Достаточное питание и физическая работа рассматриваются в рамках существующей в КНР общественной системы в качестве основных условий поддержания здоровья людей. Человек западного мира склоняется скорее к тому, чтобы заменить физическую работу физическими упражнениями. Но это является вопросом, обусловленным различиями, существующими между общественными системами Китая и Запада.
Если питание недостаточно или избыточно, если отсутствует равновесие между степенью физической нагрузкой и отдыхом, то страдает сопротивляемость организма, что может привести к возникновению болезней. В состоянии чрезмерной физической усталости имеет место как чрезмерный расход ци селезенки, так и снижение защитных сил /чжэн-ци/ организма. Злоупотребление половыми сношениями приводит к ущербу для субстанции и активного начала /чин-ци/ печени и почек, что может привести к возникновению многих видов пустоты и слабости в организме.
5.2.4.1. Неправильное питание
Правильное питание является основным условием поддержания человеческой жизни. Нарушения в питании могут привести к болезням. Селезенка /см. раздел 3.2.1.3/ отвечает за транспортировку питательной субстанции /шуй-гу чин-вэй/. Желудок считается в китайской медицине “морем пищи” /шуй-гу цзи хай/. Таким образом, любое отклонение от нормы в питании ведет преимущественно к нарушению функций селезенки и желудка. Согласно теории китайской медицины неправильное питание ведет зачастую к возникновению влажности /ши/, жары /жэ/, слизи /дань/ и способствует возникновению других болезней. По окончании перенесенной тяжелой болезни в организме всегда имеется остаток болезнетворного нарушения /хэ/. Неправильное питание может привести к возобновлению перенесенной болезни.
Для неправильного питания характерны три группы признаков:
- нерегулярный прием пищи;
- загрязненность пищи;
- одностороннее питание.
5.2.4.1.1. Нерегулярный прием пищи
В наиболее благоприятном случае количество пищи должно соответствовать потребности в нем. Как недоедание, так и переедание могут привести к болезням. В книге “Лин-шу” говорится: “Если человек пробыл полдня без пищи, то его активное начало /ци/ ослаблено, если он пробыл целый день без пищи, то его активное начало /ци/ начинает уменьшаться”. Это мнение древнекитайского врача основано на представлении о том, что пища /шуй-гу/ является источником активности и крови /ци-хуэй/. Если при наличии голода не едят, а при наличии жажды не пьют, то не происходит восстановления в достаточном объеме израсходованных активного начала и крови /ци-хуэй/ и возникает болезнь.
Голод и недостаточность питания были в старом Китае распространенным явлением. Поэтому болезни и функциональные расстройства, вызванные голодом, очень хорошо известны в Китае. Симптомы недоедания могут быть вызваны также и нарушением функций желудка и селезенки. В этих случаях также сокращается количество усвоенной пищи, что приводит к явлениям недоедания. Эту болезнь можно встретить в Китае, как и на Западе и в условиях хорошего продовольственного положения /например, синдром разовой абсорбации/.
В первую очередь в зажиточных странах Запада часто встречается переедание. При этом перегружается пищеварительная функция организма, нарушается нормальная работа желудка и кишечника.
Болезненное состояние вредного воздействия на селезенку и желудок неправильного питания имеет следующие клинические симптомы: чувство переполнения и боли в подложечной области, неприятные ощущения при надавливании на область желудка, недомогание и рвота после еды, кислый запах рвотных масс и стула, отрыжка с неприятным запахом и т.д.
В книге “Су-вэнь” говорится: “Удвоенное питание вредит кишечнику и желудку”. Болезни этого рода можно часто наблюдать у детей, пищеварительная способность которых слабее, чем у взрослых, и которые поэтому в большей степени зависят от регулярного приема пищи. “Перегрузка” /цзи/ в еде вызывает внутри организма жару /жэ/, ведет к образованию слизи /дань/, вызывая следующие клинические явления: чувство жара на поверхности ладоней и стоп, чувство жара в области желудка, покраснение щек, волнообразные приливы жара во второй половине дня, чувство переполнения в груди и в животе, чрезмерное выделение слизи /дань/. В этом случае застоявшаяся пища наносит вред селезенке и желудку, функциональные начала питания и сопротивляемости организма не находятся более в уравновешенном состоянии /ин-вэй бу-хэ/. В подобном состоянии создаются благоприятные условия для возникновения внешней инфекционной болезни, причем обращает на себя внимание наличие повышенной температуры и чувствительность к холоду.
5.2.4.1.2. Загрязненность пищи
Загрязненная пища может вызвать болезни желудка и кишечника. Наиболее часто встречающимися симптомами такого отравления пищей являются боли в желудке, рвота, понос; в особенно тяжелых случаях эти симптомы отличаются высокой интенсивностью и может наступать потеря сознания.
5.2.4.1.3. Односторонность питания
Однобокое питание может привести к самым различным болезням. Односторонний упор на жирную пищу, сладости, острые блюда с большим количеством специй приводит согласно теории китайской медицины к развитию в организме влажности /ши/, образованию слизи /дань/, возникновению жара /жэ/; может возникнуть язва желудка. Преобладание сырой пищи или слишком холодные напитки вредят ян-ци селезенки и желудка, вызывая “внутренний холод” /см. раздел 5.2.1.2.2/, причем возникают боли в желудке и понос.
Чрезмерно острые блюда вызывают согласно представлениям китайской медицины скопление жара в желудке и кишечнике /чан-вэй хи-жэ/, сопровождающееся сухим затвердевшим стулом или появлением кровоточащих геморроидальных узлов. Чрезмерное употребление вина, кофе, чая и курение также вредно для организма. Древнекитайские врачи считали, кроме того, что относящиеся к пяти наполнительным органам виды вкуса /см. раздел 2.2.1.1 и Таблицу 2/ при одностороннем и чрезмерном воздействии могут наносить ущерб функциональному началу /ци/ соответствующего наполнительного органа. Правда, это мнение в настоящее время не разделяется безусловно в высших учебных заведениях китайской медицины, однако в клинической практике им можно руководствоваться при диетической консультации больных.
5.2.4.2. Истощение физических сил /ляо-цюань/
Чрезмерная усталость и физическое истощение наносят ущерб согласно представлениям китайской медицины преимущественно активному началу /ци/ селезенки. При этом возникают следующие симптоматика общее уменьшение активного начала /ци/, чувство бессилия, слабость в ногах и руках, нежелание говорить, одышка при движении, общая разбитость. В книге “Су-вэнь” говорится: “Физическая работа требует расхода ци /функционального начала/. При этом следует, однако, иметь в виду, что возникновение болезни может вызвать лишь чрезмерное физическое истощение, а не нормальная физическая работа. Нормальная физическая активность, в виде работы, гимнастических упражнений или занятий спортом, наоборот, способствует укреплению организма и предупреждению болезней. По этой причине в Китае большое значение придается гимнастическим упражнениям, например, в виде народной гимнастики “Дай-жи-цюань”. В сегодняшнем Китае, кроме того, строго следят за тем, чтобы не допускать чрезмерного расхода сил работающих. Продолжительность рабочего дня не превышает 8 часов, чтобы предоставить людям время для отдыха.
Недостаток физической активности, отсутствие какой-либо деятельности ведет к застою функционального начала /ци/ и крови /хуэй/, прекращается движение ци-хуэй. Это в свою очередь оказывает влияние на пищеварительную функцию селезенки и желудка. При этом возникает отсутствие аппетита, а также бессилие в руках и ногах.
В теории китайской медицины чрезмерная половая активность также рассматривается как наносящая вред организму. Это относится также и к большому числу родов у женщин. Такая неумеренность ведет к уменьшению количества и нанесению ущерба субстанции почек +шэнь-чин/. В результате возникают боли в спине, общая слабость, головокружение, шум в ушах, у мужчин импотенция, у женщин нарушения менструации /аменорея, выделения и т.п./. Все это объединяется понятием “половое истощение” /ан-ляо/.
|