На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Введение в аюрведические конституции

Введение в аюрведические конституции
Итак, Аюрведа описывает три конституции: Вата, Питта, Капха, что соответствует ветру, желчи и слизи. Если посмотреть на нашу схемку взаимодействия конституций, то это взаимодействие описывается следующей формулой развития патогенеза : «ветер гонит желчь, а желчь сжигает слизь». Попробуем понять, что под этой фразой понимается в сугубо медицинском смысле. Во-первых, удивление вызывает разнородность самих конституций: желчь и слизь – это вроде бы как некие субстанции организма, а ветер уж совсем не из этой песни. Но из песни слов не выкинешь, поэтому, первое понимание конституций состоит в том, что три конституции делятся на две группы: статическую и динамическую. С точки зрения Аюрведы, здоровье пациента обеспечивается равновесием двух статических компонент: желчи и слизи. Если бы не влияние динамической компоненты – ветра – все было бы просто. При этом, под термином «ветер» понимается развитие различного рода психических процессов, как то эмоции, стрессы и т.д. Фраза, что «ветер гонит желчь» означает, что если ваш пациент часто и много ругается на работе, т.е. у него возникают яркие психические состояния с наличием агрессии – ярость, злость и т.д. – этот «ветер» погонит желчь, что соответствует гиперактивной работе печени и желчного пузыря, в связи с чем, если вслед за такого рода яркими состояниями у пациента возникает обострение желчно-каменной болезни или просто с его слов «он ощущает жжение в правом подреберье», удивляться не приходится. Развитие процессов «желчи» - из той же формулы – вызовет «сжигание слизи». Наиболее быстро данная схема проявится в суставах, поскольку желчь в прямом смысле «сожжет слизь», диагноз – артрит. Кстати говоря, артроз принципиально отличается от артрита тем, что при артрите желчь сжигает слизь, а стало быть речь идет об огне, а следовательно, о воспалении. Артроз в Аюрведе соответствует формуле «ветер высушивает слизь», а само заболевание рассматривается как дегенеративное (гипосостояние, в отличие от артрита, которому соответствует гиперсостояние) изменение органов и систем.
Это небольшое рассмотрение возможно, приведет вас к пониманию ценности изучения аюрведической науки, как совершенно нового дополнительного взгляда на уже известные вам заболевания, имеющие при этом и достаточно мощный курс терапии для их коррекции. В этом месте следует добавить буквально следующее: ваш покорный слуга в свое время так же недооценивал возможности аюрведической терапии, рассматривая ее как некое дополнение к терапевтическому курсу, пока не столкнулся с очень яркими и мощными кризисами у детей и стариков. Здесь следует иметь в виду, что если мы говорим о взрослых пациентах, с наличием подострых состояний, то для них назначение диеты безусловно, благоприятно скажется на компенсации заболевания, но ярких изменений при назначении курса диеты вы не отметите. Организм взрослого человека достаточно хорошо поддерживает гомеостаз, компенсируя за счет иммунных сил в том числе и проблемы питания по формуле «здоров как бык, ем что угодно». Однако, в тех случаях, когда речь идет о хронических состояниях взрослых, а также в отношении детей и пожилых, даже диету следует менять осторожно – для этих групп пациентов применение аюрведической диеты может оказать не только решающее значение для выздоровления, но и вызвать яркие кризисы и обострения.
Эти кризисы лежат как правило в обменной сфере – однако, если вдруг у ребенка после назначения диеты в 3 часа ночи начинается зеленая рвота и понос с повышением температуры, для врача это мало благоприятно, поскольку, как правило в такой ситуации испуг испытывают не только родители ребенка, но и сам врач, назначивший диету. Сточки зрения аюрведической науки данная реакция – а это реальный случай из практики – вполне благоприятна. Изменение диеты вызвало яркую реакцию очистки организма от наполнявших его токсинов, следствием чего являлись рвота и понос. Временное повышение температуры (39) так же не составляло опасности для жизни ребенка, однако, стресс испытал и сам ребенок, и его родители, и лечащий врач.
Текст Аюрведы мы даем в адаптированном для западного врача варианте без изменения принципиальных схем и терминологии. Однако, наиболее сложные вопросы – что же это означает? – будут разбираться в комментариях к текстам, которым и является настоящее Введение в Аюрведу.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.