На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Синдромы болезней /бянь-чжен/ и указания по терапии

Китайское понятие “чжен”, в том виде в каком оно встречается в сочетании “диагностика в зависимости от синдромов” /бянь-чжэн/, является сокращением “чжен-хоу”, что означает “болезненное состояние”. Оно охватывает причину, локализацию, характерные особенности и симптомы болезни; далее, оно учитывает борьбу между патогенным началом /хэ/ и защитными силами организма /чжен/ в организме пациента. Тем самым понятие “диагноз в зависимости от синдрома” /бянь-чжэн/ представляет собой нечто большее, чем только сумму отдельных поверхностных симптомов болезни. Более того, в нем заключается и оценка общего состояния пациента и оно является решающим ключом к логически обоснованной терапии, которая может включать и акупунктуру, и лекарственную терапию, массаж, хиропрактику, лечебные ванны и т.д.

Этому понятию “бянь-чжэн”, действительному только для традиционной китайской медицины, противостоит в современной западной медицине понятие дифференциальной диагностики, по-китайски “бянь-бин”. В современной западной медицине изучаются в процессе диагностики отдельные симптомы, количественные показатели и объективированные преимущественно с помощью технической аппаратуры факты на основе патофизиологических представлений, присущих этой медицине. В китайской медицине изучаются исключительно качественные характеристики на основе теории традиционной китайской медицины, которую мы рассматривали в предыдущих главах.

Диагностика в зависимости от синдромов объединяет полученные с помощью четырех классических китайских диагностических методов - осмотра, прослушивания и исследования на запах, спроса и ощупывания - симптомы на основе их внутренних логических связей. Она систематизирует /цон-хэ/ и анализирует /фэнь-ху/ эти симптомы и рационально комбинирует их /гуй-на/. Диагностика в зависимости от синдромов является специфически китайской методикой определения болезни. Она опирается на теорию наполнительных и полых органов /цзян-фу/, участие в меридианах /цзинь-ло/, представления о причинах болезней согласно китайской патологии /бин-ли/ и четыре диагностических метода /си-чжень/.

Диагностика в зависимости от синдромов и лечение болезни представляет собой согласно китайской медицине две неразрывно связанные между собой части. Диалектическая диагностика является предпосылкой рациональной терапии. Успех лечения является, с другой стороны, пробным камнем правильности диагноза в зависимости от синдрома. Лишь на основе правильно поставленного диагноза возможно подходящее лечение согласно принципам китайской медицины. Настоящий труд является первой работой на одном из западных языков, делающий полностью доступным западным врачам все основы китайской медицины и подводящей их к возможности овладения диагностикой в зависимости от синдромов в духе китайской медицины.

Диагностика в зависимости от синдромов китайской медицины делится на несколько групп:

1. Синдромы согласно восьми руководящим принципам /ба-ган бян-чжэн/;

2. Диагностическая диагностика в зависимости от синдромов согласно делению органов на наполнительные и полые органы /изянфу бянь-чжэн/;

3. Диагностика в зависимости от синдромов по состоянию ци, крови и соков организма /ци-хуэй-цзинь-о бянь-чжэн/;

4. Диагностика в зависимости от синдромов по шести меридианам /лю-цзин-бянь-чжэн/;

5. Диагностика в зависимости от синдромов с рассмотрением защитных сил организма, ци, питания и крови, а также трех обогревателей /вэй-ци-ин-хуэй юй сань-цзяо бянь-чжэн/.

К этому следует прибавить все рассмотренные в предыдущих главах причины болезней, причем в китайской медицине руководствуются принципом: “Исследуй симптомы, находи причину” /шэнь-чжэн цю-инь/.

Перечисленные выше пять или шесть различных групп диагностики в зависимости от синдромов хотя и являются самостоятельными, на практике должны постоянно объединяться друг с другом, рационально дополняя одна другую. Важнейшим диагностическим фактором является при этом синдром согласно восьми руководящим принципам. Он образует, собственно, ядро китайской диагностики в зависимости от синдромов. В некоторых высших медицинских учебных заведениях КНР придерживаются, правда, мнения, что основным принципом китайской диагностики является диалектика наполнительных и полых органов /цзян-фу бянь-чжэн/, а восемь руководящих принципов подчинены теории наполнительных и полых органов. На практике, однако, это подчинение едва ли играет какую-либо роль.

Синдромы меридианов /лю-цзин/, ци, защитных сил организма, питания и крови /вэй-ци-ин-хуэй/ и трех обогревателей /сянь-цзяо/ пригодны в первую очередь для исследования связанных с внешней инфекцией лихорадочных заболеваний /вай-гань жэ-бин/. Но они никогда не должны рассматриваться в отрыве от диалектики наполнительных и полых органов и восьми руководящих принципов. Диалектическая диагностика в зависимости от синдромов ци и крови /ци-хуэй/, а также соков организма /Цзинь-с/ находится в тесной связи с диалектикой наполнительных и полых органов, оба вида диагностики дополняют друг друга и образуют по существу единый метод.

Важным для всеобъемлющей оценки болезни считается в сегодняшнем Китае комбинирование традиционной китайской диагностики с дифференциальной диагностикой современной западной медицины /бянь-бин/. Обе должны дополнять друг друга на практике, обеспечивая совместно надежную, полноценную терапию.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.