Наш исторический обзор был бы неполным, если бы мы не упомЯнули японские исследования, посвященные данному вопросу: ведь нет никакого сомнения, что собственно японская медицина вышла непосредственно из китайской науки. Что касается начального периода применения медицины в Японии, то традиция сохранила лишь два имени, не упоминая, в какое время эти люди жили.
В 443 г. н.э. император Инке вызвал врачей из Кореи, где в то время были широко распространены достижения китайской цивилизации и, в частности, акупунктуры.
В 608 г. император Сюико послал в Китай настоящую делегацию для изучения медицины при дворе правителей династии Тан. Именно в это время и имело место достоверное введение китайских методов в Японии, и этим временем ознаменовалось в Японии начало наук, искусств и литературы.
В период VI-VIII века часто упоминаются многочисленные отправки японских учеников в Китай. Но в этом, как и во всем остальном, японцы воспринимали новое не как простые подражатели, но применяли китайские знания в соответствии с обычаями и климатическими особенностями своей страны. Из-за большой влажности в Японии возникали болезни, которые были ею обусловлены, и это в сочетании с тем, что большую часть пищи японцев составляла рыба, привело к особому развитию искусства прижигания, в то время как иглоукалывание получило особое развитие в сухом климате Северного Китая.
В XVIII веке голландцы ввели в Японии европейскую медицину, которую японцы принялись изучать с живым интересом и с достаточной проницательностью; так, Митани Кока в работе, которую он опубликовал приблизительно в это время о европейской анатомии, отмечали “Западные врачи в процессе изучения все более и более отклоняются от действительной цели своих исследований. Их изучение человеческого тела сводится к изучению трупа. Оно не служит получению сведений о живом человеке, который собственно и является единственной целью медицинских исследований”.
В 1881 г. в Японии было принято решение приятия европейских наук с целью спасения от Запада своей собственной цивилизации. Законом были утверждены медицинские институты на европейский лад, которых не проводилось обучение китайской медицине. Однако она по-прежнему оставалась в почете, так как императоры с давних пор назначали на должность первого врача, руководителя врачей, использовавших китайские методы, и специалистов по акупунктуре.
Врачи, использовавшие в своей практике китайские методы, продолжали традиционное обучение, в то время как в медицинском институте проводились занятия по европейской медицине.
Студенты 1884 г. становились специалистами. Многие из них приобрели мировую известность и часто упоминаются в наших научных трудах: Ногуши, Китазабо, Такаминэ, Нагаока, Икено, Хата, Иошида - открытия этих ученых известны и студентам в Европе.
Однако новые доктора, специалисты по европейским методам лечения, вынуждены были констатировать, что часто их усилия заканчивались неудачей или приводили к успеху слишком медленно там, где больные легко и быстро исцелялись при помощи китайской медицины. Кроме того, несчастные случаи из-за введения сывороток и нарушения деятельности органов после многочисленных прививок вызвали настоящий страх у японцев. Высокая стоимость анализов, снимков отпугнула пациентов. Врачи придворной школы снова стали свидетелями наплыва больных и учеников.
Доктор Накаяма (Тиотоку), автор важных трудов на эту тему (см. “Акупунктура и китайская медицина в японской практике”. Изд. Трианон, 1934 г,) сообщает: “За сорок лет, прошедших после реформы, число врачей, использующих китайские методы лечения, уменьшилось, Однако любопытная вещь: современные врачи, практикующие европейские методы, недруги и победители тех, кто использовал традиционные методы лечения, начали в последнее время прибавлять к словам, написанным на дверных табличках “Врач - специалист по европейской медицине”, слова “Врач, использующий китайские методы лечения”.
Короче говоря, в настоящее время начинают признавать превосходство изгнанной и подавляемой китайской медицины”.
С этих пор врачи-специалисты по европейской медицине начали изучать с использованием наших лабораторных методов и с научной строгостью последствия иглоукалывания и прижигания, а также китайские лекарства. Полученные выводы заставили снова обратиться к китайской науке. Были опубликованы важные труды по этому вопросу.
Среди тех, кто способствовал этому обновлению, назовем докторов Тамаморы (Мино-Суке), Накаяму и Дадзея, работы которых считаются чрезвычайно авторитетными, доктора Хару, исследовавшего и опубликовавшего результаты своих опытов по прижиганию на людях и кроликах, знаменитого доктора Саваду.
|