На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Глубокая древность

Иглоукалывание и прижигание практикуются в Китае, по-видимому, с незапамятных времен. Их стали использовать еще в период неолита. В труде Ней Цзин (Лин Чжу, I), относимом в целом (за исключением некоторых частей)  к XXVIII веку до н.э. и необходимом для специалистов по акупунктуре, отмечается: “Мне жаль, что люди, пораженные болезнью, не платят мне налоги и не отрабатывают барщину. Я желаю, чтобы им не давали больше лекарств, их отравляющих, и чтобы не использовали более древних каменных игл. Я желаю, чтобы применяли лишь таинственные металлические иглы, с помощью которых направляется энергия”. Это упоминание о каменных иглах уводит нас в глубокую древность, так как проведенные в Китае раскопки позволили обнаружить медные орнаменты в геологических слоях, относящихся к ХХХ веку до н.э.

            В те далекие времена этот метод, судя по данным энциклопедии Цзе-юань (Tsze-iann) /статья БЯнь-Цзю (pienn-tsion)/, назывался БЯнь-Цзю (использование каменных игл и прижигание). Сведения об этих древних инструментах малочисленны и исходят от Су Вэня (Son Oinn) /часть Ней Цзин, XXVIII век до н.э.).

            (Да Ч. III, с. 29  ): “Происхождение БЯнь-чэнь (иглы - каменные иглы) или БЯнь-шэ (камни - каменные иглы) идет из земель рядом с Восточным морем. Там находится гора, с названием Высокая Вершина (Гао-фон), камни которой по форме напоминают иглу с нефритовой головкой. Они были по природе своей длинные и закругленные. Их точили для получения острия. После этого ими можно было пользоваться как иглами для лечения больных: никакие иглы не были лучше этих.

            (Да Ч. I, с. 2): Восток   - это место, где начинаются Небо и Земля, Это страна рыбы и соли. На берегах моря живет много людей, питающихся рыбой и любящих соль. Из-за рыбы эти люди имеют внутреннюю теплоту. Соль побеждает кровь. Поэтому у этих людей черноватый оттенок кожи. У них чаще всего бывают гнойники (ен) и сильный зуд (Ян). Для их лечения следует применять каменные иглы. Потому-то эти инструменты и пришли к нам с Востока”. Идет ли речь о Шань-дун (Chann-tong) или даже о Японии и Кореи?

Традиция использования этих примитивных орудий, по видимому, сохранялась и в довольно позднее время, так как в истории Ранней Хань (И.Вэнь-Чэ), написанной в I-ом веке до н.э., говорится: “При династии Чжу (XIII-III в.в. до н.э.) для  лечения больных использовали каменные иглы (чэнь-шэ). В настоящее время это искусство утерЯно”.

            Известно, что с этих пор вошли в употребление медные иглы. И однако, в качестве аргумента можно привести изограмму Чжень (игла), писавшуюся вначале с элементами “наточенный бамбук”, так как иглы для питья делались из бамбуковых щепок. Но начиная с ХХVIII века эта орфография сохранилась только  для игл для шитья, а для игл, применяемых в акупунктуре, были приняты элементы “наточенный металл” или “металл - два пальца, держащих иглу”.

            Считается, что металлические иглы пришли с Юга, куда традиция помещает первую шахту для добычи меди (медная гора на восточной оконечности гор ЦИнь). Для первых китайцев, занимавших лишь долину Желтой реки, это было Югом. Сведения об этом приводит еще Су Вэнь:  (Да Ч. I, с. 2 v): “Юг - это место, где Небо и Земля производят без остановки, где изобилует солнечный Ян. Земли в этих местах находятся в низинах. Ослабляющий климат, Там в изобилии туманы и роса. Люди там любят кислое. Они питаются копченым мясом (фу). Поэтому они нежные и слабые и имеют красноватый цвет кожи. Они болеют сведением суставов (люань) и ревматизмом (би). Для лечения этих болезней следует использовать тонкие иглы. Поэтому Девять игл пришли к нам с юга”.

            Что же касается прижигания (цзю), идеограмма которого составлена из элементов “огонь-продолжительный”, то Су Вэнь говорит о том, что они пришли с Севера (Монголии).

(Да Ч.I, с.2 ): “Метод прижигания пришел с Севера, возвышенной местности, где царят ветер, холод, лед. Побеждающий все холод вызывает болезни “недостатка”, которые лечат с помощью прижигания”.

            Самые древние специалисты, о которых сохранилась память, упоминаются в Ней Цзин, как находящиеся при дворе императора Хуан-ди, царствовавшего с 2797 по 2696 г.г. Это Ци-бо, Лэй-гунь, Юй-фу, Бо-гао и Шао-юй. К этому времени, как пишет Ней Цзин, метод уже в целом оформился. Древние науки были весьма разработаны, так что наши ученые смогли, основываясь на астрономических данных, взятых из древних китайских книг, определить день и час, в который происходили события, описанные в ХХХ веке до н.э.

            Циркуляция крови была описана в Ней Цзин за 45 веков до Гарвея. Селезенка описана как восстанавливающая равновесие крови, которую она принимает и передает очищенной другим органам.  Существование управления дыхательными, пищеварительными и мочеполовыми функциями конкретизируется в органе, не имеющем формы, но обладающем именем”. Описан вес органов, их размеры, длина сосудов.

            Традиция говорит о том, что в V веке до н.э. жил известный врач БЯнь-Цяо (называемый также ЦИнь Юз-Жень). В энциклопедии Цзе-юань сказано, что БЯнь-Цяо - выдумка образованных людей, живших при династии Хань в III веке до н.э. Но независимо от того, жил он в V веке или в III веке до н.э., был ли один БЯнь-Цяо или их было несколько, тем не менее до нас под этим именем дошло произведение, которое находит применение и сегодня и которое позволяет предположить, что его автором являлся выдающийся врач.

            Находящая до сих пор применение книга, которая приписывается БЯнь-Цяо, называется “Нан-Цзия” (“Трактат о трудном”), где автор питается объяснить наиболее трудные места Ней Цзин. БЯнь-Цяо выделил и рассмотрел разницу между иглоукалыванием (шла ли речь тогда еще о каменных иглах?), которые легче рассеивают энергетические избытки, прижиганием, которое легче оказывает усиливающее действие при слабостях, простуде, ревматических болях. Ему приписывают восходящие к VI-ому веку н.э. “Правила полночи и полудня”, Цзе У Цзин, которые, вероятно, являются апокрифом и впервые выявляют чередующиеся противоположности между Инь и Ян, между энергией и кровью, между днем и ночью. Его “Песня нефритового дракона” Юй Лун Фу до сих пор представляет интерес для терапии.

            БЯнь-Цяо (ИСЖМ I. с. 29 v) был уроженцем Чжэн, теперешнего СИнь Чжэн в Хэ-нане, близ Кайфона. Он сам говорил, что может вылечить все болезни кроме шести: слишком большого богатства у слишком легкомысленного человека; гордыни, презирающей разум; неспособности зарабатывать на жизнь; недостаточности Инь и Ян; худобы, не позволяющей вынести лечение и особенно веры в колдунов, усугубленной неверием во врачей.

 


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.