На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Синдромы болезней шести меридианов, вэй, ци ин и крови, а также трех обогревателей

Приемы диалектической диагностики шести больших главных меридианов, вэй-ци-ин-хуэй, а также трех обогревателей рассматриваются в этом разделе совместно прежде всего потому, что они находят применение при внешних заболеваниях, связанных с жарой /вай-гань жэ-бин/. Относительно понятия шести “больших главных меридианов” /лю-цзин/, весьма распространенного в Китае и почти не применявшегося до настоящего времени на Западе, следует заметить, что оно касается шести пар меридианов: тонкая кишка - мочевой пузырь, толстая кишка - желудок, желчный пузырь - три обогревателя, селезенка - легкие, сердце - почки, печень - перикард. Это деление связано с именем древнекитайского врача Чжэн Чжунчина, жившего с 150 до 219 г. в период поздней или восточной династии Хань. Чжэн Чжунчин, взяв в качестве исходного пункта 36-ю главу книги “Су-вэнь”, называвшуюся Жэ-лунь /что означает в переводе “Рассуждения о повышенной температуре”/, в которой рассматривался опыт, накопленный прежними врачами в области связанных с внешней инфекцией и сопровождающихся повышением температуры болезней,  написал работу “Шан-хань-лунь”, занимающую особое место в классической китайской медицинской литературе. Он разделил симптомы связанных с внешней инфекцией, сопровождающихся жарой или повышением температуры болезней, на шесть групп болезней:

1. Болезни тай-ян,

2. Болезни ян-мин,

3. Болезни шао-ян,

4. Болезни тай-инь,

5. Болезни шао-инь,

6. Болезни юй-инь.

Каждая группа представляет пару меридианов:

Тай-ян связанные между собой меридианы тонкой кишки и мочевого пузыря;

Ян-мин связанные между собой меридианы толстой кишки и желудка;

Шао-ян связанные меридианы желчного пузыря и трех обогревателей;

Тай-инь связанные меридианы селезенки и легких;

Шао-инь связанные меридианы сердца и почек;

Юй-инь связанные между собой меридианы печени и перикарда.

Такая классификация дает возможность объяснить локализацию симптомов болезни, свойства болезни, силу или слабость защитных сил организма /чжэн/ пациента и болезнетворное начало /хэ/. Далее, на этом пути становится возможным более точно уяснить превращение различных болезненных состояний одно в другое /например, превращение синдрома тай-ян в синдром ян-мин и т.д./, т.е. течение болезни. В классическом труде “Шан-хань-лунь” рассматриваются в первую очередь связанные с внешней инфекцией болезни, вызванные ветром и холодом, отдельные разделы затрагивают также болезни, вызванные жарой /вэнь-бин/.

В ходе дальнейшего развития учения китайской медицины в эпоху последующих династий стало ясно, что разработанная Чжэн Чжунчином теория шести главных меридианов, как она была изложена в книге “Шан-хань-лунь”, не всегда оказывалась достаточной в практике, т.к. она не учитывала в достаточной степени вызванные внешней инфекцией заболевания, связанные с жарой /вэй-гань жэ-бин/. Это относилось в особенности к связанным с теплом заболеваниям /вэнь-бин/, при которых связанное с жарой болезнетворное начало /хэ-жэ/ выступает в качестве первоначальной причины болезни. Поэтому китайский врач Е Тяньши, деятельность которого относится к периоду Циньской или Манджурской династии, исходя из положений, содержавшихся в книге “Шан-хань-лунь”, разработал особый диалектический метод для защитных сил организма /вэй/, ци, питания /ин/ и крови /вэй-ци-ин-хуэй/, представляющей собой дополнение к работе Чжэн Чжунчина.

В своей книге “Внешние инфекционные болезни, вызываемые под действием тепла и жары” /”Вай-гань-вэнь-жэ-пянь/ он впервые в истории китайской медицины формулирует положение о том, что силой, образующей задний план сопротивляемости организма /вэй/, является ци, а силой, образующей задний план функционального начала питания /ин/, является кровь /хуэй/. Одновременно он дает указания по терапии. Если болезнь достигла слоя защитных сил /вэй/, то следует дать пациенту пропотеть. Если она достигла слоя ци, то необходимо успокоить ци /цин-ци/. При достижении ею слоя питательной функции /ин/ следует пропустить жару и отвести ци /тоу-жэ цюань-ци/. По достижении болезнетворным началом крови возникает опасность, что кровь будет повреждена или прийдет в чрезмерное движение /хао-хуэй дон-хуэй/. В этом случае врач должен охладить кровь и способствовать ее распределению в организме /лян-хуэй сань-хуэй/. Так в китайской медицине возникла диалектика вэй-ци-ин-хуэй лечения вызванных жарой и лихорадочных заболеваний.

Другие китайские врачи Циньской династии /1641-1911/ установили, что применительно к болезням, связанным с теплом, речь идет в большей степени не только о тепле /вэнь/, но о влажности и жаре /ши-жэ/. В их числе следует отметить в первую очередь Хуэй Шэнбая и Ву Жудона. Последний опубликовал в 1799 году книгу “Диагностика болезней, связанных с теплом” /”Вэнь-бин тяо-бянь/, в которой он впервые рассматривает диагностику в зависимости от синдромов трех обогревателей, которая стала необходимой по той причине, что диалектический метод вэй-ци-ин-хуэй не отвечал потребностям лечения всех видов болезней, связанных с теплом.

Ву Жудон установил связь между болезнями, связанными с теплом, и наполнительными и полыми органами, причем он исходил из локализации этих органов в верхнем, среднем и нижнем обогревателе и сформулировал следующие положения: “Терапия верхнего обогревателя должна обладать легкостью перьев: без легкости она не может быть успешной. Терапия среднего обогревателя должна обладать постоянством, потому что при отсутствии равновесия ее нельзя будет регулировать. Терапия нижнего обогревателя должна быть энергичной, потому что без веса ее нельзя будет опустить вниз”.

Ву сделал попытку объединить все виды болезней, связанных с теплом, в рамках теории трех обогревателей вэй-ци-ин-хуэй. Однако такой подход не обеспечивал четкого разделения между болезнями, связанными с теплом и жарой /вэнь-жэ/, и болезнями, связанными с влажностью и жарой /ши-жэ/. В этом заключается недостаток его метода. Тем не менее этот вид диалектической диагностики широко используется в настоящее  время в китайской медицине, представляя собой значительное дополнение остальных теорий. Наилучший эффект может быть получен при совместном использовании врачом этих трех различных теорий шести больших меридианов, вэй-ци-ин-хуэй, а также трех обогревателей, заполняя пробелы одной положениями другой. Взаимно дополняя друг друга, эти три метода могут дать наилучшие результаты.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.