|
|
Принципы диагностики и терапии в отношении аюрведических методов соответствуют аюрведическому подходу вообще и работают не только для детей, а являются общими методами коррекции. Здесь мы их даем лишь потому, что детский возраст является насколько же благоприятным для аюрведы, насколько и сложным. Слабость иммунных механизмов, которые лишь формируются в процессе роста организма, определяют яркую реакцию детей на аюрведические методы коррекции. Поэтому, если вы «отработали» все правильно, вас ожидает наблюдение вполне благоприятной картины быстрой нормализации состояния ребенка. Если же вы ошиблись, результаты также будут яркими и не заставят себя долго ждать. Поэтому именно в отношении детей аюрведическая гармонизация должна быть максимально взвешенная и продуманная. Поэтому мы и стараемся давать не только основные принципы, необходимые в этом случае, но и привязывать их к конкретной проблематике.
Цвет, или влияние цвета, следует относить преимущественно к аюрведическим принципам коррекции, хотя в Ней Цзин и других материалах по Чжень Цзю терапии есть конкретные указания по поводу терапии цветом. Так, например, цвет печени – зеленый, цвет сердца – красный, цвет легких и толстого кишечника – белый, желудок и поджелудочная железа – от желтого до коричневого. И, наконец, почки с мочевым пузырем соответствуют черному. Мы с вами уже разобрались в том, что нормальный цветовой конституцией ребенка до 7-8 лет является белый цвет – соответствующий капха по преимуществу. То есть легко предполагать, что весь патогенез этого возраста должен преимущественно соотноситься с проблемами легких и толстого кишечника. Таким образом, дисфункция легких – так называемые ОРЗ и проблема толстого кишечника должны превалировать в картине заболеваний, встречающихся в этом возрасте. Также повышенная заболеваемость детей простудными заболеваниями соотносится не столько со слабостью иммунитета вообще, но с преимущественной нагрузкой на легкие и толстый кишечник. В этом смысле можно предполагать, что легкие, снабжая организм кислородом, поставляют в него окислительный агент, необходимый для процессов обмена. Ну а прямой кишечник реализует этот обмен напрямую, являясь его непосредственным участником.
Таким образом, здесь важно представлять, что все продукты белого цвета нормализуют работу легких и толстого кишечника и весьма благоприятно сказываются на их функционировании, которое будет выражаться в повышенной активности и защищенности этих органов по отношению к внешним патогенным воздействиям. Поэтому с точки зрения выбора аюрведического курса следует продумывать схему компенсации нежелательного влияния тех или иных «белых» продуктов, которые входят в диету ребенка. Из «белых» веществ, действие которых является прямым и сбалансированным, в отношении молочных продуктов мы выделили: материнское молоко, парное коровье, козье молоко в любом виде. Эти продукты могут использоваться в молочной диете ребенка напрямую, без необходимости всяких коррекций. Все остальные будут «блюдами», в состав которых кроме продуктов должны входить аюрведические агенты, компенсирующие вкусовым, цветовым, ароматическим или иным путем их нежелательные функциональные действия. Понятно, что если продукт свежий, или, скажем так, не нарушает норму употребления, то само понятие патогенности к нему неприемлемо. В нашем случае мы нейтрализуем те действия, которое мы считаем неблагоприятным для организма ребенка. Так, например, молочнокислые продукты содержат бактериальную флору, которая оказывает весьма благоприятное воздействие на работу кишечника ребенка. Однако, избыток кислотности будет повышать тоничность органов и систем и оказывать прямое активизирующее воздействие на печень, поскольку кислое активизирует деятельность печени – в соответствии функциональным влиянием кислого вкуса. Активизация печени, как мы с вами уже хорошо знаем, вызывает процесс интоксикации с первичной гипертоничностью во всех ее смыслах – в отношении всех органов и систем, а также тоничности организма в целом. В дальнейшем это опять-таки приводит к «аллергиям», высыпаниям и диатезам. Кислый вкус, или его гиперактивная компонента, нейтрализуется вкусом острым. Таким образом, что, добавив в кислый продукт вкусовую компоненту острого, мы вполне можем компенсировать ту картину гиперактивности и интоксикации, которую мы описали выше. Мы уже упоминали о том, что острый вкус всегда соответствует «активной терапии», однако, «аллергии и диатез» с повышением температуры ребенка являются как раз тем острым случаем, где это приемлемо и необходимо. Однако здесь следует обдумать, какие «острые» агенты мы имеем: красный перец – «острый с красным», черный перец – «острый с черным», лук – «острый с зеленым», чеснок – «острый с белым». Схема «острый с красным» соответствует функциональному действию данного агента и означает, что: острый – повышает эффективность метаболизма всех обменных процессов, а красный – преимущественно воздействует на соответствующие органы и системы. Здесь это сердце и тонкий кишечник, или, расширительно, «система крови». Таким образом, все указанные агенты будут повышать огонь агни, стимулируя обменные процессы, при этом красный перец дополнительно активизирует работу сердца и систему крови, черный перец – почек и мочевого пузыря, лук – печени и желчного пузыря, чеснок – легких и толстого кишечника.
Если наш ребенок не имеет соответствующих системных заболеваний, например заболеваний, сердца, почек и т.д., то нашим выбором будет чеснок, поскольку, у «ребенка» данная система всегда находится в состоянии легкой функциональной гипоактивности за счет повышенной нагруженности, это те органы, которые у ребенка находятся в «функциональном утомлении». Кстати, последний термин является чисто медицинским, впрочем как и все встречающиеся здесь термины, и непосредственно связан с методом Фолля.
Таким образом, в отсутствии «специальной клиники» для компенсации действия молочнокислых блюд следует применять чеснок. Поговорим о формах применения. Поскольку в питании ребенка кефир и ацидофилин, т.е. молочнокислая диета вводится где-то после второго месяца – в обычных рекомендациях, именно в этом возрасте в это блюдо необходимо добавлять «чесночную компоненту». Но, поскольку ясно, что «жевать чеснок» грудной ребенок не станет, стало быть, главный профессиональный вопрос – в приготовлении нужных форм. Здесь следует отметить, что мы плавно переходим к науке гомеопатической, поскольку, дальнейшая рецептура приготовления аюрведических препаратов для ребенка этого возраста – от часа рождения до нескольких месяцев – соответствует гомеопатическим формам в низких разведениях. При этом, такие формы можно применять буквально от часа рождения, но их приготовление будет соответствовать именно что низким разведениям. С возрастом дозы вещества будут нарастать, таким образом, что после низких разведений (до 1 – 2 месяцев) мы переходим на «фиту» - жидкие гомеопатические формы в «сверхнизких» разведениях, являющихся вполне аллопатическими, а в дальнейшем – на прямое употребление, например, чеснока в виде «накрошить в тарелку» – для взрослых. Таким образом, для ребенка до 2-х месяцев необходимо: выжать каплю чесночного сока в стакан с водой (естественно, кипяченой), размешать 50 раз по часовой стрелке и обратно, и одну каплю этого раствора можно добавить в бутылочку для кормления. На втором приеме дозу можно увеличить до 2-х капель, однако, второй прием не может быть раньше, чем через сутки – для детей до 1 месяца. Таким образом, можно довести общий курс до 6 капель. При этом следует учитывать динамику состояния ребенка – здесь лучше добавить вторую каплю чуть позже, чем раньше. Позитивный динамизм в отношении детей – первые ранние начальные фазы следует отмечать не по кожным проявлениям – после первого приема они не изменятся, но по улучшению общего самочувствия: «лучше спит, стал более спокойным» и т.д. Именно в этом случае, или по достижении соответствующего состояния, можно продолжать дальнейшее увеличение дозы приема. До такого рода изменений – по 1-й капле через день.
Обычно здесь возникает ряд вопросов:
Когда? – Желательно в период кормления 21.00 – 23.00 (в общем, «на ночь» более благоприятно, чем утром или днем).
Вода. Общие рекомендации соответствуют тому, что вода, являясь очень важным биоэнергетическим элементом, оказывает крайне существенное влияние на состояние детей грудного возраста. Известны случаи, когда простая смена воды с безусловным переездом в другой регион вызывала яркие клинические состояния, картину острой интоксикации – понос, рвота, сопли – картину максимальной очистки по всем «функциональным окнам». Поэтому, воду нужно использовать «обычную», к которой привык ваш ребенок, естественно, кипяченую. Проводить специальные закупки особых вод здесь не нужно, и даже если вы решили перевести ребенка на приготовление питания на основе экологически чистой воды из «бутылок», следует ожидать возможную первичную реакцию привыкания.
Для детей до года хранить базовый препарат недопустимо даже в холодильнике. Для более взрослых соответствующие препараты приготавливаются либо на масле либо на спирту, что и обеспечивает повышенную устойчивость данных форм к хранению. Таким образом, до года эту процедуру: выжали, капнули, размешали – следует повторять регулярно перед каждым приемом. Есть еще несколько способов приготовления «цветных препаратов» – все они будут иметь мягкое по механизму совпадающее с гомеопатическим действие. Вода – она, как известно, «черная» – в смысле функционального действия. Поэтому, если кипяченую воду поставить в прозрачной пластмассовой бутылке на подоконник, на солнце – она станет «желтой». Поскольку сейчас выпускают бутылки разного цвета, этим можно пользоваться. Поскольку аллергии и диатезы связаны с выходом из нормального состояния «зеленой системы» – печень – желчный пузырь, то здесь благоприятно применение «зеленой воды» – пластмассовые бутылки такого цвета весьма распространены. В древности сосуды с водой «оборачивали цветной промасленной бумагой», как цветофильтрами.
Еще три «цветных препарата». В аюрведической традиции содержится любопытный рецепт: если медную монету – «1 пенс» - положить в сосуд с водой и кипятить ее до тех пор, пока она не выкипит наполовину, мы получим прекрасный препарат, имеющий «зеленое» действие. Кипячение серебряной монетки даст «белый» препарат. Кипячение золотой монетки, соответственно, желтый. Действие этих препаратов было известно давно, они широко применялись в клинике. Но лишь с появлением гомеопатии и микроволнового резонанса стал понятен механизм создания этих препаратов. Собственно говоря, при этом варианте мы будем иметь, соответственно, купрум, аргентум и аурум – гомеопрепараты в примерном потенцировании от 6 до 12 по шкале Корсакова.
Ясно, что при кипячении монеты «бульон» не образуется. Даже выделение сопутствующей микроэлементной базы также незначительно. Под воздействием металла происходит соответствующее изменение структуры воды. Механизм выпаривания определяется тем, что «информационная запись» – биокопирование или микроволновый перенос осуществляется в процессе структурного изменения вещества. Поэтому, помещение в воду различных элементов меняет структуру воды, но не надолго – пока соответствующий элемент присутствует в водном растворе. При «выпаривании» происходит процесс «биозаписи» свойств агента на структуру воды. При этом в процессе такого рода записи меняются многие параметры водных структур – энергополей – настолько сильно, что они изменяют даже параметры поверхностного натяжения и смачивания. Впрочем, в данной ситуации лучше воспользоваться прямой гомеопатией из аптеки – купрум, аурум, аргентум – 6, 12 разведения. Схема применения – динамизация на водном растворе аналогична разведению сока чеснока с малыми отличиями: 6 горошин крупки опускаются в стакан с водой (кипяченая вода, 100 г) и размешиваются 50 раз по часовой стрелке, 50раз – против. Каплю данного раствора – динамизация соответствующего гомеопатического препарата на воду – можно применять в прямом виде – достаточно капнуть 1 каплю (или больше) на язычок малыша, в период между кормлениями, либо ту же каплю – в бутылочку с кашей. Дальнейшее увеличение дозы – по рекомендациям для чеснока.
Следует иметь в виду, что медь – купрум – зеленый цвет – нормализует деятельность системы печени, а также системы желчи – приводит к нормализации ее функционирования. Препараты серебра – все они имеют «белый» цвет – понижают гиперактивность, являются прекрасными «успокаивающими препаратами». Аурум – золото – желтый – стимулирует. Основные назначения: фазы гипосостояний, утомлений, депрессий. Поскольку серебро, вернее его ионизирующие качества имеют активные антибактериальные действия, а по цвету серебро – белое, то препарат оказывает благоприятное действие на капха – процесс. Ребенку до года при приготовлении питания лучше использовать серебро. При отсутствии серебряной посуды благоприятный эффект будет оказывать просто серебряная ложка, ей лучше размешивать и каши в процессе приготовления, и размешивать – динамизировать – все наши препараты.
Подростки (7,8 – 14,16). Подростки – капха с питтой. В отношении принципов аюрведической диеты и аюрведической коррекции действует все то, что было сказано для «детей» с той лишь разницей, что увеличение возраста и модернизация конституции – здесь доля капха заменяется долей питта – требует введение новых пищевых продуктов: те же слизи (капха), тот же белый цвет, но здесь уже нужны углеводы – доля питта соответствует калькарея карбоника или карбонической конституции в гомеопатии, для которой характерен углеводный обмен. Так, что в этот период превалировать будут каши. Основу составляют каши из «белого зерна»: пшеница (манная каша), рис. При этом нужно иметь в виду, что рис содержит в своем действии «воду» – в отличие от «сухой» пшеницы. Поэтому, в качестве дополнительного эффекта будет наблюдаться повышение тоничности почек и мочевого пузыря при употреблении рисовой каши, либо наоборот процессы снижения тоничности – «успокоение», что характерно для действия каши манной.
Пшенная каша – каша желтая – обладает соответствующим «желтым» действием, направленным на повышение тоничности, повышение питта, стимулирует желчь. Гречневая каша является кашей «легкой», повышает ветер, дестабилизирует психику. Она применяется в крайних случаях «хронического сбоя капха», когда состояние принимает яркий хронический характер, В некоторых вариантах диеты, рекомендованных институтом питания, доля капха здесь восполняется бананами. Так что по рекомендациям института питания при хроническом диатезе ваш ребенок будет питаться гречневой кашей с бананами, сваренной на кефире. Как обойтись без подобной диеты мы уже рассказали.
|