На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Введение в аюрведу. Никитин С.А.

Вся история медицины является борьбой за понимание происходящих в человеке процессов и обсуждения вопросов возможности помочь ему в преодолении всяческих недугов. Во всех традиционных школах всегда существовало 2 раздела: раздел теоретической медицины, в задачи которого входило рассмотрение происходящих в организме человека патогенных процессов, исследование причин их возникновения и механизмов действия, и, соответственно, курс терапии. Поскольку на теоретической части медицины основана постановка диагноза, то, безусловно, эта часть медицины является принципиальной и основной. В подтверждение сказанного следует иметь в виду, что традиционная медицина назначала курс терапии не просто как следствие диагностики, а выбирала его как механическое ее отражение. При этом применялся принцип лечения подобного обратным. С развитием гомеопатической науки появился новый метод лечения, а именно лечения подобного подобным, что также не совсем верно. Дело в том, что оба метода практически можно рассматривать как один механизм, основанный на разных уровнях воздействия на патогенные процессы. Метод лечения подобного подобным предполагает прямое влияние на физиологические процессы в организме человека и, следовательно, требует определенных доз лечебного вещества. Метод лечения подобного подобным основан на гиперстимуляции иммунной системы, дабы вызвать необходимую реакцию иммунитета в нужном для терапии направлении. Таким образом, что, являясь некоторой терапевтической «провокацией», он вызывает развитие физиологических процессов лечебно-восстановительного характера, абсолютно совпадающих как по знаку, так и по механизмам с медикаментозным воздействием. Заключая в себе малые дозы, данный метод не оказывает травмирующего воздействия на обменные процессы, которые всегда возникают в связи с необходимостью выведения из организма продуктов химиотерапии (в том числе в аллопатических дозах), с которыми всегда приходится иметь дело при назначении аллопатических препаратов.
Поэтому, данный метод воздействия, как метод наиболее мощный, все же речь идет о воздействии на иммунную систему, и наиболее экологически чистый, поскольку иммунная схема воздействия всегда связана с оптимальной для организма данного пациента в данном состоянии схемы восстановления гомеостаза.
Весь букет этих «окологомеопатических методов» обозначается в современной западной медицине термином «иммунотерапия».
Обрисовав некие возможности современных методов лечения вернемся к нашей теме. Поскольку сразу может возникнуть вопрос о целесообразности применения неких диетических пищевых компонент в курсе терапии, поскольку, существует более мощные по силе терапевтического воздействия методы. Здесь следует иметь в виду, что применение любого курса терапии всегда основано на наличие защитных иммунных сил или здоровья самого пациента. В буквальном смысле после самой лучшей операции, проведенной самым лучшим специалистом, пациенту предстоит в любом случае выжить, имея в виду, что любая операция травматична сама по себе и всегда создает дополнительную нагрузку на организм пациента. С курсом терапии принципиально все то же самое. Если речь идет о длительной хронике тяжелых системных заболеваний, таких как онкология, диабет, астма, то организм пациента всегда истощен, иммунная система слаба, и каждый врач, берущийся за курс терапии, должен отчетливо осознавать, что необходимые для излечения пациента силы он будет собирать по каплям. Поэтому, при всех сложных системных состояниях, назначение правильной диеты или, точнее, схемы питания, является абсолютно необходимым компонентом в курсе терапии.
С другой стороны, и здесь мы переходим к теоретическому разделу, механизмы регуляции организма человека можно разделить на три компоненты: психика – функция – органика. Взаимодействие их осуществляется следующим образом: Психика (Вата) оказывает воздействие на Функцию (Питта), которая, в свою очередь, воздействует на Органику (Капха).
Не откладывая вопрос вдаль, мы даем сразу взаимодействия функций организма соответствующим аюрведическим конституциям. Как гласит народная мудрость, «все болезни – от нервов». В этом случае богатая народная интуиция не подвела. Во всех традиционных науках, Аюрведа, чжень-цзю терапия и присоединившаяся к ним некоторым образом гомеопатия, это легко подтверждается. Буквально, заболевание развивается «сверху вниз и изнутри кнаружи». Таким образом, развитие заболевание провоцируется психикой, дальше идет подвижка функций органов и систем, т.е. возникает функциональная фаза патогенного процесса, и лишь потом возникают подвижки в области органики. В сущности говоря, хорошо развитые органические фазы патогенных процессов и наблюдаются с применением методов современной медицины, таких как томограф, УЗИ и т.д. Ясно, что наблюдение этих фаз происходит в тот самый момент, когда заболевание дошло до своего апогея, поскольку мы с вами имеем далеко не цветочки, а сплошь ягодки. При этом, имея в виду подвижность психических процессов, а так же то, что психика стоит в самом начале развития патогенеза, развитие заболевания можно было легко предотвратить при появлении первых признаков изменения психического состояния. Не успели на этом этапе – тоже ничего. Функциональная фаза развития заболевания обычно представляется в виде подострых и острых случаев, которые, безусловно, требуя применения квалифицированного курса терапии, тем не менее также надежно компенсируются. Возникновение органных фаз всегда говорит о хорошо развитом хроническом процессе с наличием иммунодепрессии, т.е. ослаблением защитных функций организма и возможной опасностью для самой жизни пациента.
Проблемы исследования патогенных процессов на самых ранних стадиях – психические фазы, функциональные изменения – всегда интересовало все медицинские науки. Поскольку данные фазы не имеют органических очертаний и их невозможно исследовать методом «пощупать», в разных школах всегда существовали попытки создания методов и методик диагностирования этих фаз. В этих случаях речь всегда шла о некоей предрасположенности организма пациента к развитию патогенных состояний, а развитие этих предрасположенностей описывалось механизмом конституций. Именно поэтому три основных конституции всегда можно найти в различных школах медицины. То, что в Аюрведе воспринимается под терминами Вата, Питта и Капха, в гомеопатии связано с понятиями Флюорика, Фосфорика и Карбоника соответственно. Большинство удивит сочетание понятий «иммунотерапия» и «Аюрведа». Однако, с точки зрения лечебной практики, эти методы оптимально дополняют друг друга. Поскольку все методы микроволновой иммунотерапии, включая классическую гомеопатию, действуют, оказывают влияние вначале на психику пациента, вызывая соответствующие функциональные и органические сдвиги. Методы Аюрведы, питание, и другие специальные методики, действуя на уровне органики, оказывают существенное влияние на стабилизацию психики и коррекцию функциональных состояний. При этом следует иметь в виду, что особая ценность состоит в том, что эти методы не только не противоречат, но и дополняют друг друга, не только не отменяя действие каждого из них, но и максимально его развивая. В частности, в следующих номерах журнала мы будем давать методики применения некоторых аюрведических препаратов, схема приготовления и применения которых является чисто гомеопатической как по схеме так и по принципу действия.
Опыт чтения лекций, а ваш покорный слуга с 1992г обучил более 1000 человек, приводит к тому, что самым трудным для наших врачей является отнюдь не понимание смысла методик, которые, напротив, быстро понимаются и эффективно потом применяются, а самого языка описания. После употребления терминов Вата, Питта, Капха возникает некоторый шок, который длится на курсе еще дня два. Здесь нужно иметь в виду, что данная терминология является традиционной для данной науки, и, уважая ее, следует употреблять именно эти термины. В дальнейшем вы увидите, насколько это удобно. Если мы говорим, что пациент – Капха, имеется в виду, что у пациента развитый патогенный процесс, соответствующий избыточности веса и проблема обменных процессов вообще. Если употребляется термин «Флюорик» - мы понимаем: весь комплекс психосоматических изменений, присущих данному пациенту. Именно психосоматических, поскольку гомеопатия, соотнесясь с методами воздействия на психику, определяет конституцию пациента преимущественно в психической сфере. В отношении изучения Аюрведы для тех, кто никогда ранее не был с ней знаком: лучше сначала все изучить и постараться понять, не обращая внимание на непривычность и странность терминов и схем, поскольку это язык аюрведического описания, и с этим ничего не поделаешь. Это похоже на проблему купания: кто-то входит в воду постепенно, кто-то окунается сразу. Это, как говорится, дело вкуса. Однако, глупо говорить о том хороша или плоха сегодня вода, если вы в ней даже не искупались.
Введение в аюрведические конституции
Итак, Аюрведа описывает три конституции: Вата, Питта, Капха, что соответствует ветру, желчи и слизи. Если посмотреть на нашу схемку взаимодействия конституций, то это взаимодействие описывается следующей формулой развития патогенеза : «ветер гонит желчь, а желчь сжигает слизь». Попробуем понять, что под этой фразой понимается в сугубо медицинском смысле. Во-первых, удивление вызывает разнородность самих конституций: желчь и слизь – это вроде бы как некие субстанции организма, а ветер уж совсем не из этой песни. Но из песни слов не выкинешь, поэтому, первое понимание конституций состоит в том, что три конституции делятся на две группы: статическую и динамическую. С точки зрения Аюрведы, здоровье пациента обеспечивается равновесием двух статических компонент: желчи и слизи. Если бы не влияние динамической компоненты – ветра – все было бы просто. При этом, под термином «ветер» понимается развитие различного рода психических процессов, как то эмоции, стрессы и т.д. Фраза, что «ветер гонит желчь» означает, что если ваш пациент часто и много ругается на работе, т.е. у него возникают яркие психические состояния с наличием агрессии – ярость, злость и т.д. – этот «ветер» погонит желчь, что соответствует гиперактивной работе печени и желчного пузыря, в связи с чем, если вслед за такого рода яркими состояниями у пациента возникает обострение желчно-каменной болезни или просто с его слов «он ощущает жжение в правом подреберье», удивляться не приходится. Развитие процессов «желчи» - из той же формулы – вызовет «сжигание слизи». Наиболее быстро данная схема проявится в суставах, поскольку желчь в прямом смысле «сожжет слизь», диагноз – артрит. Кстати говоря, артроз принципиально отличается от артрита тем, что при артрите желчь сжигает слизь, а стало быть речь идет об огне, а следовательно, о воспалении. Артроз в Аюрведе соответствует формуле «ветер высушивает слизь», а само заболевание рассматривается как дегенеративное (гипосостояние, в отличие от артрита, которому соответствует гиперсостояние) изменение органов и систем.
Это небольшое рассмотрение возможно, приведет вас к пониманию ценности изучения аюрведической науки, как совершенно нового дополнительного взгляда на уже известные вам заболевания, имеющие при этом и достаточно мощный курс терапии для их коррекции. В этом месте следует добавить буквально следующее: ваш покорный слуга в свое время так же недооценивал возможности аюрведической терапии, рассматривая ее как некое дополнение к терапевтическому курсу, пока не столкнулся с очень яркими и мощными кризисами у детей и стариков. Здесь следует иметь в виду, что если мы говорим о взрослых пациентах, с наличием подострых состояний, то для них назначение диеты безусловно, благоприятно скажется на компенсации заболевания, но ярких изменений при назначении курса диеты вы не отметите. Организм взрослого человека достаточно хорошо поддерживает гомеостаз, компенсируя за счет иммунных сил в том числе и проблемы питания по формуле «здоров как бык, ем что угодно». Однако, в тех случаях, когда речь идет о хронических состояниях взрослых, а также в отношении детей и пожилых, даже диету следует менять осторожно – для этих групп пациентов применение аюрведической диеты может оказать не только решающее значение для выздоровления, но и вызвать яркие кризисы и обострения.
Эти кризисы лежат как правило в обменной сфере – однако, если вдруг у ребенка после назначения диеты в 3 часа ночи начинается зеленая рвота и понос с повышением температуры, для врача это мало благоприятно, поскольку, как правило в такой ситуации испуг испытывают не только родители ребенка, но и сам врач, назначивший диету. Сточки зрения аюрведической науки данная реакция – а это реальный случай из практики – вполне благоприятна. Изменение диеты вызвало яркую реакцию очистки организма от наполнявших его токсинов, следствием чего являлись рвота и понос. Временное повышение температуры (39) так же не составляло опасности для жизни ребенка, однако, стресс испытал и сам ребенок, и его родители, и лечащий врач.
Текст Аюрведы мы даем в адаптированном для западного врача варианте без изменения принципиальных схем и терминологии. Однако, наиболее сложные вопросы – что же это означает? – будут разбираться в комментариях к текстам, которым и является настоящее Введение в Аюрведу.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.