Имеется много видов энергий. Различают: Ионг энергию, Оэ энергию, основную энергию, кровь, наследственную энергию, духовную энергию и соки тела. При этом речь идет о точных понятиях, но довольно определенного перевода не выявилось в европейских языках. В ранних переводах господствует путаница и двойственность понятий.
В своей совокупности обозначают эти выражения функции питания и защиты, обращение энергии и крови. Речь идет об одной из важнейших частей физиологии китайской медицины. В течение болезней изменяются эти энергия и кровь. Для подходящей терапии требуется из изменений симптомов суметь различить (выделить) болезни.
Мы делим энергии на четыре группы: Ионг, Оэ, Основная энергия, кровь, наследственная энергия (Тинх), духовная энергия (Тхан), соки тела (Тхан Дих).
Ионг, Оэ, Основная энергия, кровь. Происхождение и подразделение. Ионг. Ионг имеет двойное значение, значение «питания» и «движения». Итак, Ионг энергия - питательная энергия, которая постоянно в теле в движении. «Человек берет энергию питания в желудке. Эта энергия течет к легким: пять органов и шесть полых органов принимают ее; «чистая энергия» и «нечистая» - образные выражения. (Все, что «легкое и высокое», - взлетает к легким, что «тяжелое и низкое», - поступает к кишкам).
Поэтому Оэ энергия опускается к кишкам, прежде чем она поднимется к груди.
Средний обогреватель - основной пункт и местонахождение Ионг энергии, нижний обогреватель - основной пункт Оэ энергии.
«Чистая» энергия - Ионг (питающая) ; «нечистая» энергия - Оэ (движущая). Ионг энергия течет по меридианам, Оэ энергия вне меридианов». Пей Кинг излагает: «Ионг - чистая энергия из питания...». Ионг - свободно выработанная энергия при принятии пищи. Эта энергия находится сначала в желудке, потом в легких... она течет во внутренности, сверху и разделяется снаружи... «Чистая часть этой энергии течет внутри меридианов и «питает» постоянно тело». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Такое изложение объясняется нам происхождение меридианов. Они возникают из энергии питания во время пищеварения в желудке под воздействием селезенки (поджелудочной железы). Поэтому Ионг чистая энергия питания. Она начинает свой бег в желудке, течет к легким, оттуда по меридианам и в кровяные сосуды для того, чтобы заполнить все тело. Оэ. Оэ означает «защита», «оборона». Речь идет о защитной энергии тела. Она как и Ионг свободна в процессе пищеварения. Оэ энергия отличается от Ионг энергии тем, что она течет вне меридианов. (В этом параграфе, который занимается Ионг и Оэ энергией, выражение «меридианы» означает основные меридианы, за исключением всех других. Нужно всегда понятия Инь - Ян, Внутреннее - Наружное, Верх - Ннз иметь в виду. Итак, если, например, говорят о Ионг энергии, которая течет по основным меридианам, нужно при этом думать, что Оэ энергия течет вне меридианов, это значит по сухожильно-мышечным меридианам. Первые проникают в органы и полые органы, которые расположены внутри, в то время как другие распределяются в коже, мышцах, мускулатуре, которые расположены снаружи (Ян).
«Оэ - сильная энергия, которая образовалась из питания. Она быстрая и живая. Она проникает не только в основные меридианы, но и течет в мышечные пучки, в брюшную и реберные части и распространяется в грудь и живот». (Су Вэнь «Нэй-цзин») Итак, Оэ энергия «крепкая, сильная», часть энергии из питания, живого вида и быстрого движения. Она протекает через тело вне меридианов кровь. Это значит: «Средний обогреватель берет чистую энергию из питания и превращает протекающие элементы в кровь. Энергия Ионг течет по артериям и венам к питанию тела (конечностей, мышц, мускулатуры) и к орошению внутренности (органов и полых органов)».
Итак, кровь возникает из питательной энергии. Достаточно сказать, что Ионг и жидкость органов под воздействием среднего обогревателя направляется в кровь. Так течет кровь, в которой находится Ионг, безостановочно в кровяных сосудах, кровь и Ионг одинакового происхождения. Если следовать дальше этой проблеме, устанавливают, что Ионг возникает из крови, и кровь с жидкостью тела и Ионг энергией - это соединенная субстанция. Итак, Ионг - энергия, то есть нематериальна, в то время как кровь - вещество, то есть материальна. Отсюда очень четкое разделение между Ионг и кровью.
Основная энергия. «Основная энергия, которая состоит из энергии неба (воздух, нематериальный элемент) и энергии земли (пища, материальный элемент), имеет целью поддержание организма». Задачи этой энергии многочисленны. Поэтому она имеет различные названия. «Мелкие вещества пищи в желудке проходят через средний и нижний обогреватели и преобразовываются в «основную энергию», которая орошает пять органов и шесть полых органов. Эта энергия течет по путям Ионг и Оэ энергий. Другой вид, названный «большой энергией», не следует по этому пути. Она собирается в груди, достигает легких и удаляется через глотку и нос. Она вызывает вдох и выдох.
«Большая энергия называется также «наследственной энергией». Коренным образом объяснил Трунг И Хок: «Основная энергия - жизненная энергия, важнейшая энергия человека».
Небесная энергия (воздух, дыхание) и земная энергия (пища, пищеварение) называются «первичными энергиями». Под воздействием тройного обогревателя превращаются они во второстепенные - энергии. Ян энергия находится в Ян части, Инь энергия - в Инь части, Ионг энергия - внутри тела, Оэ энергия - снаружи тела.
В селезенке (поджелудочной железе) называется она энергией «в изобилии», в желудке «гастрической» энергией, в среднем обогревателе «центральной энергией», в нижнем обогревателе «энергией из Яна» или «энергией из Пня».
Это объясняет многообразие энергий и их названия, соответственно своему месту и своему заданию.
Главные функции Ионг, Оэ, Основной энергии и крови. Ионг (питательная энергия) и кровь. Несмотря на различия Ионг и крови они связаны друг с другом своим обращением, внутренней функцией и своим влиянием на умственную деятельность.
Кровообращение и внутренняя функция. Трунг И Хок излагает: «Волосы, кожа, кости, мускулатура, полые органы и органы зависят от крови. кровь сильная, тело также здоровое. кровь слабая, тело также слабое. Только здоровое свойство крови дает телу возможность поддерживать свою силу и подвижность. При этом кровь имеет также очень важные отношения к энергии. Поэтому древние ученые говорили: «Энергия - главнокомандующий» крови... течет энергия, тогда течет и кровь...».
Трунг И Хок заключает из этого: «Кровь может только оставаться «шпорной колючкой» энергии в движении».
«Ионг энергия - чистая энергия питания, она гармонирует с пятью органами и орошает шесть полых органов. Поэтому основная функция Ионг энергии - питание». (Су Вэнь «Нэй-цзин») Отсюда следует, что Ионг и кровь неотделимы. Возьмем к примеру случай нарушения Ионг и Оэ обращения: кровяные сосуды окажутся пустыми, мышцы и мускулатура не получат достаточно питания, так появится ощущение жесткости (твердости). При этом Патогенная энергия войдет в кровеносные сосуды, течение Ионг энергии задержится, так возникнет застой крови в пораженной области с воспалением и болями.
Влияние на умственную деятельность. Кровь, Ионг энергия и духовная энергия скопились в пяти органах. Печень собирает кровь, в которой находит «душевную» защиту; селезенка копит Ионг, в котором находят защиту «мысли»; сердце копит пульс, в котором «жизненная сила» находит защиту». Отсюда следует, что Ионг энергия и кровь - основные источники умственной деятельности. Душевная сила, изобилие мыслей растут вместе с пустотой и изобилием, с ростом и снижением Ионг энергии и крови. Трунг И Хок дает следующий пример: «У некоторых рожениц тела велика потеря соков; кровь находится в недостаточности, духовная энергия ослабевает. Это ведет к бреду, путанице, беспокойству. В этом случае нужно укрепить кровь, поддержать сердце и успокоить духовную энергию».
Так объясняется действие крови на нервную систему «...печень оберегает кровь. кровь сильнее (полнота) - появляется гнев (ярость); кровь слабее (пустота) - появляется болезнь». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Поэтому в практике часто встречают прилив крови к головному мозгу с признаками сумасшествия. С другой стороны, необычное возбуждение духовной энергии может иметь влияние на кровообращение. К примеру при сильной ярости: кровь поднимается к голове ц может вызвать излияние в головной мозг. Сердце «унижено», тогда душа «недовольна». Но речь идет о сердечной энергии, и сердце не «свежее и бодрое». Ионг энергия может скрыться, отсюда может появиться ослабление крови и анемия. Эти проявления называется «Синдром скрытия Ионга» или «болезнь семи пристрастий» (семь страстей - радость, гнев, печаль, боязнь, любовь, ненависть и желание).
Необычные возбуждения могут вызвать анемию, но анемия может также быть вызвана душевной болезнью. Поэтому «Энергия и кровь образуют человеческую душу, нужно суметь ее поддержать». (Су Вэнь «Нэй-цзин») Оэ и Основная энергия. Рождение, рост, движение и изменение всех существ Вселенной основывается на действии энергии. Это объясняет Трунг И Хок:
«Энергия - причина всех возникновений и исчезновений. Небо и земля, все существа и вещи идут из энергии. Энергия, которая находится вне неба и земли, окружает небо и землю. Поэтому сверкает мир, солнце и духовная энергия, поэтому гремит гром, образуется ветер, облака, дожди и четыре времени года; живые существа рождаются, растут, чахнут и умирают». При этом задача этой энергии поддерживать деятельность органов. Так как пуповина зародыша связана с Пени Мо и Тшонг Мо матери, то получает зародыш «переднюю энергию», энергию из неба и земли, которая после рождения принимает название «наследственной энергии». После рождения ребенок получает непосредственно энергию неба (через дыхание) и энергию земли (через питание), обе жизненно необходимы. Так усиливает и питает «энергия» энергии органов, после того как она создала живое существо.
Она поддерживает физиологическое равновесие тела и заставляет циркулировать питательные вещества во всем теле. Задача Оэ энергии - гармонизировать внутренности (человека) с наружностью (космосом) и защита от болезней наружного происхождения (наружной Патогенной энергии).
Все деятельности органов основываются на импульсе через энергию. Поэтому лечатся определенные болезни, которые вызваны плохой циркуляцией крови или соков тела, либо уравниванием энергии, либо тонизированием.
Энергетическое уравнивание между органами и полыми органами, с одной стороны, и различными частями тела, с другой стороны, происходит над основными и второстепенными меридианами. Органы, полые органы, и меридианы могут, однако, не восстанавливать свои отношения, если они не получили Основную энергию и эта Основная энергия не преобразовалась в различные .виды энергии (собственная энергия каждого органа, Полого органа и меридиана). Так как легочная энергия поднимается к носу, можно обонять (чуять), так как печеночная энергия тянется к языку, можно пробовать на вкус, так как селезеночная энергия поднимается ко рту, можно узнавать вкус блюд. Итак, успехи «семи чувственных сил» (носа, ушей, рта и глаз) зависят от деятельности энергий пяти органов.
Так можем мы понять действие «энергии» на движение и активность материи, энергий тела, на уравновешенность всех функций тела. «Небу принадлежит энергия, земле принадлежит форма. Энергия и форма соединяются и создают живые существа и вещи». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Это значит: как только энергия воздействует на материю, она развивается и непрерывно изменяется. Древние ученые называли это «причина создания и превращения». Эта причина создания и превращения старше творения существ и вещей. Только после созидания развиваются рождение, рост, расцвет, застой, старость и смерть. Все эти возникающие формы ничто иное как воздействие энергии. Мы называем сегодня это «развитием человеческой энергии». Наш покойный друг доктор Шамфраульт и мы называли это «энергетикой человека». В теле эти действия энергии касаются не только того или иного органа или полого органа или той или иной части тела. У Трунг И Хока стоит: «Основные и второстепенные меридианы - пути энергии. Они разделяют свои разветвления во всем теле».
Поэтому требуется решение проблемы энергии и понятия «совокупная деятельность» всех энергий в теле. Желудок и кишка переваривают пищу и берут из нее чистую энергию. Движения туловища и конечностей делают действие энергии видимой. Деятельность организма определяют развитие и изменение человека. Оэ энергия - часть энергии тела. Ее главная задача состоит в том, чтобы делать кожу гладкой и эластичной, поддерживать корни волос, открывать и закрывать поры кожи, разогревать мышцы. Поэтому нормальное состояние кожи теплое, мягкое, эластичное и приятное, мускулатура слабая, поры закрыты, в этом состоит хорошая защита против Патогенно-биоклиматических энергий. Если Оэ энергия защищается против Патогенной энергии, появляется температура, и больной боится холода. Если победит Оэ энергия, то это приведет к появлению пота; плохо накормленная мускулатура приводит к чувству одеревенения или потери чувствительности. Патогенные энергии: Ветер, Холод, Влажность, которые находятся в мышцах и вредят крови. Если они находятся в суставах, то они вызывают боли.
Отношения между Ионг, Оэ, Основной энергией и кровью. Как уже было сказано, Ионг энергия выполняет питательные, Оэ энергия защитные функции. Деятельность этих обеих энергий не может, однако, рассматриваться раздельно, потому что защита снаружи дает возможность органам и полым органам выполнять их питательную функцию; последняя усиливает в свою очередь защитную силу.
«Инь внутри поддерживает Ян; Ян снаружи поддерживает Инь». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Так же обстоит дело с кровью и Основной энергией. Хотя кровь образуется с помощью Основной энергии и с ее помощью может течь, энергия нуждается в свою очередь в крови как переносящем веществе. Основная энергия и кровь поддерживают друг друга и отталкиваются друг от друга. Это истинный смысл правила: «Ян создает, Инь растет».
Поэтому встречаются болезни, когда наступает нарушение равновесия между Ионг и Оэ энергиями; между Основной энергией и кровью; между Инь и Ян. «Смешивание Инь и Ян, нарушения Оэ энергии и крови, Основная энергия и кровь не на своих местах, полнота - с одной стороны, пустота - с другой».
Это значит, как только кровь и Основная энергия попадают в беспорядок, наступает потеря равновесия между Инь и Ян, так же нарушения циркуляции крови и энергии; так возникают болезни. Обобщая, можно сказать: Ионг, Оэ, Основная энергия и кровь связаны между собой. Все вместе они устанавливают многослойную систему «импульса и задержки», с помощью которой организм может поддерживать гармонию своих функций.
Наследственная энергия (энергия прародительская). Выражение «Тинх» означают «чистая энергия» и «наследственная энергия». Тинх «чистая энергия» пяти органов и шести полых органов. «Чистая энергия пяти органов и шести полых органов пробивается в глазах вниз и становится «квинтэссенцией». «Желудок нарушает «форму», энергия нарушает «чистую энергию».«У подростка шестнадцати лет укрепляется почечная энергия. Тинг полового органа приходит, в действие, развивается мужественность». «Тинх повреждена, тогда кости усталые, иногда Тинх полового, органа (сперма) опорожняется непроизвольно». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Уточняя это высказывание, Трунг И Хок замечает: «Половые органы владеют почками; их чистая энергия (Тинх) ничто иное как чистая энергия пяти органов и шести полых органов, которые хранятся в почках (надпочечниках) и под воздействием энергии почек превращается в половую энергию». Эта чистая энергия пяти органов и шести полых органов ничто иное как Основная энергия, которая образовалась из питания. Она хранится в надпочечных железах и в случае необходимости распределяется дальше в органы и полые органы, особенно в половые органы.
Каждый раз, когда Патогенная энергия (Ветер, Холод, Жара...) и одна из семи страстей (гнев, печаль...) нападают на человека, «чистая энергия» бывает повреждена. Пример болезни из-за одной из семи страстей: «Хорошо сохраняя чистую энергию, приводит к отсутствию болезней через Жару весной». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Речь идет здесь о болезни, которая возникла от Ветра - Холода. Она развивается следующим образом: Печаль или большая радость приводит к повреждению Основной энергии: Энергия Ветра - Холода может легко проникнуть в тело. Эта Патогенная энергия остается в скрытом состоянии в теле, от Инь и Ян тела растут соответственно Ян и Инь космоса. Ян - Жара - Весна, лето. Инь - Холод - Осень, зима.
Поэтому болезнь Ветра - Холода вызывается через Жару весной. Обобщая: «Чистая энергия» Тинх пяти органов и шести полых органов - энергия поддержания и защиты жизненной силы, а также Ионг, Оэ, Основной энергии и крови.
Тинх наследственная энергия (прародительская энергия). Н. Кинг объясняет развитие зародыша следующим образом: «Сначала образуется Тинх, после Тинха костный и головной мозг «...кости - база, меридианы и конечности - здание, сухожилия держат их вместе; мускулатура - стены; кожа и мышцы - штукатурка, которая укрепляет здание, волосяной покров тела и головы - украшение; пища достигает желудка, энергия (меридианы) и кровь (сосуды) циркулируют».
Трунг И Хок берет этот важный текст и поясняет: «При своем появлении зародыш получает от своих родителей Тинх - Основную энергию всякого развития: нервной, мускульной, костной системы и т.д. После рождения ребенок получает Тинх земли и Тинх неба с дыханием для жизни, для роста и для своего развития, для того, чтобы усилить наследственный Тинх. После развивается эта наследственная энергия и становится могущественной; она проявляется в росте, духовном и половом развитии».
По изложению Трунг И Хока, духовная энергия (Тхан) возникает нормальным путем в мыслях и в сознании. Как и жизнь, Тхан появляется уже при половом соединении (другими словами, при соединении кровей родителей) и растет при развитии зародыша (плода). «Происхождение жизни - Тинх (наследственная энергия); соединение обеих Тинх образует Тхан». (Нельзя терять из виду оба значения Тинха: чистой энергии и наследственной энергии. Этот двойной смысл и отсюда соответствующие трудности ввели в заблуждение авторов. Некоторые обошли эту трудность тем, что опустили эти классические тексты.)
После рождения Тхан постоянно поддерживается Тинхом (чистой энергией питания). «Во время пищеварения пять вкусовых сил сохраняются в желудке и кишках для того, чтобы снабжать пять энергий (Ионг, Оэ, Чистую, Наследственную, Духовную энергии). Смешанная с пятью вкусовыми силами энергия превращается в соки тела. Также Тхан происходит отсюда». «Духовная энергия имеет совсем определенное происхождение». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
В организме духовная энергия поддерживает очень тесные отношения с пятью органами. «Сердце укрывает (прячет) духовную энергию Тхан; легкие укрывают жизненную жидкость (Фах - материя) ; печень укрывает душу (Хон - энергия и материя); селезенка (поджелудочная железа) укрывает мысль; почки укрывают волю (Хи)». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Хотя духовная энергия, жизненный поток, душа, мысль и воля - разные названия, принадлежат они по установке Трунг И Хока все к группе духовной энергии. Но так как сердце господствует над всеми другими органами, то его энергия соответствует духовной энергии - совокупности жизненного потока, души, мысли и воли. Следующее объяснение, возможно, еще точнее: «Соединение двух чистых энергий называют Тхан (духовной энергией). Энергию, которая течет с духовной, называют Хон (душа); энергию, которая входит и выходит с чистой энергией, называют Фах (жизненный поток). Что всем этим командует - сердце; место, которым сердце пользуется для воспоминаний, - мысль; мысль, которая решает, - воля». (Су Вэнь «Нэй-цзин») Ни в какой момент времени энергия не может отделиться от материи. Это значит, что продолжительность жизни связана с наличием духовной энергии. «Суметь удержать духовную энергию - значит, удержать жизнь; потерять ее - равнозначно смерти». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Поэтому соединение материи и энергии - главный символ жизни. Отсюда признаки духовной энергии, когда видят глаза, слышат уши, говорит рот, двигаются конечности, когда нормально протекают мыслительный и сознательный ход. У действительно здорового человека духовная энергия обладает полной жизненной силой. У больного духовная энергия оказывается на ненормальном пути: глаза видят расплывчато, речь затруднена, разум запутан, или у больного нарушено сознание, он жестикулирует, он обшаривает свою постель, ловит мух, ощупывает, свертывает нитки... Это серьезные признаки болезни. По этому можно судить о болезни, когда проверяют духовную энергию.
Отношения между Чистой энергией, Основной и Духовной. Древние записи обозначают эти три вида энергии, как дорогие энергии. Чистая энергия (Тинх) питания образует вещественную основу всей деятельности организма. Основная энергия состоит из Чистой энергии, из питания и дыхания. Она - Основная энергия физиологических процессов в теле. Духовная энергия содержит в себе совокупность всех физиологических функций тела. Эти три вида энергии связаны самым глубоким образом, потому что энергия родилась из Тинх и Тинх развивается с помощью этой энергии. Соединение обеих энергий: Основной энергии и Тинх образует духовную энергию. Основная энергия и Тинх сильные, Духовная энергия тоже эффективна, в противоположность этому слабость Духовной энергии объясняется нехваткой Основной энергии и Тинх. Потеря Тинх вызывает закономерно уменьшение Основной энергии и наоборот.
Эти нарушения вызывают всегда ослабление Духовной энергии. Хотя Духовная энергия произошла из Основной энергии и Тинх, она может через деятельность головного мозга повредить и оказать влияние на Основную энергию и Тинх и так ослабить тело. «Боязнь и бесплодные мечтания вредят Духовной энергии; это поврежденное духовное замешательство может привести к потере сознания, расплавить при этом мускулатуру». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Человек в любое время подлежит влиянию биоклиматической энергии (Та Кхи). Она делится на категории, соответствующие каждому времени года: Ветер соответствует весне.
- Холод - зиме.
- Тепло - лету.
- Влажность - позднему лету.
- Сухость - осени.
- Жара - лету.
Каждая Патогенная энергия может связываться с одной или несколькими энергиями и образовывать подгруппы. Так, например, Ветер может быть связан с Холодом, или Влажностью, или с тем и с другим вместе. Поскольку среди причин заболеваний возможны различные комбинации, заболевания имеют различные формы проявления. Как фактором заболевания добавляют всю широту вариаций человеческой «Почвы».
Главная энергия весны и вызываемые ею заболевания чрезвычайно разнообразны. Они возникают на основе нарушения равновесия между Холодом и Влажностью. (Холод зимы позади, Влажность позднего лета только ожидается), а также на основе плохой функции кожи.
- Если Ветер проникает в Ян слои кожи, то есть в малые ответвления сухожильно-мышечных меридианов или в другие вторичные меридианы (продольные Ло сосуды, Особые меридианы), то возникают следующие симптомы (при поражении сухожильно-мышечных меридианов): кашель, головная боль, насморк и чихание. В этом случае атакуется лицо, заболевание такого рода называется «Кам Фонг» (легкое ветряное заболевание).
Если затронуты другие Вторичные меридианы или Тае Ян, наиболее опасный меридиан, то возникают следующие симптомы: повышенная температура, чувствительность к холоду, потливость, головная боль, поверхностный регулярный пульс. Здесь заболевание тяжелое и называется «Тхуонг Фонг» (заболевание из-за Ветра в прогрессирующем состоянии): «Кам Фонг - легкое заболевание потому, что оно находится в зоне верхнего обогревателя (тройной обогреватель господствует тремя слоями: Ян слой (поверхностный), промежуточный, внутренний (глубокий), при Тхуонг Фонг затронута зона энергий (Ян слой, в сравнении с Инь слоем, поверхностный. Меридианы, проходящие в поверхностном слое, - вторичные меридианы. Меридианы, проходящие в глубоком слое, - главные меридианы)».
- Если Ветер проникает во внутренние слои тела, в главные меридианы, в органы и полые органы, то возникает тяжелое заболевание и называется «Трунг Фонг» (непосредственная атака Ветра, дословно: «Ветер попадает прямо в цель»).
Клинические признаки: паралич рта и глазных мышц, гемиплегия, отупение. В более легких случаях болезнь быстро излечивается, в противном случае она становится хронической и трудно поддается лечению. Ветер-энергия «быстрого развития» и принадлежит к группе Ян энергий. В космосе он комбинируется с Холодом и вызывает заболевания «Ветер - Холод» - Фонг Хан.
Вместе с Влажностью - вызывает заболевания «Ветер - Влажность», с Сухостью - «Ветер - Сухость», с Огнем - «Ветер - Огонь», с Теплом - «Ветер - Тепло», клинические признаки которых очень разнообразны. Поэтому среди 6 энергий Ветер имеет самые различные клинические проявления. «Среди всех причин заболеваний он занимает первое место».
Трунг И Хок указывает еще на одну форму Ветра - внутренний Ветер. Речь идет о заболеваниях, которые вызываются нарушением крови. Если кровь находится в состоянии пустоты, то «бушует». Ветер (имеется в виду сила кровообращения) со следующими признаками: потеря сознания, страх, мышечное напряжение повышено, мерцание в глазах, слабость членов, головокружение, паралич, лицевой паралич, напряжение позвоночника. Это заболевание не относится к заболеваниям, вызванным Патогенной энергией, оно является следствием внутренних нарушений.
- Если энергия весны или Ветра комбинируется с энергией лета или Тепла, то говорят, что Ветер превращается в Жару (Тепло), так как лето следует за весной. Поэтому такие заболевания, как «Ветер - Жара» или «Холод-Ветер» (за зимой следует весна) относятся к «прогрессирующим заболеваниям».
Наоборот, комбинация энергии весны с энергией осени - Сухостью или энергии зимы - Холода с энергией лета - Теплом не являются «прогрессирующими заболеваниями», а только случайным совпадением обеих энергий, потому что весна и осень, зима и лето не следуют друг за другом. Поэтому говорят об «ассоциированных больных».
Главная энергия зимы - Холод, но он может встречаться и в другие времена года. Относится к Инь энергиям. Если он проникает в кожу, подкожу и сухожильно-мышечные меридианы, то вызывает заболевания с признаками: чувствительность к холоду, лихорадка или потливость, диспное, головная боль, одеревенение, пульс поверхностный и сильный.
Если холод проникает в глубокий Инь слой, в главные меридианы, тогда вызываются заболевания вследствие прямой атаки Холода, сопровождаемой болями в суставах. При проникновении Холода в органы или полые органы вызываются: рвота, понос, урчание и боли в животе, пульс поверхностный и сильный.
Пустота Ян энергии внутри, в органах и полых органах, может вызвать Холод в виде внутреннего Холода, обусловленного полнотой Инь внутри. У больного: рвота, понос, боли в животе, холодные все 4 конечности, бледность, глубокий пульс. Этот внутренний Холод не относится к Патогенной энергии, он - внутреннее нарушение. Холод может комбинироваться с Ветром и Влажностью и вызывать заболевания «Ветер - Холод» или «Холод - Влажность».
С точки зрения терапии Лу Луан Донг И замечает: «Для избежания поражающего влияния Холода имеется только один метод: дать тепло. Для этого нужно «освободить внешнее», то есть освободить от поражения Холодом сухожильно-мышечные меридианы; если атакованы непосредственно главные меридианы, то нужно подводить тепло, вследствие чего восстанавливается Ян тела. Это правило не применимо при быстром проникновении Холода в сухожильно-мышечные меридианы в Тепло. При нарушении главных меридианов Холод не переходит в Тепло или переходит незначительно. Этим самым Ян тела ослабляется медленно. Поэтому рекомендуется вышеупомянутый метод.
Является Главной энергией дета, поэтому она Ян. «Жара - энергия неба, Огонь - энергия земли. Болезни, которые появляются до поворота солнца на лето, болезни латентной Жары; те же, которые появляются после поворота солнца на лето, - болезни острой Жары». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Жара оказывает вредное влияние на энергию и очень легко нападает на энергию сердца (имеется в виду перикард).
Поэтому заболевания всегда сопровожу даются одышкой, астмой и большим пустым пульсом. Соединение Жары с Ветром (Тепло - Ветер) и проникновение в Ян слой (внешний слой, Сухожильно-мышечный меридиан) и последующим подъемом к верхнему обогревателю вызывает следующие признаки: чувствительность к Ветру, головная боль, лихорадка, жажда, потливость, большой изменчивый и пустой пульс.
Проникновение Жары в Инь тела (внутрь, в главные меридианы) вызывает симптомы: внезапная кома, темный цвет лица, сильная и холодная испарина, почти отсутствующий, скрытый пульс.
Заболевания Жары могут принимать другие формы, в зависимости от того, атакуется Инь или Ян. Например, при избыточном солнечном облучении атакуется Ян-энергия тела. Это заболевание называется «Ян Жара»; наоборот, при употреблении холодного летом Ян энергия подавляется Инь. Такое заболевание относится к группе «Инь Жара», проявляясь чувствительностью к Холоду, лихорадкой, частыми головными болями, болями в животе, рвотой, поносом, холодными конечностями, медленным пульсом.
Патогенная Жара повреждает не только энергию (Ян), но и также соки тела. В последнем случае клинические симптомы сопровождаются телесным и духовным истощением. Заболевание называется «не соответствует атаке Тепла».
Патогенное Тепло часто соединяется с Влажностью, а именно на основе процессов образования обеих энергий. Пример: Жара проникает в Ян слой и растворяется в человеке, чье повреждение от Влажности скрыто. Эта Влажность приходит в движение и образует заболевание «Тепло - Влажность». Картина болезни часто сопровождается ощущением тесноты, рвотой и поносом, тошнотой. Поэтому становится понятным следующее важное положение: «Лечение болезней Жары должно проходить обязательно с лечением Влажности». Влажность. Главная энергия позднего лета (время ливней). Эта энергия очень «тяжелая» и «нечистая». Поэтому она из природы Инь. Заболевания, имеющие причиной Влажность, чаще всего имеют хронический характер и усиливаются при каждой перемене погоды. Они локализуются вверху и внизу, во внутренних и внешних частях тела, сопровождаясь клиническими признаками. Вверху: тяжелая голова, истеричные склеры, отекший нос, астма или генерализованный отек кожи. Внизу: отек ног и спины, частое мочеиспускание. Внешние слои тела: лихорадка и озноб, бледность, усталость, боли в суставах, генерализованная одема. Внутри тела: сжимание сердца, тошнота, рвота, вздутый живот, желтушность, кашицеобразный стул. В практике часто встречается соединение Влажности с Холодом, Ветром и Теплом со следующими болезненными симптомами: «Холод - Влажность»: лихорадка, чувствительность к холожу, бледность, ощущение тяжести в теле, боли в суставах, поверхностный пульс. «Ветер - Влажность»: лихорадка, меняющиеся боли, белые извержения, чувствительность к ветру. «Жара - Влажность»: астения, боли в суставах, сначала чувствительность к холоду, с установлением заболевания - длительная лихорадка, жажда, желтый язык, поверхностный и скорый пульс. Латентная Жара - Влажность: см. выше.
Трунг И Хок указывает еще на другие виды влажности, которые называются «Внутренняя Влажность», возникающие вследствие нарушения равновесия Инь - Ян селезенки и желудка (RP - позднее лето - Влажность). Из-за слабости Ян и полноты Инь энергия селезенки освобождается. Это заболевание вызывается при чрезмерном наслаждении питьем, сладостями, жирной пищей и свежими плодами. Эта внутренняя Влажность не принадлежит к группе Патогенных энергий и является внутренним нарушением.
Главная энергия осени, по натуре Ян в противоположность Влажности, которая Инь, легко проникает в легкие (орган) и высушивает, вызывая заболевание - Сухость с признаками: горло, губы, нос, рот сухие, в трещинах, со скудной мочой и с крепким стулом. В общем, эти заболевания разделяются на 2 группы:
- заболевания, возникающие при продолжении тепла позднего лета до осени и отсутствия дождей и называемое «Тепло - Сухость» с симптомами: лихорадка, жажда, белые извержения, сухость носовых отверстий, боли в груди, кашель, кровянистая мокрота, ощущение подъема энергии в верхнюю часть тела. В сравнении с заболеванием «Ветер - Тепло» весны это заболевание тяжелое;
- заболевания, которые развиваются в конце холодной, ветреной осени, называемые «Ветер - Сухость» с симптомами: легкие головные боли, чувствительность к голоду, кашель, отсутствие потливости, отекший нос. Эти заболевания менее тяжелые, чем весной («Ветер - Холод»).
Существует еще на одна форма Сухости - «внутренняя Сухость», возникающая из-за нарушения равновесия соков тела, вследствие сильного кровотечения при применении неподходящего лечения, как рвотные, слабительные и потогонные средства, симптомами: кожа и подкожа сухие и сморщенные, плохой цвет кожи, сухие ногти, растрескавшиеся губы, сильная жажда, стесненность, запоры. Симптомы могут прогрессировать настолько, что конечности становятся негибкими (паралич) и больной может кашлять кровью и его рвет. Эти заболевания вызываются не вредной Сухостью, а внутренними нарушениями. Ли Луан Донг И при исследовании изменений Патогенных энергий пишет следующее: «Сухость может соединиться с Ветром, Жарой и вызывать заболевания. Вредный Ветер и вредная Жара могут превращаться в Сухость. Вредная Сухость может также высушивать соки тела и становиться Ветром».
В восточной медицине под выражением «Огонь» понимают высшую степень Жары. Вредный Огонь вызывает очень тяжелые заболевания из-за «сжигания» органов и полых органов или из-за нарушения соков тела. Все заболевания начинаются высокой лихорадкой, делириум, сумасшествием. Другие важные симптомы: сердечные боли, жажда, боли в горле и шее, красные глаза, скорый понос; карбункулы и абсцессы всегда вызываются из-за вредного Огня. Определенные нервные заболевания также принадлежат к этой группе. «Все болезни Жары, которые проходят с оцепенением и нарушением зрения, принадлежат к группе «заболевания из-за вредного Огня» ... так же, как определенные формы нервных депрессий». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
- Огонь соответствует Ян. Огонь - результат превращения 5 энергий: Ветра, Холода, Жары, Влажности и Сухости. Он перегревает Тройной обогреватель и вызывает симптомы: запах изо рта, воспаление горла (ангина), ощущение уколов в языке, подавленность, раздражительность, жажда с желанием выпить холодное, красная моча. Вредный Огонь может вызвать еще более тяжелые заболевания, такие, как корь, скарлатину, психоз. Здесь «раздражена» кровь, так как она не может течь. Энергия 5 органов может превратиться в Огонь, называемый «Огонь органов», или «внутренний Огонь». Так при определенных заболеваниях печени или желчного пузыря, при котором энергия этих органов и полых органов превращаются в «Министерский Огонь». Это приводит к следующим симптомам: красное лицо, горький вкус во рту, ощущение оцепенения с давлением головы и головной болью, стеснение в груди, боли в груди и ребрах, сперматорея.
симптомы показывают, что энергия пребывает в точках, где она неспокойна. Орган Огонь чаще всего в полноте, что вызывается полнотой Инь (Инь производит Ян). Лечение состоит поэтому в том, чтобы посредством «холодных и горьких» лекарств «сделать Холод безболезненным» (Кхо Хан).
В случае «Инь пустота» (так называются внутренности тела) проявляется с симптомами: лихорадка, прерывистая потливость, красные щеки, бессонница, красный и глянцевый язык, раздражительность. При Ян Пустоте внизу тела Огонь поднимается вверх и вызывает симптомы: боли в зубах, раздражительность, головная боль, шум в голове.
Лечение Ян пустоты отличается от Ян полноты: «Ян полноту нужно рассеивать, Ян пустоту - тонизировать. Полные Ян после нижнего и пустого Ян нужно привести их в первоначальное место». В дальневосточной медицине этот метод называют: «Ян приводить к своему желанию».
Полнота и пустота Ян всегда вызывает симптомы слабости Воды: «При Ян полноте - Огонь в полноте, прежде, чем Вода ослабится. Это событие есть скорое и стихийное. При Ян пустоте ослабляется Вода, прежде чем Огонь окажется в полноте. Это происходит длительно».
- Донг И (Вьетнам) установил список симптомов различных заболеваний, которые возникают посредством превращения 5 энергий в Огонь. «Ветер - Жара» дальнозоркость, малоподвижность позвоночника и конечностей; Жара: беспокойство, красное лицо, горячее тело, обильная потливость; «Влажность - Жара»: сухие губы и язык, делириум, бред; Сухость: кашель с мокротой, кашель с кровью; Холод: исходное состояние Ветра - заболевание с темно-красным языком, беспокойством, ангиной, бессонницей.
Наконец, Огонь, возникший из-за внутренних причин, называется «внутренний Огонь», это касается внутренних нарушений и исключает заболевания, возникшие из-за Патогенных энергий.
Частый гнев: Огонь печени поднимается к верхним частям тела и вызывает кашель с кровью;
- чрезмерное наслаждение едой и питьем: накапливается энергия желудка и вызывается рвота с кровью;
- чрезмерная грусть: Огонь возбуждает легкие и вызывает кашель с кровью.
Латентная Патогенная энергия может сохраняться в теле в состоянии покоя, чтобы проявиться в свое время: «Зимой Холод проникает в тело и пребывает там определенное время, превращаясь в Тепло. Это тепло весной переходит в Ян тела и находится в наружном слое, в коже и подкоже. Весной проникает вредный Ветер в тело и летом вызывает диарею. Летом проникает вредное Тепло в тело и осенью вызывает заболевание «Холод - Жара» (озноб, лихорадка). Осенью вредная Влажность проникает в тело и вызывает зимой кашель». Разница в заболеваниях из-за Патогенной энергии и латентной Патогенной энергии состоит в следующем:
в продолжительности проявления;
в симптомах, которые независимы от времени года.
При заболеваниях, вызванных Патогенной энергией, время проявления короткое и больной скоро выздоравливает.
Латентная Патогенная энергия вызывает два различных вида симптомов:
- симптомы, которые проявляются после выздоровления от энергии, соответствующей времени года;
- симптомы, которые проявляются независимо от энергии времени года. Здесь возникает сильное чувство тепла внутри тела в период подъема Инь тела. Чрезвычайная Патогенная энергия. Это касается энергии, которая в атмосфере развивается аномально.
Имеются 2 группы:
- обусловлены ненормальным Ветром, Теплом или дождем;
- обусловлены гниением. Они проявляются независимо от давности заболевания и внешне всегда одинаковы в противоположность к тем, которые вызываются Патогенной энергией (Ветром, Огнем, Влажностью, Сухостью, Жарой и Холодом) и соответствуют времени года.
Эти энергии называются «чрезвычайными», потому что они заразные или токсичные, вызывающие эндемии или токсемии из-за «Холода» или «латентного Тепла».
Чрезвычайная Патогенная энергия схватывает респираторный тракт и проникает глубоко в желудок и внутренности. Клинические симптомы не предсказуемы и очень сильные. Эти энергии не принадлежат к шести Патогенным энергиям. Они были изучены в эпоху Теин (4 - 6 столетий до рождества Христа) сначала Нго Хуу Кха. После установления Донг И чрезвычайных энергий оказалось, что они представляют «типичную картину бактериальных и вирусных заболеваний» западной медицины. Климатические условия, недоедания, неудовлетворительные гигиенические условия облегчают проникновение их в организм.
Выражение «6 Энергий» обозначает совокупность Ветра, Жары, Огня, Влажности, Сухости, Холода. О Итак, они часто символизируют выражение «3 Инь и 3 Ян». Их связывают с Ветвями Земли для объяснения нормального и ненормального климатического развития каждого года.
Эти Энергии разделяются на «Энергию хозяев» и «Энергию приглашенных». Первые служат для определения нормальной Энергии, другие - для определения ненормальной Энергии. В некоторых случаях приглашенная Энергия может становиться Энергией Хозяев. Это прекращение Энергии служит для исследования комплексного развития климата.
Энергия хозяина. Она является основной, главной Энергией каждого времени года. С ее помощью объясняют нормальное течение климата каждого года. Она имеет то же значение, как и «Движение хозяина» четырех времен года. Она неизменна.
- Расчет Энергии хозяина. Год разделяется на 24 части по 15 дней. Каждое время года охватывает 6 частей. Продолжительность каждой Энергии простирается на эти четыре части; этот промежуток времени называют «Шаг».
Последовательность списка пятнадцатидневных частей с их характеристическими названиями:
1. Дай Ган - сильный холод.
2. Лап Хуан - начало весны.
3. Ву Тхуи - редкие весенние дожди.
4. Кинх Трап - пробуждение червей и микробов.
5. Хуан Фан - день и ночь одинаковой продолжительности весной.
6. Тхан Минх - чистый свет.
7. Кок Ву - сильные весенние дожди.
8. Лап Ха - начало лета.
9. Тиеу Ман - начало времени наводнения.
10. Ман Хунг - начало времени сева.
11. Ха Хи - летнее солнцестояние.
12. Тхиеу Тху - умеренная жара.
13. Дан Тху - сильная жара.
14. Лап Тху - начало осени.
15. Ху Тху - сухая жара.
16. Бах Ло - плотные туманы.
17. Тху Фан - день и ночь одинаковой продолжительности осенью.
18. Хан Ло - плотные и прохладные туманы.
19. Суонг Гианг - роса падает.
20. Лап Донг - начало зимы.
21. Тиеу Туией - выпадение небольшого снега.
22. Дои Туией - обильное выпадение снега.
23. Донг Хи - зимнее солнцестояние.
24. Тиеу Хан - легкий холод.
«Шаг» охватывает 4 части.
Первый распространяется от «Большого холода» до «Пробуждения червей и микробов»;
Второй - от «Равноденствия весны» до «Начала лета»; Третий - от «Начала времени наводнения» до «Умеренная жара» и т. д.
6 Энергий подразделяются по своей последовательности развития:
- 1 Энергия или первоначальная - Энергия Тсиуе Инь, Ветер, Дерево.
- 2 Энергия есть Хао Инь, Кайзеровский Огонь.
- 3 Энергия есть Хао Ян, Министерский Огонь.
- 4 Энергия есть Тае Инь, Влажность, Земля.
- 5 Энергия есть Ян Минг, Сухость, Металл.
- 6 Энергия есть Тае Ян, Холод, Вода. Как 5 Движений рассчитывают и 6 Энергий по закону Производства 5 Элементов с тем различием, что Огонь подразделяется на Кайзеровский и Министерский Огонь.
«За весенним равноденствием следует место Кайзеровского Огня Хао Инь, один шаг справа от него место Министерского Огня Хао Ян, один шаг дальше - место Тае Инь, Влажность, Земля; шаг дальше - Ян Минг, Сухость, Металл; следующий шаг ведет к Тае Ян, Холод, Вода; дальнейший шаг к Тсиуе Инь, Ветер, Дерево, а затем следует опять Кайзеровский Огонь Хао Инь». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Это классический метод, по которому определяется порядок каждого периода 6 Энергий. Начинают при равноденствии весны и высчитывают направление движения справа.
1. Тсиуе Инь - Ветер - Дерево.
2. Императорский Огонь - Огонь. Разделы:
3. Хао Ян - Министерский Огонь. Разделы: 9—10—II—12
4. Тае Инь - Влажность - Земля. Разделы: 13—14—15—16
5. Ян Минг - Сухость - Металл. Разделы: 17—18—19—
. Тае Ян - Холод - Вода. Разделы: 21—22—23— 24
Энергии хозяина необходимы затем, чтобы объяснить развитие нормального климата в течение года.
Каждая энергия - 64 дня продолжительностью - «господин». Она имеет то же значение, как и четыре времени года и движения хозяина.
Метод вычисления очень прост. Для четырех времен года звучит он так: Весна тепловатая (Ветер). Лето теплое (Огонь). Поздним летом господствует Влажность. Осень свежая (Сухость). Зима холодная. Это рассуждение выигрывает в значении, когда мы устанавливаем, что Ветер, Жара, Огонь, Влажность и Холод представляют шесть энергий, которые соответствуют шести шагам.
Нагруженные энергии служат тому, чтобы объяснить ненормальное развитие климата года. Они различаются по принимающим энергиям, которые неизменны. Сравнивают их с нагруженной личностью, отсюда и название.
Нагруженная энергия изменяет свое место в небесном обращении (Ту Тхиен) и земной энергии (Тай Туйен) - смотря по тому изобилие или недостаток в Инь - иначе господствует - Ян энергия. Инь и Ян в этом обращении устанавливают очередность: Тсиуе Инь (1 Инь), Хао Инь (2 Инь), Тае Инь (3 Инь), Хао Ян (1 Ян), Ян Минг (2 Ян), Тае Ян (3 Ян). Так господствует каждый год одна энергия; это следует при непрерывном развитии - ежегодный рост.
Чтобы легче вычислить нагруженную энергию, «которая господствует каждый год», мы исследуем сначала первую половину года, которая правится небесной энергией (Ту Тхиен). Исходным пунктом берут земную отрасль касающегося года, как это Ки Па у указывает:
· «В годы Тсе (1) и Воу (VII) - Хао Инь Ту Тхиен;
· в годы Чреоу (II) и Оэ (VIII) - Тае Инь Ту Тхиен;
· в годы Инь (III) и Хенн (IX) - Хао Ян Ту Тхиен;
· в годы Мао (IV) и Иоу (X) - Ян Минг Ту. Тхиен;
· в годы Чренн (V) и Сиу (XI) - Тае Ян Ту Тхиен;
в годы Се (VI) и Раз (XII) - Тсиуе Инь Ту Тхиен».
Отсюда видно, что Ки Па берет во внимание земную отрасль для того, чтобы определить нагруженную энергию, не принимая во внимание небесную основу. Отсюда следует - нагруженная энергия года Тсэ (1) и Воу (II) ничто иное, как Хао Инь. Шесть энергий заполняют цикл 6 лет, земные Ветви цикл 12 лет (6 Инь Ветвей и 6 Ян Ветвей). В конце цикла из 60 лет заполняют циркуляции Ветвей 5 и энергии 10.
Господство небесной энергии (Ту Тхиен) и земной энергии (Тай Туйен). Левые и правые энергетические разделы (Та Хуу Гиан Кхи).
«Ту Тхиен» и «Тай Туйен» обозначают течение нагруженной энергии. И. Кинг объясняет это следующим путем: «В первой половине года господствует небесная энергия, во второй половине - земная энергия».
Поэтому называется нагруженная энергия, которая господствует в первой половине года Ту Тхиен, а во второй половине года - Тай Туйен.
Короче, имеются два вида нагруженной энергии, по мере надобности одна определяет климат половины года .
Чтобы определить энергии Ту Тхиен и Тай Туйен, исходят из Земных (Ветвей), и следуют правилу их соединения с тремя Инями и тремя Янами. Если Земные Ветви каждого года и соответствующая Ту Тхиен энергия известна, можно легко определить Тай Туйен энергию. Ту Тхиен энергия каждого года - третья принимающая энергия, следовательно, Тай Туйен находится напротив Ту Тхиена, на месте последней (шестой) энергии. Когда в течение 6 лет ежегодно наступает изменение, имеются 6 различных Тай Туйен энергий.
Следовательно, выражение «Тай Туйен» означает, что небесная энергия вытесняется земной энергией снизу вверх; выражение «Тай Туйен» указывает, что небесная энергия свободна и определяет климат касающегося года. Например:
Инь - Ян - характер Ту Тхиен - Ян, тогда Тай Туйен неизбежно - Инь и наоборот. Другими словами: Ту Тхиен и Тай Туйен соединяют Хао Инь с Ян Мингом, Тае Инь с Тае Яном, Тсиуе Инь с Хао Яном и приводят их в движение.
В год Су - Сиу (5 - XI) принадлежит Су (5), который здесь Тае Ян, Холод - Вода к Ту Тхиен (Яну), и в то время Сиу (XI) Инь, Влажность - Земля к Тай Туйен (Инь) принадлежит.
В году Ки - Раэ (6 - XII) Тсиуе Инь принадлежит Ту Тхиен (небесной энергии), а Хао Ян - Тай Туйен (Земной энергии). Следовательно, в году Ки - Раэ Ту Тхиен (Инь) определяет первую, а Тай Туйен (Ян) вторую половины. Эти два примера показывают, что передвижение Инь и Ян энергии изменяет энергетический характер Ту Тхиен и Тай Туйен. Речь идет о шагах, которые лежат слева и справа от Ту Тхиен и Тай Туйен.
К этим 4 шагам подходят Ту Тхиен и Тай Туйен. Таким образом нагруженные энергии делятся на 6 шагов. Протекание энергии в этих шагах зависит от энергии Ту Тхиен и Тай Туйен. Поэтому нужно рассмотреть позицию Ту Тхиен и Тай Туйен для того, чтобы уметь определить расположение этих шагов.
Учет Ту Тхиен и Тай Туйен следует в зависимости от направления, в котором «поворачивают лицо».
«Повернуть лицо на север, чтобы определить расположение». (Су Вэнь «Нэй-цзин») Это значит: чтобы определить стороны Ту Тхиен, нужно повернуть лицо на север, потому что Тай Туйен лежит на севере.
Стороны Ту Тхиен постоянны: на востоке - правый шаг, на западе - левый шаг.
«Повернуть лицо на юг, чтобы определить расположение». (Су Вэнь «Нэй-цзин») Это значит: чтобы определить стороны Тай Туйен, нужно повернуть лицо на юг.
Стороны Тай Туйен постоянны: на востоке - левый, на западе - правый шаг.
Если смотрят на север, значит, определяют Ту Тхиен и его правый и левый шаги; если смотрят на юг, значит, определяют Тай Туйен и его левый и правый шаги. Изменение этих 4 шагов зависит от годового движения Ту Тхиен и Тай Туйен. Для годов Чренн (V) и Сиу (XI) есть Тае Ян (Холод - Вода) Ту Тхиен; Тае Инь (Влажность - Земля) есть Тай Туйен; шаги Ту Тхиен - справа Ян Минг, слева Тсиуе Инь; шаги Тай Туйен - справа Хао Инь, слева - Хао Ян. В годы Се (VI) и Раэ (XII) - Тсиуе Инь (Ветер-Дерево) Ту Тхиен; Хао Ян (Министерский Огонь) - Тай Туйен. Так, в сравнении с первым примером продвинулись вперед энергии Ту Тхиен и Тай Туйен на шаг. Сообразно с этим Тае Ян движется в направлении на правый шаг Ту Тхиен, Хао Инь к левому шагу Ту Тхиен. Тае Инь к правому и Ян Минг к левому шагу Тай Туйен.
Это объясняет изменение энергии по шагам «подниматься» и «спускаться» от Инь к Ян, Трунг и Хок (Ханой) поясняет при этом: «Если Инь поднимается, Ян спускается. Это, например, в случае, в котором Тае Ян и Ту Тхиен заменяется Тсиуе Инь: Хао Инь, который сначала лежал в правом шаге Тай Туйен, поднимается в левый шаг Ту Тхиен. В том же направлении спускается Ян Минг, который лежал сначала в правом шаге Ту Тхиен, и переходит в левый шаг Тай Туйен».
Итак, это значит: если Инь (например, Хао Инь) поднимается, Ян (например, Ян Минг) спускается.
Это изменение означает не что иное, как развитие климата. Отношения между Ветром, Жарой, Огнем, Влажностью, Сухостью, Холодом с одной стороны к трем Иням и трем Янам с другой стороны описаны так:
· Если Тсиуе Инь достигает Ту Тхиен, его энергия превращается в Ветер;
· если Хао Инь достигает Ту Тхиен, его энергия превращается в Жару;
· если Тае Инь достигает Ту Тхиен, его энергия превращается в Влажность;
· если Хао Ян достигает Ту Тхиен, его энергия превращается в Огонь;
· если Ян Минг достигает Ту Тхиен, его энергия превращается в Сухость;
· если Тае Ян достигает Ту Тхиен, его энергия превращается в Холод. (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Это закон превращения нагруженных энергий в Ту Тхиен. Обобщая, можно сказать: когда энергия трех Инь и трех Ян в Ту Тхиен каждый год другая, климат изменяется. То же самое для Тай Туйен.
«Ту Тхиен и Тай Туйен энергии определяют течение энергии продолжительностью года. Энергия шагов определяет развитие энергии продолжительностью в 60 дней». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Превращение нагруженной энергии, победа и подчинение.
Победа означает активность с представлением силы, подчинение означает пассивность с представлением мести.
Если говорят о «победоносной» или «подчиненной» энергии, тогда это означает: в первой половине года победоносная энергия ненормально сильная, тогда во второй половине года возникает подчиненная энергия, чтобы за себя отомстить. Например: если в первой половине года победоносная - жара, во второй половине придет холод, чтобы отомстить за себя. Так изображается ненормальное развитие в превращении нагруженной энергии.
В трактате Су Вэнь «Нэй-цзин» представляет нам диалог между императором и философом Хоангом Ти и его лейб-медиком Ки Па Эта форма придает произведению живой характер, однако книга становится труднодоступной западному читателю с его рациональным образом мыслей.
Хоанг Ти: Возрастают победоносная и подчиненная энергия в определенной последовательности друг с другом. Приносит погода с собой победоносную или подчиненную энергию?
Ки Па: Четыре времени года имеют свои совершенно определенные места, но нельзя точно сказать, содержат они победоносную или подчиненную энергию.
Хоанг Ти: Почему нет?
Ки Па: Сначала первой до протекания третичной энергии царствует небесная энергия, в это время часто наблюдают победоносную энергию. От четвертой до конца последней энергии видна подчиненная энергия, но должна была быть победоносная энергия, чтобы могла возникнуть подчиненная энергия. Без победоносной энергии нет также подчиненной энергии.
Хоанг Ти: Наличие победоносной энергии обязательно влечет за собой появление подчиненной энергии. Но если эта энергия не обнаружена, она должна действительно быть слабой. Поэтому в общем образуется победоносная энергия, за появлением подчиненной затем. Если в общем нет признаков подчиненной энергии, ведет это к большому несчастью и смерти.
Этот текст отвечает на четыре вопроса, которые сегодня поставлены:
Победоносная и подчиненная энергии выступают в последовательности времен года по вполне определенным правилам: сначала первой до конца третьей энергии господствует Ту Тхиен энергия. Если в этот отрезок времени климат необычайно переменчив, ее называют «победоносной энергией». От четвертой до конца последней энергии господствует Тай Туйен энергия. В этот отрезок времени противоположные первой половине года климатические явления; их называют «подчиненные энергии».
· Нет никаких правил, по которым можно предсказать эти энергии. Во всех случаях победоносная энергия должна быть впереди, если должна выступить подчиненная энергия. Без победоносной энергии нет подчиненной энергии.
· Если за победоносной энергией не следует подчиненная, это признак больших несчастий.
· За подчиненной следует победоносная. Такие течения не имеют путей в энергообращении, которое не прерывается.
· Победоносная энергия не зависит от развития климата.
Нагруженная энергия циркулирует и соединяется каждый год с принимающей энергией. Благодаря соединению этих обеих энергий, можно исследовать нормальное или ненормальное развитие.
Шесть шагов принимающей энергии для каждого года неизменны, шесть шагов нагруженной энергии напротив изменяются раз в год. Поэтому варьируют правила соединения этих обеих энергий в течение шестилетнего периода. При этом нагруженная энергия пробегает полный цикл.
Если принимающая и нагруженная энергии встречаются вместе, можно вычислить, благоприятны или неблагоприятны эти совпадения, а именно, по следующим законам.
Закон создания и разрушения 5 элементов: если принимающая, нагруженная энергия «создана» или «разрушена», соединение благоприятное. В противном случае оно неблагоприятное.
|