Нарушение равновесия Инь и Ян есть «скачущая точка» болезни. Из этого ясно, что диагноз может подтвердить признаки превращения Инь и Ян. Хотя китайская медицина имеет свои особые методы диагностики, основанные на «8 правилах» (Инь - Ян, внешнее - внутреннее, холод - тепло, пустота - полнота), но Инь и Ян всегда образуют основу диагностики, так как наружное, жара и полнота представляют Ян; внутреннее, холод и пустота представляют Инь.
Хороший диагностик должен обращать внимание на цвет лица и пульс, чтобы узнать Инь и Ян... Он пальпирует радиальный пульс, находя поверхностный (Ян) и глубокий (Инь) пульс, которые могут быть скользящими (Ян) или шероховатыми (Инь), ради установления точной природы заболевания с последующим планом лечения. Если в диагностике не будет ошибки, не будет ошибки и в лечении». (Су Вэнь «Нэй-цзин»)
Точное знание Инь и Ян является важной и решающей задачей в диагностике. Поставить диагноз - значит узнать болезнь и правильно лечить заболевание. Это значит правильно оценить признаки «победы» и «поражения» Инь и Ян и феномены пустоты и полноты для правильного выбора техники регуляции энергии. «Инь и Ян должны тщательно исследоваться и выравниваться».
Чтобы яснее сказать: выравнивание Инь и Ян образует основу терапии.
Так, например, Тепло Ян в большой Полноте и побеждает энергию тела Инь. Излишек Ян можно уменьшить методом: «Если болезнь расположена в Ян, то проводить лечение в Инь».
Если Холод (Инь) в большой Полноте повреждает и побеждает Ян - энергию, то для уменьшения излишка лечить методом: «Инь больна - лечить Ян». Если, наоборот, энергия тела слабая, так что она не может соединиться с Ян и поэтому возникают симптомы «раздувания Ян» (Ян в Полноте) или Ян энергия находится в пустоте, вызывая признаки - Инь Полноты, то должны усилить ту энергию, которая находится в состоянии пустоты, «Заболевание Ян следует лечить Инь, заболевание Инь следует лечить Ян». (Су Вэнь «Нэй-цзин») И. Ванг, техника которого основана на указаниях Су Вэнь «Нэй-цзин», развивает следующие тезисы: «Источник воды должен усилиться, чтобы Ян в большой Полноте (огонь) господствовал. Происхождение огня должно усилиться, чтобы воду в большой Полноте (Инь: вода, холод) укротить. Наконец все можно обобщить в одно большое правило: восстановление равновесия между Инь и Ян.
Человек поддерживает очень тесные отношения со средой, в которой он развивается. Он должен приспосабливаться к колебаниям Инь и Ян окружающей среды, чтобы поддерживать свое собственное равновесие. «Имеет значение гармоническая смена четырех времен года... Четыре времени года являются причиной происхождения всех существ и всех вещей. Весной и летом тщательно хранить свой Ян, осенью и зимой - свою Инь. Так остается верным он своему происхождению. Он принимает активное участие во всех живых существах и вещах, которые соответствуют законам природы. Не будь этого, его жизнь была бы повреждена, его энергия бы разрушилась... Инь и Ян, таким образом, происхождение всех веществ и всех существ, источник жизни и смерти. Если человек не следует четырем временам года, то его подстерегает несчастье; если он следует им, то болезнь не может причинить ему вреда. Если следовать четырем временам года, то значит жить, радоваться и иметь здоровье; если не обращать внимания, то болеть и умереть».
Привыкание к окружающей космической среде Инь - Ян есть искусство поддержания гармонии между внутренними силами (Инь и Ян человека) и наружными силами (Инь и Ян космоса). Это является основным принципом евгеники и профилактики. Пренебречь этим искусством - значит уступить наступлению Патогенной энергии, а также всем болезням. Внутренние психические факторы могут вызвать в таком случае процессы «победы» Инь или Ян. Они обусловливают заболевания внутреннего происхождения. Внутреннее равновесие Инь и Ян может поддерживать только такой человек, который понимает, что должен оставаться господином своих страстей.
|