|
|
Коммон сенс
Энергетический психоанализ является новой дисциплиной, хотя автор и не претендует на получение по этому поводу нобелевской премии. Дело много проще. Являясь наукой чисто практической, с медицинским, естественно, уклоном, он существенно отличается от того, что обычно воспринимается под психоанализом. В дальнейшем, поскольку время от времени нам предстоит проводить сравнительный анализ, всю ту сферу, которая соотносится с тем, что мы сами представляем под традиционным психоанализом (книги, фильмы, Зигмунд Фрейд, западные психоаналитики и все такое) мы будем соотносить с понятием общего психоанализа, поскольку, выработанные им приемы, методы и средства, весьма устойчивы и, безусловно, говорят о наличии реальной науки, с нашим с вами исследованием они будут иметь весьма опосредованные отношения. Хотя, в одном мы легко сойдемся с нашими коллегами: в предмете – природе, механизмах и закономерностях развития того, что именуется психикой человека. Что, впрочем, не вполне адекватно. Однако, до введения наших собственных представлений, будем основываться на существующем опыте, поскольку иного пока нет.
Итак. После работ Зигмунда Фрейда, который, безусловно являлся психоаналитическим гением, значение работ которого, впрочем, используется весьма неполно, коммон сенс является всего лишь проходной частью на пути интереса общего психоанализа к поведенческим мотивациям и построению на их основах сценарных планов. Впрочем, как сказала одна из членов нашей Ассоциации, доктор К.(стоматолог) на сей счет: «язык всегда вертится вокруг больного зуба». Тем более, что и мы с вами будем поступать точно также. Суть заболевания состоит в возникновении и развитии процесса патогенеза. Но никакой процесс не возникнет в равновесном состоянии. Поэтому, патогенез всегда является следствием декомпенсации, как реакция организма пациента на потерю устойчивости гомеостаза, будь то проблемы психики, функции, органики или социальной сферы.
Как врачей, этиология возникновения заболевания нас не может оставлять равнодушными. На ум приходит «вот она была и нету» - естественно, устойчивость гомеостаза во всех ее проявлениях. Особенно интересно, что было и чего теперь уже нет. Предположим, что здоровый человек находится в состоянии полного душевного, психического и всякого другого равновесия. Естественно, механизм этот непрост и должен содержать в себе различные элементы и системы, обеспечивающие состояние баланса. И одной из наиболее важных систем является система коммон сенс. Что составляет основу душевного равновесия? У всех, конечно, по-разному, однако, мнение человека о том, что «он прав» не является лишним. У многих эта «правота» соответствует тому, что определяется понятием «как все». Кстати, Вы еще не уснули, мой дорогой читатель. Как говорится: хорошее начало – хорошее продолжение. На курсе я измываюсь над нашими курсантами еще хлеще. Пункт 1. Автор всегда прав. Пункт 2. Если автор не прав, смотри п.1. В общем, задача психоанализа – исследование блоков как первопричины патогенеза с их последующей ликвидацией. А поскольку мы с вами люди здравые, в том смысле, что здоровые, то необходимая защита – расслабление. Хотя на этом самом месте как раз расслабляться не стоит. Несмотря на всю вялость вышеизложенного, коммон сенс как раз соответствует той части психоанализа, что напрямую соотносится с теорией непознанного. Наша защита с вами в том, что мы, не осознавая многие наши действия, тем не менее, выполняем определенную программу. Изменение этих программ под влиянием внешних или внутренних причин и приводит-таки к возникновению массы заболеваний. Проведем первоначальное тестирование. Кстати, как вы относитесь к отпуску? Варианты ответов:
Хорошо.
Хорошо, но мало.
Никак не отношусь.
Как говорится: угадаем с трех раз. А вот у безработного, как показывают исследования, уже через 2 месяца возникает психическая депривация, приводящая к депрессиям, часто имеющим суицидальный исход. Отдых отдыхом, но какая разница! Кстати, а в чем она? Ответ вполне прост. В первом случае человек подсознательно ощущает себя нужным обществу, а во втором – он этому обществу не нужен. Но как часто мы с вами осознаем нашу необходимость присутствия в этом мире, как главный критерий нашей жизнеспособности. В общем, коммон сенс, как он есть. Мы с вами существуем в системе определенных установок. И горе тем, кто живет в эпоху перемен, которые разрушают эти установки. (К вопросу о резком росте статистики самоубийств в последнее время.) Так что коммон сенс коммон сенсом, а жить-то хочется. В этом смысле абсолютно прав Михаил Вениаминович Ившин , наш доктор из Урюпинска Волгоградской области, который определил эту ситуацию просто : «…лечить надо». Что да, то да. А вот что и как лечить нам предстоит с вами исследовать.
Опасность самого обращения к теме психоанализа состоит в том, что осмысление механизмов жизненных процессов как правило приводит к результатам обратным тому, к чему мы привыкли в обычной жизни. В этом смысле нам с вами приходится переходить в новое энергетическое состояние, выходя из обычной комфортной жизни. А в качестве гарантии возврата - ваш здравый смысл и умение спокойно воспринимать некие несуразности. Так что расслабимся и займемся делом.
Приверженцы общего психоанализа, который основывается на работах Зигмунда Фрейда, и в котором мало что изменилось с тех пор, найдут существенные недостатки нашего с вами исследования. Введенные Фрейдом понятия: Я, Эго и Суперэго, - некоторым образом плохо соотносятся с вариантом коммон сенс в нашем с вами изложении. Проблема состоит в том, что психоанализом недостаточно проработан тот объект, изучение которого является всем его смыслом – человек. Я – это я, Эго – это человек внутренний, Суперэго – внешние причины, влияющие на самого человека. В частности, коммон сенс и является одной из таких причин. Дабы более точно представить существо проблемы, применим хорошо известный этиологический подход. Проведем психоанализ самого Фрейда в этиологическом смысле его развития. То, что Зигмунд Фрейд был гением, уже сказано, и, как всякий гений, жизнь прожил крайне любопытную. Когда Зигмунд Фрейд начал заниматься психоанализом, такого и понятия вовсе не существовало. В этом смысле он находился в той же самой ситуации, что и мы с вами. Его задачей было исследовать теорию возникновения болезни. Зигмунд Фрейд предположил, что человек рождается здоровым, и что соответствующие заболевания являются следствием внешних воздействий, и если их найти и ликвидировать, то человек станет здоровым снова. Вначале он участвовал в семинарах и даже организовал некий клуб сподвижников, своеобразный психологический кружок. Однако, после нескольких скандалов с единомышленниками понял, что дело это хлопотное и в жизни пора что-то менять. И изменил. Всю оставшуюся жизнь он каждый день с 9 до 6 занимался приемом пациентов, с перерывом на обед, разумеется. После чего ужинал и садился за написание научных трудов. В этом смысле талант дается от рождения, а гениальность всегда основана на работоспособности. Поскандалил со своими единомышленниками он что-то рано, лет в 20. Оставшуюся свою жизнь он провел вполне однообразно: днем работал, вечером писал. Написал он за это время ни много ни мало – всю теорию психоанализа, дополнив ее при этом практическими исследованиями. Разработав в течение своей жизни теорию психоанализа, он в конце, как всякий честный исследователь, убедился в том, что первоначальное предположение было ложным, отчего и умер. Диагноз, как часто бывает в этом случае – онкология.
Вот так. Так что исследовал Фрейд и от чего он умер? Дело в том, что каждый исследователь должен быть честным. Прекрасная диссертация хороша, если хороша постановка задачи. И она превращается в пустой труд, если постановка задачи ложна. Так что же имел в виду Фрейд, предполагая, что человек «рождается здоровым». Вот на этом самом месте нам пригодится то, что в самом начале так занудливо исследовали, от чего чуть не уснули – теория баланса. Итак, здоровье человека – это всегда баланс или равновесие - психическое, функциональное или обменных процессов. И горе тому, у кого он нарушается. Осталось только понять между чем и чем равновесие. Любые весы имеют две чашки. Иное глупо. Так, что нам нужно что-то положить на одну и что-то – на другую. А господин Фрейд это равновесие нарушил. Его проблема состояла в том, что он забыл одно простое правило: «свято место пусто не бывает». Начав исследование, он фактически не определил то, что собирается исследовать. Он определил, что человек рождается здоровым, нормальным, «хорошим». Но там, где есть «хорошо», всегда бывает и «плохо». И это то самое, что всегда займет то самое пустое место. Что в общем-то он и пронаблюдал и в своей клинической практике, и на своем личном опыте. Господин Фрейд на определенном этапе своих исследований, а занимался он этим всю свою жизнь, ввел понятия «либидо» и «морбидо». В начале первое понятие соотносилось с тягой человека к жизни, с нечто жизнеутверждающим. А второе - с какой-то странной тягой того же человека к смерти. В дальнейшем -–может быть это было просто возрастное – в основу всех исследований лег старый и добрый сексуальный вопрос. На котором все исследования и сконцентрировались. Таким образом, анализ показывает странную направленность исследований Фрейда не вверх, а вниз.
Развитие данной темы может негативно сказаться на нашем с вами здоровье уже сейчас. Поэтому, прежде чем продолжить дальнейшие исследования было бы неплохо превентивно защититься. Ошибка Фрейда состояла в неопределенности изначальных посылок. И если что-то он и хотел доказать, и прежде всего самому себе, то это представляет собой реальную основу для специального клинического исследования. Нельзя исследовать пустое место, поскольку оно, как известно, пустым не бывает, и что-то там все равно найдется. В общем случае, прослеживая работы Зигмунда Фрейда, нетрудно отметить, что он всю жизнь исследовал все, связанное с природой зла, которое, как он предполагал, всегда находится вне человека, и от которого он стремился защитить человека различными медицинскими методиками. Однако, кропотливое научное исследование большого практического материала, которым Фрейд занимался всю свою жизнь, привело его к неизбежному выводу: зло, которое он исследовал, находится в самом человеке. А поскольку он строил защиту с внешней стороны, он упустил внутреннего, скажем так, врага. В связи с чем и помер. Не вышел, не сумел, говоря языком психологии, «выйти из конфликта, возникшего на основе противоречия его внутренней природы с внешними целевыми установками, составлявшими его Я, и проявившимися в блокировании наиболее важных функций организма». В общем-то вот так.
Творческий перерыв. Дело в том, что столь подробное рассмотрение причин кончины великого Фрейда, имеет естественно-практическое значение. То, что произошло с Фрейдом и является причиной той самой «несохранности» и практикующих психологов, и их пациентов. Пускаясь в некие частности, соответствующие легкому трепу на нашем с вами перерыве, заметим, что реально с тех пор мало что изменилось. В качестве метода снятия подсознательных комплексов, которые современный психоанализ считает причиной всех бед, предлагается практика их осознания. Т.е. все, что было в человеке неосознанного, то, с чем он жил, совершенно этого не замечая, вдруг становится фактом его биографии, с которой ему дальше и жить. На ум приходит слово «подставить» или по- русски говоря «хрен редьки не слаще». Такого рода терапия действительно вызывает ликвидацию тех проблем, с которыми пациент обращался. И, кстати говоря, исчезновение той клиники, с которой пришел, в терапевтическом смысле. И это очень здорово. При этом важно понять, что пациент получает взамен, и что с ним будет дальше. В сущности говоря, трансформируя неосознанные комплексы в сознательные, мы лишь существенно повышаем их активность, и на смену одной клинике придет другая (см. жизнеописание Фрейда). Сеющий ветер пожнет бурю.
|