В КНР имеются многочисленные клиники и исследовательские группы, которые, несмотря на приведенные выше результаты исследований, считают, что нервная система и система меридианов в принципе раздельны и имеют особые функции. По их мнению, неправильно было бы просто заменять систему меридианов нервной системой. Согласно этим взглядам обезболивание при операциях достигается тем не менее преимущественно через нервную систему, в то время как остальные эффекты воздействия системы меридианов при терапии объясняются иными факторами, которые в настоящее время еще остаются в значительной степени неясными.
Правильность теории нервной системы подтверждается следующими обстоятельствами.
1.Болевой порог и внушение
Предполагается, что укалывание усиливает контрольную функцию головного мозга, вследствие чего происходит также и повышение порога болевой чувствительности. Это явление находится примерно на уровне гипноза или внушения.
2.Эффекты иглоукалывания при поперечном параличе
Экспериментально доказано, что нормальное функционирование нервной системы является важнейшим условием обезболивания с помощью акупунктуры при операциях. При поперечном параличе не может быть достигнуто обезболивание, если иглы вводятся ниже места поперечного поражения спинного мозга в парализованной области.
3.Акупунктура после местного обезболивания
С помощью местной анестезии точек иглоукалывания с использованием дериватов прокаина было доказано, что обезболивающее действие иглоукалывания всегда находится в связи с нормальным функционированием чувствительных нервных волокон. Активные точки, подвергшиеся местной анестезии, не дают ощущения дэ-ци.
Несмотря на эти наблюдения в Китае считают в настоящее время, что при отождествлении системы меридианов с нервной системой невозможно объяснить все клинические эффекты акупунктуры. При этом обращается внимание на то обстоятельство, что типичные ощущения дэ-ци, тянущие, онемение, тяжесть в подвергшейся укалыванию конечности, болевое ощущение, следует зачастую не по ходу нервов, а по ходу меридиана. Например, при воздействии иглой в точку нэй-гуань /перикард 6/ ощущение распространяется центростремительно вдоль меридиана перикарда к подмышечной впадине и к груди; оно не идет в центробежном направлении по нервному пути к пальцам. Известное из клинического опыта явление, заключающееся в том, что обезболивание правой стороны тела производится путем воздействия иглоукалыванием на левую сторону, говорит в пользу надежности древней теории меридианов. В китайской медицине действует соответствующее правило: “Если больна левая сторона, то проводи иглоукалывание на правой; если больна правая сторона, то берется левая сторона”. На этой основе можно произвести также и выбор дающих эффект точек для иглоанальгезии и получить при этом хорошие результаты.
Согласно анатомическим основам физиологии нервной системы нервные пучки распределяются в определенных частях тела и могут действовать только в них. Проходящий по левой стороне тела нерв может действовать только на этой стороне. Перекрещивание системы меридианов с левой на правую сторону, обеспечиваемое за счет так называемых меридиональных связей /цзин-бэ/, не имеют параллелей в современной теории нервной системы. Согласно теории меридианов проводимость к одному и тому же наполнительному или полому органу обеспечивается совместно меридианами левой и правой стороны тела, благодаря чему связь между этими меридианами устанавливается не только на поверхности, но и внутри тела.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время иглоанальгезия объясняется в Китае как с использованием знаний в области нейрофизиологии современной медицины, так и с позиций традиционной китайской теории меридианов /цзин-ло/. Теория нервной системы западной медицины оказывается при этом недостаточной для объяснения всех явлений, связанных с иглоанальгезией.
По этой причине интерпретация анальгезионного эффекта акупунктуры современной западной медициной не совпадает полностью с объяснением этого эффекта традиционной китайской медициной. В КНР рекомендуется допускать одновременное существование как той, так и другой теории, избегая попыток замены одной из них другой.
|