Система меридианов китайской медицины /цзин-ло/ имеет значение с четырех точек зрения, а именно, с физиологической с патологической, диагностической и терапевтической.
Таблица 4 “Строение системы меридианов”
Меридианы
|
12 главных
|
Рука
|
3 Инь
|
рука - тай-инь
|
меридиан легких
|
/цзин-май/
|
меридианов
|
|
|
рука шао-инь
|
меридиан селезенки
|
|
|
|
|
рука юй-инь
|
меридиан перикарда
|
|
|
|
3 Ян
|
рука - тай-ян
|
меридиан тонкой кишки
|
|
|
|
|
рука шао-ян
|
меридиан трех обогревателей
|
|
|
|
|
рука ян - мин
|
меридиан толстой кишки
|
|
|
Нога
|
3 Инь
|
нога - тай-инь
|
меридиан селезенки
|
|
|
|
|
нога шао-инь
|
меридиан почек
|
|
|
|
|
нога юй-инь
|
меридиан печени
|
|
|
|
3 Ян
|
нога - тай-ян
|
меридиан мочевого пузыря
|
|
|
|
|
нога шао-ян
|
меридиан желчного пузыря
|
|
|
|
|
нога ян - мин
|
меридиан желудка
|
|
8 необычных
|
|
|
Ду-май
|
сосуд управителя
|
|
меридианов
|
|
|
Жэнь-май
|
сосуд слуги
|
|
|
|
|
Чон-май
|
|
|
|
|
|
Дай-май
|
|
|
|
|
|
Инь-цяо-май
|
|
|
|
|
|
Ян-цяо-май
|
|
|
|
|
|
Инь-вэй-май
|
|
|
|
|
|
Ян-вэй-май
|
|
Сосуды ЛО
|
Бэ-Ло
|
|
|
Всего 15, отходят от меридианнов, соединяя поверхность /Бяо/ и внутреннюю часть меридианов /Ли/
|
|
Сунь-Ло
|
|
|
Небольшие ответвления Бэ-Ло
|
|
Фу-Ло
|
|
|
Проходящие на поверхности по коже Сунь-Ло
|
Остальные пути
|
12 меридианных связей
|
|
|
Не рассматриваются. Отходят от 12 главных меридианов.
|
|
12 меридианных сухожилий
|
|
|
Не рассматриваются. Соединяют кости человеческого тела между собой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.3.1.Физиологические аспекты
Система меридианов связывает между собой различные части человеческого организма, она является путем прохождения ци-хуэй /кровь и функциональное начало/, содержит силы сопротивления /вэй/ внешним неблагоприятным воздействиям /вэй-хэ/, обеспечивая защиту от них организма. Различные органы человека, различаемые китайской медициной, а именно: пять наполнительных органов, шесть полых органов, четыре конечности, девять отверстий тела, кожа, мышцы, сухожилия, сосуды и кости - хотя и обладают различными функциями, но образуют единое целое, поскольку их жизнедеятельность направлена к общей цели. Благодаря ей человек может поддерживать гармоничное равновесие между внешним и внутренним, между верхом и низом своего тела, обеспечивая свою “целостность и здоровье”.
Взаимосвязь и взаимодействие различных частей организма обеспечивается согласно представлениям китайской медицины преимущественно благодаря системе меридианов /цзин-ло/. При этом важную роль играет прежде всего функциональное начало, активность крови /ци-хуэй/, поскольку все органы человека зависят от обеспечения в достаточном количестве ци-хуэй, чтобы иметь возможность нормально отправлять свои функции. По взглядам китайской медицины активное начало крови /ци-хуэй/ распределяется в человеческом организме исключительно с помощью системы меридианов. Благодаря этому происходит снабжение внутренних и внешних органов и поддержание защитных механизмов организма. Поэтому в книге “Лин-шу” говорится: “Главные меридианы доставляют кровь и ци /хуэй-ци/, которые питают инь и ян, обеспечивают снабжение сухожилий и костей и смазывают члены” .
4.1.3.2.Патологические аспекты
Согласно теории традиционной китайской медицины болезни проявляются в системе меридианов преимущественно в фазе изменения или превращения болезненного процесса. При возникновении отклонений в системе меридианов имеет место недостаточная сила функционального начала меридианов /цзин-ци/. Система меридианов /цзин-ло/ в этом случае легко становится объектом воздействия внешних помех /вай-хэ/, что способствует возникновению болезней. В ходе дальнейшего развития болезни низшее болезнетворное начало /хэ/ распространяется согласно теории китайской медицины по пути, образованному системой меридианов, снаружи во внутрь организма. Этот процесс называется “превращением снаружи /вай/ внутрь /най/ или с поверхности /бао/ внутрь /ли/”.
В книге “Су-вэнь” говорится: “Вначале внешнее нарушение становится гостем кожи. Потом открываются поры и нарушение /хэ/ становится гостем побочных сосудов /ло-май/. После переполнения побочных сосудов, внешнее нарушение проникает дальше в главные меридианы /цзин-май/. Когда и они переполнены, внешнее нарушение оседает в наполнительных и в полых органах”.
Этот отрывок точно передает взгляды китайской медицины. В соответствии с ним болезнетворное начало проникает через поры кожи внутрь организма, попадает вначале в побочные сосуды /ло-май/, достигая в конце концов наполнительных и полых органов. Этот процесс называется также “превращением от поверхностного к внутреннему”. При этом система меридианов представляет собой, во-первых, проход для превращения внешнего нарушения /вай-хэ/ из поверхностного /бяо/ во внутреннее /ли/ и, во-вторых, важный соединительный путь между наполнительным и полым органом, поверхностным и внутренним заболеванием.
Дело в том, что наполнительные и полые органы могут оказывать друг на друга воздействие за счет соединения с помощью системы меридианов /цзин-ло/. Так, болезнь печени может вызвать нарушения в селезенке и желудке. “Огонь в сердце” /синь-жэ/ проникает в тонкий кишечник; в состоянии пустоты ян почек функция воды /шуй-ци/ вызывает нарушения в деятельности сердца и отягощает легкие. Болезни внутренних органов могут оказывать также воздействие на определенные участки поверхности тела. Так, например, огонь в желудке /вэй-хуо/ может вызвать опухание десен. Огонь легких /гань-хуо/ вызывает воспаленное состояние глаз и нарушения зрения. В состоянии огня в желчном пузыре /гань-хуо/ появляются боли в ушах и глухота.
4.1.3.3.Диагностическое значение
Поскольку система меридианов /цзин-ло/ представляет собой соединительные каналы между наполнительными и полыми органами, с одной стороны, и остальным организмом, с другой, причем согласно взглядам китайской медицины в меридианах имеет место определенный круговорот с постоянными начальными и конечными пунктами, существует возможность постановки диагнозов на основе теории меридианов. При этом внешние проявления болезни рассматриваются в совокупности с ходом меридиана и с относящимися к нему наполнительными и полыми органами с учетом воздействия друг на друга входящих в эту совокупность частей.
На основе такого подхода китайская медицина объясняет, например, боли в подреберной области в большинстве случаев как вызываемые болезнями печени и желчного пузыря. Это известно, конечно, и западной медицине, но только китайская медицина дает несколько иное объяснение, а именно с помощью прохождения меридиана, т.к. с обеих сторон проходят в подреберной области меридианы печени и желчного пузыря.
При наличии болей в надключичной ямке, в точке цюе-пэнь /меридиан желудка /, это является для китайского врача указанием на болезнь легких, т.к. меридиан легких проходит через надключичную ямку поблизости от точки цюе-пэнь. Совершенно таким же образом при головных болях можно по положению болезненного участка головы определить, какой меридиан затронут в каждом отдельном случае. Так, боли в лобной области относятся к ян-цин /меридиан желудка и толстой кишки/, боли в височной области относятся к шао-ян /меридиан желчного пузыря и меридиан трех обогревателей/, боли в области темени относятся к тай-ян /меридиан мочевого пузыря и тонкой кишки/ и т.д.
Болезни внутренних органов, которые находят отражение через посредством системы меридианов _цзин-ло/ в виде совершенно определенных симптомов, рассматриваются ниже /п. 4.2.2/ и применительно к каждому отдельному меридиану с описанием важнейших симптомов.
4.1.3.4.Терапевтическое значение
Теория меридианов /цзин-ло/ широко используется во всех областях терапии, применяемой китайской медициной, в первую очередь при лечении с помощью лекарств, а также иглоукалыванием и прижиганием /чжэнь-цзю/. При лекарственной терапии исходят из того, какие отдельно взятые медикаменты оказывают преимущественное воздействие на сочетание орган-меридиан. При этом китайская медицина следует часто цитируемому древнему правилу: “Лекарство ведет к главному меридиану”. Так, например, лекарственное растение “эфедра синика Стапф” /по-китайски: ма-хуэн/ “ведет” к легочному меридиану и меридиану мочевого пузыря. Оно обладает потогонным действием, смягчает астму, способствует выведению воды /фа-хань рин-чжань ля-няо/.
Лекарственное растение Bupleurum scorzoneraefolium Willd /по-китайски: чай-ху/ ведет к меридианам печени и желчного пузыря. Его фармакологическое действие состоит в ликвидации застойных явлений, приведении в движение запертой ци, рассеивание жара /кай-юнь шу-хин-цзэ-ци цзэ-жэ/.
При лечении с использованием акупунктуры исходят из того, что определенные точки воздействия находятся на установленных меридианах. Поэтому при лечении определенных больных органов действует правило: “Выбирать точки, исходя из меридиана, подвергшегося болезни”. Например, при возникновении болей в желудке берут точку цзу-сань-ли, т.е. 36-ю точку меридиана желудка. При некоторых заболеваниях печени берут точку ци-мэнь, 14-ю точку меридиана печени и т.д. Теория меридианов /цзин-ло/ используется также в качестве теоретической основы все более широко применяемой в настоящее время как в Китае, так и на западе акупунктурной анальгезии. При этом производится укалывание целенаправленно в точки совершенно определенных траекторий меридианов с целью гашения болевых ощущений в относящихся к ним областях организма. Учение о меридианах также является основой лечения с применением китайского массажа /янь-мо или дуй-ма/.
|