Еще одна сложность в лечении подобных состояний заключается в том, что они основаны на глубинной природной стимуляции, которая, в общем-то, является для человека вполне нормальной. Здесь мы можем иметь дело с архитипажами, которые психически и эмоционально отождествляются с очень древней природой человека, когда жизнь сводилась к борьбе за выживание.
Недавно по телевизору была передача, в которой представители северных народов (то ли с Камчатки, то ли с Чукотки), очень настаивали на возвращении к своему традиционному образу жизни. При этом речь шла не столько о возвращении чума в качестве постоянного жилища, сколько о восстановлении традиционного питания. Представители малых народов высказывались в том смысле, что «привозная пища» кажется им весьма пресной, организм их к этой пище не приспособлен, вследствие чего у них появляются различного рода заболевания. Не без некоторого сомнения в возможности быть правильно понятыми, они сообщали, что их народ всегда жил тем, что ел мясо оленей, пил кровь, и вообще, олень у них был «безотходным», поскольку в дело шли все внутренние органы, чего им сейчас очень не хватает.
Разумеется, речь здесь не о диете, а просто о том, что сырое мясо и кровь являются природными стимуляторами, которые существенно повышают уровень эндоморфинов в крови. Известны случаи, разумеется, единичные, когда наши вполне цивилизованные товарищи считали очень полезным и приятным «пропустить» один – другой стаканчик свежей крови. Разумеется, крови животного. (Cлучается, что таким же образом используется кровь не только животных, но это уже дело «соответствующих заинтересованных органов».Подобного рода склонности, которые, кстати говоря, в сельской местности встречаются весьма широко (по крайней мере, на деревню всегда найдется любитель «освежиться» подобным образом), следует воспринимать только как восстановление в индивидууме архитипажей, что, разумеется, для нашего общества не является вполне нормальным.)
Алкоголь и наркотики действуют по той же самой схеме, с той лишь разницей, что стимуляторы вводятся извне. Это может говорить лишь о том, что личности, симулирующиеся подобными способами, по своим психологическим особенностям не способны использовать иные стимуляторы, например оленью кровь или сырое мясо.
Подобный «ретро взгляд» предполагает еще одну особенность данных состояний – они всегда основаны на очень древних механизмах, которые, с точки зрения современного цивилизованного человека, являются весьма примитивными. Но! «Неладно скроен, да крепко сшит» – все древние структуры (принципиально простые по своей организации), являются крайне надежными и крайне устойчивыми. И, следовательно, бороться с ними всегда очень тяжело. Разумеется, это далеко не шалость, а весьма реальная угроза для жизни всего общества.
Есть еще одно соображение, которое способно дополнить складывающуюся картину. По методу Зигмунда Фрейда подобного рода «асоциальные способы извлечения удовольствия» всегда основаны на принципиальной невозможности получения удовольствия обычным путем. Здесь возникает ситуация, когда человек не может «интегрироваться» (вписаться) в общество и радоваться обычным радостям жизни. Впрочем, состояние «нерадостности» мы рассмотрим более подробно чуть позже.
|