Индийская хатха-йога об энергии (Пране)
В индийской йоге различают четыре направления: хатха-йога, раджа-йога, карма-йога и джнана-йога.
Хатха-йога - это практическая физиология энергии. Она опирается на тот известный в Индии уже тысячи лет факт, что реальной и конечной целью питания и дыхания является освобождение и накопление космической жизненной энергии (праны). Она показывает, как можно из пищи и воздуха получить максимальное количество энергии, создать энергетические запасы, как использовать энергию для улучшения работы сердца и ума или для внешнего воздействия и ее передачи с целью восстановления жизненных процессов у тех людей, кто этой энергии лишен.
Чрезвычайно интересно изучить эти теории, так как нет сомнения в том, что они получили распространение в Китае вместе с буддизмом в III и IV веках н.э. С их помощью можно объяснить не понятую и осмеЯнную практику даосов, смысл групповых гимнастических упражнений, которые, как мы выдели, использовали восставшие боксеры в 1900 и 1901 гг. для получения дополнительной силы и жизненной энергии в сочетании с нечувствительностью к ранам и болезням.
Японской борьбе джиу-джитсу (японское произношение двух китайских идеограмм, означающих “искусство борьбы”) обучали в монастырях Лун-мэнь в Китае в VIII-ом веке.
Китайцы даже превзошли своих учителей, так как считали, что ритмичное дыхание йоги, доведенное до крайней стадии, может привести к оформлению полученной таким образом энергии и образованию нового существа. Гунь-фу даосизма, несомненно, происходит от йоги.
Тщательное исследования этой проблемы позволили бы уточнить воспринятые китайцами теоретические взгляды, о которых я не смог найти ни одной серьезной работы, будь то на китайском, монгольском или тибетском языке; единственные сведения были получены мною в немногочисленных центрах традиционной даосской культуры.
Энергия не существует без материального, во всяком случае если идет речь о живых существах
Хатха-йога прежде всего обучает правильному пережевыванию пищи, которое продолжается до тех пор, пока пища не превратится в жижицу и сама собой не исчезнет изо рта.
Этот процесс, который, по европейским представлениям, лишь способствует хорошему перевариванию пищи, позволяет, по мнению индийцев, языку и слизистой оболочке рта поглощать “энергию пищи”. Цель последующего переваривания пищи в основном заключается в превращении пищи в желудке и кишках в кровь и ткани, мертвую материю, которой мы сообщаем жизнь и индивидуальные качества благодаря ранее накопленной энергии.
Хатха-йога учит также орошению тела. Предназначение воды, как и пищи, двоякое. Если вода поступает в рот по глотку и течет по языку, то она выделяет свою энергию, которая поглощается слизистой оболочкой. Сама же жидкость взаимодействует со всем телом.
Количество потребляемой воды должно при этом зависеть от работы, образа жизни, климата, времени года и от особенностей данного человеческого организма. Плохое орошение тела является причиной целого ряда заболеваний. Как, например, говорят йоги, кишка сможет накапливать достаточно жидкости для получения незатвердевших солей, если весь организм нуждается в жидкости и требует ее для себя? Некоторые люди должны в случае необходимости пить до двух литров в день. УпомЯнем лечение, которое йоги предлагают использовать в случае запора в результате высыхания: первый день - промывание (1 литр), затем отдых в течение одного дня, вечером третьего дня - промывание (1,5 литра); отдых в течение одного дня; пятый день - промывание (2 литра).
Более подробно рассматривается разработанное самой йогой ритмическое дыхание.
Индийцы установили, что все представляет собой движение, колебание; в природе ничто на самом деле не находится в покое. Всякое же колебание, всякое движение содержит в себе ритм. Воздействие в одном с ним ритме увеличивает его силу, воздействие в противоположном ритме уничтожает его, Войска, идущие по мосту в ногу, вызывают колебание моста и могут его разрушить; если они будут идти не в ногу, то опасность будет ликвидирована.
Человеческое тело управляется ритмом. У каждого человека свой ритм сердцебиения, ритм усилия и т.д. Воздействие в одном ритме с сердцем увеличивает силу и жизненную энергию; воздействие в противоположном ритме ведет к изнурению.
Свой ритм имеет и дыхание (китайцы считают, что полный вдох и выдох протекает за четыре сердцебиения: каждый должен сам регулировать свое дыхание в соответствии с ритмом сердцебиений). Индийцы же, кроме того, изучили различные способы дыхания;
1. Нижнее дыхание или дыхание животом; лучший способ дыхания, так как при этом происходит опорожнение нижней части легких;
2. Среднее дыхание, дыхание грудной клеткой; менее хороший способ дыхания, хотя он и развивает грудь;
3. Верхнее дыхание или дыхание плечами, утомительное дыхание с нулевой отдачей.
Рекомендуется при вдохе наполнить сначала живот (низкое дыхание), затем заполнить грудную клетку (среднее дыхание) и, наконец, заполнить верхнюю часть легких ( Верхнее дыхание). При выдохе сначала надо освободить от воздуха нижнюю часть легких, возвращая живот в исходное положение, затем освободить грудную клетку, после чего опустить плечи.
Йога рекомендует делать вдох за четыре сердцебиения, затем задержать дыхание на время, соответствующее двум сердцебиениям, после чего сделать выход за время четырех сердцебиений и не делать нового вдоха в течение времени двух сердцебиений.
По мере проведения подобных упражнений, переходят ко времени шести сердцебиений, затем восьми и наконец четырнадцати, задерживая дыхание как при вдохе, так и при выдохе в течение половины этого времени.
Делать вдох - это значит вводить в свое тело Прану, космическую энергию. При выдохе приобретенная энергия распространяется по всему телу. Мы можем научится управлять ею и направлять ее к определенной точке, думая об этом и сильно этого желая.
(Напомним, что при вдохе сжимаются грудные артерии, что приводит к выталкиванию артериальной крови к периферийным областям и направлению венозной крови к внутренним органам. При выдохе происходит сжатые живота, проводящие к удалению крови из внутренних органов и направлению венозной крови к сердцу).
Но йоги используют не только ритмичное, или, как они называют “полное” дыхание. Следует упомянуть также и:
1. “Очистительное дыхание”, которое заключается в том, что после заполнения легких они опорожняются с помощью выдоха, подобного тому, как мы думаем, чтобы потушить находящуюся на расстоянии свечку. Это делается всего один раз.
Следствие - укрепление и расслабление легких (особенно после какого-либо усилия: пение, речь и т.д.) с целью стимулирования работы клеток и очищения легких. Такое дыхание полезно после тяжелого упражнения, речи, пения и т.д.;
2. “Оживляющее дыхание” - стоя, хорошо наполнив легкие, медленно поднять руки перед собой, отвести их и, постепенно сжимая мышцы и кулак, вытянуть их в том же сжатом состоянии и очень быстро вернуть их к телу несколько раз подряд, затем сделать выдох, после чего сделать “очистительное дыхание”;
Следствие этого - значительное укрепление тела и мышц;
3. “Дыхание для голоса” - очень медленно заполнить легкие и остаться несколько секунд в таком положении; резко выдохнуть через широко раскрытый рот, после чего сделать “очистительное дыхание”.
Следствие этого - развитие голосовых связок.
В то же время рекомендуется петь, располагая рот как для свиста, что приводит к большему резонансу.
4. “Дыхание для стимулирования деятельности мозга” - закрыть большим пальцем правую ноздрю и сделать вдох через левую ноздрю, закрыть ноздрю сделать выдох через правую ноздрю, сделать вдох через ту же правую ноздрю, закрыть ее и выдохнуть через левую ноздрю.
Следствие этого - достояние состояния глубокого покоя после изнуряющей умственной работы. При этом энергия направляется к мозгу.
И, наконец, йоги рекомендуют искусство достижения состояния расслабленности во избежание расходования наших энергетических запасов. (Основной центр энергетического резервуара - солнечное сплетение).
Надо лечь вытянувшись, постепенно переходя мыслью от одной мышцы к другой и представляя себя расслабленным; все тело должно быть легким, ничто не напряжено; энергия должна выйти из мышц, которые становятся при этом как свинцовые. Надо почувствовать себя как бы погруженным в свое ложе.
Для получения хорошего результата часто необходимы особые многочисленные тренировки частей тела.
Следствие - полный покой, изгнание гнева и заботы (основой которых является страх), полное овладение своими энергетическими запасами.
Цель всех физических и физиологических способов, разработанных Хатха-йогой:
1. Уловить как можно большее количество энергии (праны) из воздуха и пищи, причем в качестве источника этой энергии рассматривается солнце;
2. Направить эту энергию в заранее определенную часть тела, либо для хранения этой энергии, либо для восстановления потерь, либо для введения в нормальный энергетический поток для возможности осуществления дополнительного усилия;
3. Усилить власть воли над самопроизвольными движениями органов и тела с целью пресечения ошибок, приводящих к болезням и расстройствам. У каждой клетки есть все необходимое для выполнения своей работы. Каждая группа клеток, каждый орган или часть организма обладает разумом, пониманием и противодействием, без которых они не могли бы выполнить свои зачастую сложные функции.
Инстинктивный разум, может быть, само Бессознательное, управляет всей разумной деятельностью, но он выполняет указания Сознания, когда оно их ему дает и не мешает его работе.
Отметим разницу между китайскими и индийскими представлениями.
С помощью четырехтактного дыхательного ритма китайцы активируют нормальное функционирование органов.
С помощью 6, 15, 18 30-ти тактного ритма йоги, как это было доказано замечательными работами доктора Броссе, использовавшего специальные приборы для регистрации, могут полностью подавить процессы дыхания и сердцебиения, т.е. подавить все внешние приметы жизни.
Я не слышал, чтобы в Индии когда-либо пытались, подобно китайским даосам, создать новое существо, используя избыток праны.
|