерами, довольно часто встречаются люди, которые, годами страдая от серьезных и неопределенных заболеваний, после консультаций с бесчисленными специалистами, после поглощения в опасных количествах активных медикаментов, не добились, однако, никакого улучшения своего состоЯния. Несмотря на предупреждение, они ждут от игл немедленных результатов. Получив лишь легкое улучшение после первого сеанса они не продолжают и заявляют, что метод бесполезен.
Еще более многочисленны те, которые, страдая годами и тем не менее сразу вылечившиеся этим методом, не понимают, что им необходимо еще беречься /как например при недавно вылеченной ноге/. Они прекращают следовать всякому режиму, позволяют себе излишества, которых не допускали даже до болезни, и затем обвиняют в рецидиве слабое воздействие иглоукалывания. Некоторые из них даже говорят: “Зачем возобновлять лечение, если оно дает результаты всего на год или два”.
Другие, которых нельзя было вылечить за один сеанс, но состоЯние которых значительно улучшилось, констатируют это как бы с сожалением и добавляют: “Боли после сеанса прекратились, это правда. Но я счел, что это простое совпадение и больше не пошел. И действительно, несколько месяцев спустя, боли возобновились... хотя у меня никогда не было столь длительного улучшения”.
Следует, наконец, признать, с психоанализом или без оного, что некоторые хронические больные, группа которых более многочисленна, чем это можно предположить, извлекает такую выгоду из своих болезней, что совсем не стремятся к выздоровлению. Не говоря уже о невротических самонаказаниях, имеет место также и бессознательное глубокое удовлетворение от сознания собственной значимости, от того, что тебя окружают заботами и вниманием, или же от возможности изводить супруга, избегать неприятных работ, пользоваться болезнью, чтобы ничего не делать; с бессознательной мыслью, что всегда можно будет быстро избавиться от этих болей, когда устанешь от них.
Эта работа, следовательно, не является законом, догмой: когда речь идет о жизни, и особенно о человеке, деформированном и усложненном цивилизацией, то абсурдно говорить о единообразии.
Надо не только разъяснить и прояснить китайские традиционные методы, но и те из них, которые были проверены либо во Франции, либо в Японии, нашими лабораторными способами, и, наконец, отметить открытия, которые мы смогли сделать и добавить к учениям тысячелетней давности Древнего Китая.
Я могу лишь на страницах этого тома напомнить о признательности Науки и больных, с одной стороны, Древнему Китаю, с другой стороны, всем современным врачам, которые соблаговолили направить меня в этом огромном усилии, передать мне свои знания, и позволить мне присутствовать при лечении и опытах, которые я им предлагал провести. Предисловие к Тому I дает их суждения.
Я надеюсь, что эта работа сможет послужить исходной точкой для новых исследований, приносящих все большую пользу, все более и более обширных, которые, наконец, позволяет полностью узнать если не саму природу энергии, то по крайней мере Управление ею.
|