Эта эпоха большого процветания для Китая ознаменовалась также большими достижениями в области акупунктуры. Сун Се-Мяо (585-682) “почитался всеми. Он применял иглоукалывание и прижигание во время прощупывания пульса” (Да Ч.I, с.2). Он автор двух работ, в которых он обсуждает важную проблему, касающуюся причин запрещения колоть или прижигать те или иные точки, а также правило направления энергии без ее рассеивания или усиления. Названия этих работ ЦзЯнь ЦзИнь фан “Предписания, стоящие тысячу золотых монет” и ЦзЯнь ЦзИнь И фан “Крылья, добавленные к предписаниям, стоящим тысячу золотых монет”. Часто упоминается также Ян Шан-Шань. хотя его работы до нас не дошли (см. библиографию).
Ван Бин, занимавший в 762 г. должность первого придворного врача, прославился сначала своими Су Вэнь Цзе Чжу “Критическими комментариями Су Вэня” - исследованиями достоверности, происхождения, основы и формы Су Вэня. Он затем открыл “правило пяти переходов и шести энергий” для этиологии и классифицирования болезней. 5 переходов - это ветер, сухость, тепло, влажность, холод. 6 энергий - это: I - ударные сведения суставов, зависящие от меридианов печени и желчного пузыря; 2- воспаления (одышка, нарушение мочеиспускания, поносы, туберкулез, сыпь, гнойники), зависящие от меридианов сердца и тонкой кишки; 3 - случаи несварения пищи и нарывы - от меридианов желудка и селезенки - поджелудочной железы; 4 - нервные и психические нарушения, зависящие от меридианов: повелителя сердца и тройного обогревателя; 5 - изнурение и функциональные остановки, зависящие от меридианов легких и толстой кишки; 6 - слизистые выделения, мокроты, обусловленные холодом или водой и зависящие от меридианов почек и мочевого пузыря.
В середине VIII века Ван Шуй сделал выборку из старых книг, содержащую 1104 предписания, касавшихся лекарств или акупунктуры: Вай Тай Би Яо “Важные секреты, находящиеся вне Башни”.
В IX веке Чжень Цюань опубликовал рассказ “Правило пульсов” Мо Цзин, что наводит на мысль о том, что книгу Ван Шу-Хуо того же названия не следует относить к Х веку. Предполагается, что он является автором двух других не дошедших до нас работ (см. библиографию).
Упоминается утраченная работа Хо Жо Юй, жившего во времена южной Тан (937-975), Цзе У Лю Чжу Чжень Цзин “Правило игл, полночи-полдня, следования и противопоставления”, где он, по-видимому, изложил правило “следования и противопоставления”.
|