На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Итоги и выводы

Система меридианов /цзин-ло/ китайской медицины считается путем прохождения ци-хуэй /кровь - функциональное начало/. Эта ци-хуэй циркулирует в меридианах /цзин/, которые следует рассматривать как кровеносные сосуды и как нервные пути. Система меридианов обслуживает весь организм. Согласно представлениям китайской медицины путем круговорота ци-хуэй осуществляется связь между инь и ян, сухожилия и кости поддерживаются в подвижном /буквально: “смазанном”/ состоянии и суставы остаются подвижными.

Китайская медицина различает главные меридианы /чжэн-цзин/ и необычные меридианы /ци-цзин/, Их дополняет целая серия других сосудистых трактов, таких как сосуды ло /ло-май/, меридиональные связи /цзин-ло/, меридиональные сухожилия /цзин-цзинь/, а также линии кожных областей меридианов /пи-бу/, рассмотрение которых должно стать предметом специального учебника акупунктуры.

12 классических меридианов делятся на меридианы руки и меридианы ноги, меридианы инь и меридианы ян. Их ход определяется следующими правилами. Три меридиана инь руки проходят от груди к кончикам пальцев. Три меридиана ян руки проходят от кисти вверх к голове. Три меридиана ян ноги проходят от головы вниз к пальцам стопы, три меридиана инь ноги проходят от стоп вверх к животу.

Эта схема определяет циркуляцию инь-ци /питательного функционального начала/ и вэй-ци /защитного функционального начала/, которая непрерывно совершается по системе меридианов.

Двенадцать меридианов находятся в тесной связи с наполнительными и полыми органами; при этом в каждом случае наполнительному или полому органу соответствует определенный участок поверхности /бяо/ и внутренней части /ли/, сосуда ло и других дополнений системы меридианов /шу/, например, кожных областей /пи-бу/. К этому соответствию относятся также главные линии меридианов  /чжэн-цзин/ и меридиональные связи /цзин-бэ/. Вся эта система разделена применительно к соответствию между инь и ян  и находится в постоянной взаимосвязи.

Восемью необычными сосудами /ци-цзин ба-май/ являются: ду-май /сосуд управителя/, жэнь-май /сосуд слуги или функциональный сосуд/, чон-май /сосуд интенсивного подъема/, дай-май /поясной сосуд/, инь-вэй-май и ян-вэй-май  /сосуды соединения/, инь-цяо-май и ян-цяо-май /сосуды подвижности/. Отличие необычных сосудов от главных меридианов состоит в том, что первые не обладают отношением поверхностного и внутреннего /бяо-ли/ и не находятся в прямой связи с наполнительными и полыми органами. Назначение необычных сосудов состоит в накоплении ци-хуэй /кровь-активное начало/ главных меридианов. Ду-май проходит по средней линии задней части корпуса, а жэнь-май по средней линии передней части.

В китайской медицине говорится зачастую также о четырнадцати классических меридианах: под ними понимаются двенадцать главных меридианов плюс ду-май и жэнь-май.

По взглядам китайской медицины жизнь и активность человека немыслимы без ци-хуэй, перемещение которой зависит от системы меридианов /цзин-ло/. С физиологической точки зрения система меридианов предназначена по взглядам китайской медицины для перемещения ци-хуэй в организме. В патологическом отношении система меридианов, как это будет показано ниже, служит также путем переноса проникших в организм патогенных нарушений /бин-хэ или хэ-ци/. Поэтому в системе меридианов находит типичное отражение развитие болезни.

В диагностике китайской медицины постоянно учитывается ход меридианов в организме человека и его отношение к поверхности тела /бяо/ и к внутренним органам /ли/. Таким образом, теория  меридианов служит в китайской медицине красной нитью при опознании болезней. Современный западный врач не должен никогда упускать из вида, что теория меридианов относится к донаучному периоду развития медицины и является несовершенной, что она является объектом дальнейших исследований, в том числе и в самом Китае, и что поэтому должна применяться критически, с учетом ее особого положения


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.