В КНР и в западных странах были проведены исследования электрокожного сопротивления над точками воздействия. Существует тесная связь между точками кожи с пониженным электрическим сопротивлением и активными точками. Между тем имеется много точек кожи с пониженным электрическим сопротивлением, которые не совпадают с точками воздействия акупунктурой китайской медицины. Поэтому явление уменьшения сопротивления кожи может лишь в ограниченном объеме служить для нахождения активных точек, и поэтому аппаратура, предназначенная для поиска активных точек по этому признаку, которая предлагается ориентированными на получение коммерческой выгоды предприятиями преимущественно для начинающих специалистов, имеет весьма ограниченную ценность.
Здесь опять важно подчеркнуть, что объективные научно-исследовательские данные по системе меридианов ни в коем случае не в состоянии полностью охватить сущность цзин-ло китайской медицины. Теория меридианов является частью основной на додекартовской системе мышления китайской медицины; ей неизвестно четкое разделение субъективного и объективного, психического и соматического, функционального и материального, что является обязательным для современных естественных наук. В этом ее слабость, но в этом же состоит и ее нацеленный в будущее аспект. Современная физика учит, что разделение на субъекта и объект согласно модели, построенной на механических представлениях XIX века, непригодно для полного понимания окружающей действительности. Традиционная китайская медицина предлагает модель, в основе которой не лежит это разделение как основание для мышления и действия. Однако было бы неправильно с учетом гигантского прогресса, достигнутого современными естественными науками, возвратиться в качестве врача к подобной древней модели мышления без ее критической оценки и проверки с привлечением естественнонаучных познаний. В будущем может иметь ценность лишь медицина, построенная на естественнонаучных познаниях современной физики, которая систематически подвергает себя проверке с использованием объективированных методов, но которая, с другой стороны, не упускает из поля своего зрения комплексности окружающей действительности и в любой момент в состоянии не только перекинуть мост между объективным и субъективным, но привести их к общему знаменателю. Китайская медицина могла бы служить в известной степени примером такого подхода.
|