На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Введение в аюрведу
Вместо предисловия
Всякая книга нуждается в предисловии, в котором автор будет стремиться всячески восхвалять себя и тему собственной книги. Жанр есть жанр, и с этим ничего не поделать. У нас же с вами случай совсем иной - он и много проще, и много сложнее. Современный уровень развития информационных средств практически гарантирует, что слово "аюрведа" вы где-нибудь уже слышали, а если вы знакомы с работами на эту тему, то тем более. Простота задачи автора состоит в том, что аюрведа как таковая в рекламе не нуждается: вот уже более 40 тысяч лет, а именно так следует по самым скромным данным оценивать историю развития ведических наук, частью которых является аюрведа, человечество весьма успешно использует аюрведические знания для гармонизации собственной жизни: как можно меньше проблем со здоровьем, как можно больше радости и счастья в жизни, поскольку все теории гармонизации пытаются следовать данному принципу. И это вполне понятно, поскольку лучше быть "богатым и здоровым, чем бедным и больным".
О простоте проблемы мы уже поговорили, пора обсудить и сопутствующие ей трудности. Первый и вполне очевидный "момент" состоит в том, что за последние 40 тысяч лет человечество немного изменилось. И, следовательно, все, что было хорошо для того человека, следует откорректировать под наше с вами время. Далее. За 40 тысяч лет меняется не только человек, но и язык описания. Тексты "всего лишь тысячелетней давности" и те нуждаются в переводе, что является делом непростым, поскольку смысл многих терминов, приемов и понятий за это время слегка изменились. Бывает так, что изменился, вплоть "до обратного". Тексты переписывались по много раз, и каждый автор, а человек, как известно, тщеславен по своей природе, вносил что-нибудь от себя. Так что для возможностей использования "инструмента", его следует очистить от пыли многовековых наслоений.
С другой стороны, следует иметь в виду, что аюрведа в ее современном виде является наукой индийской: большинство рекомендаций, система диеты, массажи и прочее имеют индийские корни и индийскую культуру, в то время как веды, являясь частью арийской культуры, имеют определенное отношение к человеку по имени Заратустра. Как известно, он родился на территории нынешнего Пскова, а индийцы, будучи ветвью арийской культуры, являются наследниками племени "пришедшего откуда-то из северных степей" (по отношении к Индии, разумеется). Дальнейшие следы этого племени теряются в веках.
Здесь у вдумчивого читателя может возникнуть ясный по своей сути вопрос, к чему это любезный автор "маханул" про переселение арийских народов. Однако же, дело в том, что любое знание для того, чтобы оно стало практически значимым и работоспособным, следует применять соответственно тем условиям среды и местности, где человек и проживает, и то, что "хорошо индийцу", не всегда хорошо русскому". Все, естественно, в кавычках, поскольку смешение народов и рас заведомо требует определенных допусков на расовые и национальные особенности по схеме: "все мы татаре". Однако регион проживания существенно влияет на здоровье человека, независимо от расовых и национальных признаков.
Так вот, как мы увидим дальше, у индийцев превалирует капха - дисбаланс, поэтому все конкретные рецепты "современной индийской аюрведы" направлены на компенсацию именно этой направленности. А поскольку у нас, жителей Среднерусской возвышенности, превалирует питта - дисбаланс, то нам с вами "индийская диета" может существенно повредить.
Эта маленькая тонкость очень часто приводит к ситуации, когда "увлеченный аюрведист", наслушавшийся "вдохновенного учителя", легко может не только не приобрести здоровья, но и утерять все его остатки, поскольку переносу подлежат лишь основополагающие принципы аюрведического учения, которые работают всегда и везде, а вот конкретные рецепты следует формировать с учетом особенностей нашей местности. Один же из основополагающих принципов аюрведического учения гласит: человеку следует питаться сообразно местным продуктам и местным условиям.
Введение в аюрведу
Вся история медицины является борьбой за понимание происходящих в человеке процессов и обсуждения вопросов возможности помочь ему в преодолении всяческих недугов. Считается, что медицина является наукой прикладной, что, безусловно, не совсем верно. Во всех традиционных школах всегда существовало 2 раздела: раздел теоретической медицины, в задачи которого входило рассмотрение происходящих в организме человека патогенных процессов, исследование причин их возникновения и механизмов действия, и, соответственно, курс терапии. Поскольку на теоретической части основана постановка диагноза, то, безусловно, эта ее часть является принципиальной и основной. В подтверждение сказанного следует добавить, что традиционная медицина назначала курс терапии не просто как следствие диагностики, а выбирала его как механическое ее отражение. При этом применялся принцип лечения "подобного обратным".
С развитием гомеопатической науки появился новый метод лечения, а именно метод лечения "подобного подобным", что также не совсем верно. Дело в том, что оба метода практически можно рассматривать как один механизм, основанный на разных уровнях воздействия на патогенные процессы. Метод лечения подобного обратным предполагает прямое влияние на физиологические процессы в организме человека и, следовательно, требует определенных доз лечебного вещества. Метод лечения подобного подобным основан на гиперстимуляции иммунной системы, дабы вызвать необходимую реакцию иммунитета в нужном для терапии направлении, таким образом, что, являясь некоторой терапевтической "провокацией", он вызывает развитие физиологических процессов лечебно-восстановительного характера, абсолютно совпадающих как по знаку, так и по механизмам с медикаментозным воздействием. Заключая в себе малые дозы, данный метод не оказывает травмирующего воздействия на обменные процессы, которые всегда возникают в связи с необходимостью выведения из организма продуктов химиотерапии (в том числе в аллопатических дозах).
Сразу может возникнуть вопрос о целесообразности применения неких диетических пищевых компонент в курсе терапии, поскольку, существуют более мощные по силе терапевтического воздействия методы. Здесь следует иметь в виду, что применение любого курса терапии всегда основано на имеющихся защитных силах самого пациента. В буквальном смысле: после самой лучшей операции, проведенной самым лучшим специалистом, пациенту предстоит для начала просто выжить, имея в виду, что любая операция травматична сама по себе и всегда создает дополнительную нагрузку на организм пациента.

Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.