|
|
Вся проблема использования аюрведы заключается лишь в том, что мы с вами «не индийцы». Сами термины, принятые понятия, схемы диагностики и терапии, весьма понятные «каждому индийцу», легко поставят нас с вами в тупик. К тому же «аюрведа», являясь одним из элементов ведической культуры, обладает весьма специфическим языком. Языком древним, поскольку по одним данным история этой науки может насчитывать 4 тысячи лет, по другим – более 40 тысяч. В те времена жили не те индийцы, что сейчас. А их язык имеет такое же «сходство» с современными наречиями, как и старославянский с русским. Кстати, в Китае ровно та же проблема. Все тексты Чжень-Цзю терапии написаны на старо китайском. А даже в Китае специалистов по старо китайскому считают десятками. Впрочем, есть время разбрасывать камни, а есть время собирать их. В прошлых номерах журнала мы давали материалы по классическим вариантам аюрведы – все они и поныне действуют, стоит разобраться лишь с терминологией. Таблицы описания действия пищевых продуктов вообще выше всяких похвал, поскольку, для назначения любого препарата важно иметь его описание. Кстати говоря, многие «новые предложения» по диете отличаются от «обычных вариантов» лишь тем, что применение свойств и качеств продуктов позволяет уточнить, а во многих отношениях существенно изменить «обычные диетологические подходы». Прежде чем приступить к изучению практических вопросов важно понять суть аюрведического учения. Для этого надо ответить себе на вопрос, что есть терапия, например, в отличие от гармонизации. Чтение лекций на эту тему показывает, что этот вопрос является, пожалуй, единственным сложным для понимания аюрведической дисциплины. Дело в том, что термин «терапия» относится к тем воздействиям на организм человека, которые, существенно упрощая, ликвидируя, компенсируя его текущие проблемы, например, заболевания, жизнь ему все же не удлиняют. Даже гомеопатия, являясь весьма мягким, хотя и действенным вариантом терапии, лишь перераспределяет остаточные защитные силы организма пациента в нужном для врача направлении. То же относится и к Чжень Цзю терапии. Таким образом, основой терапии служит активизация внутренних резервов организма для решения текущих проблем. Пока человек жив, эти резервы есть всегда – в современной науке много сказано о «резервных возможностях человека» - вот только стоит помнить, что эти резервы оставлены человеку «на жизнь». В терминах Чжень Цзю терапии лечение всегда состоит во «вливании внутренних энергий на внешний слой». Ответив на этот вопрос, мы понимаем, что аюрведа не является терапией в этом смысле. Ее терапевтическое действие состоит во влиянии на функции органов и систем, однако, применяемые агенты – а все они пищевые – привносят с собой в организм «энергию жизни». В этом смысле аюрведическое «лечение» является лечением уникальным – оно добавляет организму пациента дополнительные энергетические возможности.
Есть случай – Чжень Цзю терапия описывает его как патогенез иньской пустоты – который соответствует «полному истощению жизненных сил пациента». Диагностировав данный случай, китайский врач никогда не применял средств терапии – иглоукалывание, мокса, даже массаж, поскольку, по его мнению «для терапии не было энергетической базы». При этом предполагалось назначение своего рода подготовительного курса: отдых, определенное питание и т.д., который ставил своей задачей создать базу для будущей терапии. Не описывая патогенез, или картину заболеваний, соответствующих «иньской пустоте», отметим, что для любого случая состояний хронических, где речь всегда идет о той или иной степени иммунодепрессии, аюрведическое воздействие является не только действенным, но подчас единственно возможным, поскольку в связи с отсутствием иммунных сил, любой вид терапии, даже гомеопатической, будет вызывать яркие кризисы, которые могут иметь пагубные последствия. Пациент, как правило, если это «опытный хроник», привык очень точно оценивать свое самочувствие, в то же время, у него имеется симптом «повышенного испуга» от возможных ухудшений. Таким образом, если даже считать, что данный вид лечебного кризиса ваш пациент вполне способен перенести функционально, психически он может быть к нему совершенно не готов. Таким образом, для данной клиники тяжелых хронических случаев, как то диабет, астма, нейродермиты, псориазы, диета является единственным возможным вариантом восстановления.
Следует иметь в виду, что при всех своих уникальных возможностях, практическая аюрведа имеет и свои «подводные камни». В частности, для аюрведической диеты, аюрведической терапии, массажа и т.д. благоприятно применение лишь тех компонентов, которые «произрастают» в регионе проживания пациента, поскольку, «компонента влияния региона» - влияния пяти элементов в отношении Чжень Цзю терапии – оказывает влияние как на патогенез пациента, так и на схему действия соответствующих продуктов и их терапевтических агентов. Таким образом, максимального эффекта можно добиться лишь при полном совпадении их «функциональных качеств» или качеств, скажем так, «сродственности» с организмом пациента. Их конкретное применение для данных обстоятельств места, времени, нации и т.д. – дело также весьма конкретное, поскольку одним из базовых принципов аюрведы является использование в целях терапии лишь тех препаратов, продуктов и средств, которые «производятся» местом проживания пациента. Применение же «завозных» компонентов – неблагоприятно. Так, что в отсутствие произрастания бананов на российской территории, будем довольствоваться просто репкой. А те наши рецепты, что мы давали в отношении настоек, да простят нас «непьющие», предполагает приготовление весьма мощных препаратов, глубина действия которых основана лишь на том простом факте, что «все эти травки» взяты с вашего огорода или из вашего леса. Таким образом, «проблема отсутствия бананов» ставит задачу осмысления и применения аюрведических принципов в отношении подручных, а в данном случае «подножных» средств и соответствующих условий – региональных и климатических. Поэтому, банан вполне благоприятен как замена в том случае, если вы сомневаетесь в выборе «местных вариантов». С другой стороны, для случаев острых это не так важно, но это следует иметь в виду, поскольку, малая действенность назначенной аюрведической коррекции для случаев тяжелой и давней хроники может легко аргументироваться отсутствием «местных агентов». А агент привозной всегда требует от организма пациента повышенного уровня реакции, т.е. адаптации, поскольку, для организма пациента он все же является «чужеродным». Подобный элемент «необходимости повышенной адаптации» может оказаться вообще решающим – впрочем, случаи эти крайне тяжелые и встречаются достаточно редко. Таким образом, действенность аюрведического «лечения» зависит от:
А) правильного понимания базовых законов и принципов;
Б) правильного употребления их на местной почве в прямом и переносном смысле.
Маленькое отступление.
Кстати говоря, перед подготовкой этого номера одним из наших коллег был задан вопрос, считаю ли я, что вся диета оказывает реальное действие на организм. Имелось в виду, можно ли ее рассматривать как вариант терапии, и любопытно было бы знать ее «действенность». Сначала обсудим второй аспект - действенность. Действие любого мероприятия – в нашем случае, безусловно, лечебного, определяется «уровнем активности того канала, на который мы воздействуем». Таким образом, в отношении человека можно выделить: зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущения и т.д. В отношении зрения и слуха заметим, что существуют определенные направления цветовой и звуковой терапии. Здесь мы упоминаем про них лишь потому, что они вполне соприкасаются с «аюрведической традицией» - и ароматные палочки, и определенного рода звуки в разных школах сопровождали аюрведические процедуры. Однако на сей счет существуют отдельные самостоятельные направления и методики, вне изучения которых «нюхать палочки» весьма небезопасно – все они достаточно сильные галлюциногены, при неумелом использовании которых минимум, которого вы можете достигнуть - это сильная головная боль «мегренозного характера», что как-то раз и случилось с вашим автором. А поскольку полного описания действия соответствующих запахов – палочек – у меня до сих пор нет, с тех пор я к «занюхиванию» отношусь гораздо аккуратней, что и вам советую.
Вкус, безусловно, наряду с характерными «обменными» реакциями, является одним из наиболее важных и действенных «функциональных факторов». А поскольку «кушать пациенту все равно необходимо», аюрведическая диета превращается в совершенно необходимый компонент любого терапевтического курса. Поскольку эффект от того, что ваш пациент «что-нибудь съел» - неважно, сам по себе или после ваших рекомендаций – может быть настолько значителен, что «ни одна терапия не поможет». Таким образом, даже если вы не назначаете вашему пациенту специальный диетический курс, поинтересоваться проблемой его питания все же стоит, поскольку это может существенным образом повлиять на изменение его самочувствия вне зависимости от того, будете ли вы применять иголки, гомеопатию или анальгин.
|