На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Функции меридианов и побочных сосудов

Система меридианов китайской медицины /цзин-ло/ имеет значение с четырех точек зрения, а именно, с физиологической с патологической, диагностической и терапевтической.

 

Таблица 4 “Строение системы меридианов”

Меридианы

12 главных

Рука

3 Инь

рука - тай-инь

меридиан легких

/цзин-май/

меридианов

 

 

рука шао-инь

меридиан селезенки

 

 

 

 

рука юй-инь

меридиан перикарда

 

 

 

3 Ян

рука - тай-ян

меридиан тонкой кишки

 

 

 

 

рука шао-ян

меридиан трех обогревателей

 

 

 

 

рука ян - мин

меридиан толстой кишки

 

 

Нога

3 Инь

нога - тай-инь

меридиан селезенки

 

 

 

 

нога шао-инь

меридиан почек

 

 

 

 

нога юй-инь

меридиан печени

 

 

 

3 Ян

нога - тай-ян

меридиан мочевого пузыря

 

 

 

 

нога шао-ян

меридиан желчного пузыря

 

 

 

 

нога ян - мин

меридиан желудка

 

8 необычных

 

 

Ду-май

сосуд управителя

 

меридианов

 

 

Жэнь-май

сосуд слуги

 

 

 

 

Чон-май

 

 

 

 

 

Дай-май

 

 

 

 

 

Инь-цяо-май

 

 

 

 

 

Ян-цяо-май

 

 

 

 

 

Инь-вэй-май

 

 

 

 

 

Ян-вэй-май

 

Сосуды ЛО

Бэ-Ло

 

 

Всего 15, отходят от меридианнов, соединяя поверхность /Бяо/ и внутреннюю  часть меридианов /Ли/

 

Сунь-Ло

 

 

Небольшие ответвления Бэ-Ло

 

Фу-Ло

 

 

Проходящие на поверхности по коже Сунь-Ло

Остальные пути

12 меридианных связей

 

 

Не рассматриваются. Отходят от 12 главных меридианов.

 

12 меридианных сухожилий

 

 

Не рассматриваются. Соединяют кости человеческого тела между собой.

               

4.1.3.1.Физиологические аспекты

Система меридианов связывает между собой различные части человеческого организма, она является путем прохождения ци-хуэй /кровь и функциональное начало/, содержит силы сопротивления /вэй/ внешним неблагоприятным воздействиям /вэй-хэ/, обеспечивая защиту от них организма. Различные органы человека, различаемые китайской медициной, а именно: пять наполнительных органов, шесть полых органов, четыре конечности, девять отверстий тела, кожа, мышцы, сухожилия, сосуды и кости - хотя и обладают различными функциями, но образуют единое целое, поскольку их жизнедеятельность направлена к общей цели. Благодаря ей человек может поддерживать гармоничное равновесие между внешним и внутренним, между верхом и низом своего тела, обеспечивая свою “целостность и здоровье”.

Взаимосвязь и взаимодействие различных частей организма обеспечивается согласно представлениям китайской медицины преимущественно благодаря системе меридианов /цзин-ло/. При этом важную роль играет прежде всего функциональное начало, активность крови /ци-хуэй/, поскольку все органы человека зависят от обеспечения в достаточном количестве ци-хуэй, чтобы иметь возможность нормально отправлять свои функции. По взглядам китайской медицины активное начало крови /ци-хуэй/ распределяется в человеческом организме исключительно с помощью системы меридианов. Благодаря этому происходит снабжение внутренних и внешних органов и поддержание защитных механизмов организма. Поэтому в книге “Лин-шу” говорится: “Главные меридианы доставляют кровь и ци /хуэй-ци/, которые питают инь и ян, обеспечивают снабжение сухожилий и костей и смазывают члены” .

4.1.3.2.Патологические аспекты

Согласно теории традиционной китайской медицины болезни проявляются в системе меридианов преимущественно в фазе изменения или превращения болезненного процесса. При возникновении отклонений в системе меридианов имеет место недостаточная сила функционального начала меридианов /цзин-ци/. Система меридианов /цзин-ло/ в этом случае легко становится объектом воздействия внешних помех /вай-хэ/, что способствует возникновению болезней. В ходе дальнейшего развития болезни низшее болезнетворное начало /хэ/ распространяется согласно теории китайской медицины по пути, образованному системой меридианов, снаружи во внутрь организма. Этот процесс называется “превращением снаружи /вай/ внутрь /най/ или с поверхности /бао/ внутрь /ли/”.

В книге “Су-вэнь” говорится: “Вначале внешнее нарушение становится гостем кожи. Потом открываются поры и нарушение /хэ/ становится гостем побочных сосудов /ло-май/. После переполнения побочных сосудов, внешнее нарушение проникает дальше в главные меридианы /цзин-май/. Когда и они переполнены, внешнее нарушение оседает в наполнительных и в полых органах”.

Этот отрывок точно передает взгляды китайской медицины. В соответствии с ним болезнетворное начало проникает через поры кожи внутрь организма, попадает вначале в побочные сосуды /ло-май/, достигая в конце концов наполнительных и полых органов. Этот процесс называется также “превращением от поверхностного к внутреннему”. При этом система меридианов представляет собой, во-первых, проход для превращения внешнего нарушения /вай-хэ/ из поверхностного /бяо/ во внутреннее /ли/ и, во-вторых, важный соединительный путь между наполнительным и полым органом, поверхностным и внутренним заболеванием.

Дело в том, что наполнительные и полые органы могут оказывать друг на друга воздействие за счет соединения с помощью системы меридианов /цзин-ло/. Так, болезнь печени может вызвать нарушения в селезенке и желудке. “Огонь в сердце” /синь-жэ/ проникает в тонкий кишечник; в состоянии пустоты ян почек функция воды /шуй-ци/ вызывает нарушения в деятельности сердца и отягощает легкие. Болезни внутренних органов могут оказывать также воздействие на определенные участки поверхности тела. Так, например, огонь  в желудке /вэй-хуо/ может вызвать опухание десен. Огонь легких /гань-хуо/ вызывает воспаленное состояние глаз и нарушения зрения. В состоянии огня в желчном пузыре /гань-хуо/ появляются боли в ушах и глухота.

4.1.3.3.Диагностическое значение

Поскольку система меридианов /цзин-ло/ представляет собой соединительные каналы между наполнительными и полыми органами, с одной стороны, и остальным организмом, с другой, причем согласно взглядам китайской медицины в меридианах имеет место определенный круговорот с постоянными начальными и конечными пунктами, существует возможность постановки диагнозов на основе теории меридианов. При этом внешние проявления болезни рассматриваются в совокупности с ходом меридиана и с относящимися к нему наполнительными и полыми органами с учетом воздействия друг на друга входящих в эту совокупность частей.

На основе такого подхода китайская медицина объясняет, например, боли в подреберной области в большинстве случаев как вызываемые болезнями печени и желчного пузыря. Это известно, конечно, и западной медицине, но только китайская медицина дает несколько иное объяснение, а именно с помощью прохождения меридиана, т.к. с обеих сторон проходят в подреберной области меридианы печени и желчного пузыря.

При наличии болей в надключичной ямке, в точке цюе-пэнь /меридиан желудка /, это является для китайского врача указанием на болезнь легких, т.к. меридиан легких проходит через надключичную ямку поблизости от точки цюе-пэнь. Совершенно таким же образом при головных болях можно по положению болезненного участка головы определить, какой меридиан затронут в каждом отдельном случае. Так, боли в лобной области относятся к ян-цин /меридиан желудка и толстой кишки/, боли в височной области относятся к шао-ян /меридиан желчного пузыря и меридиан трех обогревателей/, боли в области темени относятся к тай-ян /меридиан мочевого пузыря и тонкой кишки/ и т.д.

Болезни внутренних органов, которые находят отражение через посредством системы меридианов _цзин-ло/ в виде совершенно определенных симптомов, рассматриваются ниже /п. 4.2.2/ и применительно к каждому отдельному меридиану с описанием важнейших симптомов.

4.1.3.4.Терапевтическое значение

Теория меридианов /цзин-ло/ широко используется во всех областях терапии, применяемой китайской медициной, в первую очередь при лечении с помощью лекарств, а также иглоукалыванием и прижиганием /чжэнь-цзю/. При лекарственной терапии исходят из того, какие отдельно взятые медикаменты оказывают преимущественное воздействие на сочетание орган-меридиан. При этом китайская медицина следует часто цитируемому древнему правилу: “Лекарство ведет к главному меридиану”. Так, например, лекарственное растение “эфедра синика Стапф” /по-китайски: ма-хуэн/ “ведет” к легочному меридиану и меридиану мочевого пузыря. Оно обладает потогонным действием, смягчает астму, способствует выведению воды /фа-хань рин-чжань ля-няо/.

Лекарственное растение Bupleurum scorzoneraefolium Willd /по-китайски: чай-ху/ ведет к меридианам печени и желчного пузыря. Его фармакологическое действие состоит в ликвидации застойных явлений, приведении в движение запертой ци, рассеивание жара /кай-юнь шу-хин-цзэ-ци цзэ-жэ/.

При лечении с использованием акупунктуры исходят из того, что определенные точки воздействия находятся на установленных меридианах. Поэтому при лечении определенных больных органов действует правило: “Выбирать точки, исходя из меридиана, подвергшегося болезни”. Например, при возникновении болей в желудке берут точку цзу-сань-ли, т.е. 36-ю точку меридиана желудка. При некоторых заболеваниях печени берут точку ци-мэнь, 14-ю точку меридиана печени и т.д. Теория меридианов /цзин-ло/ используется также в качестве теоретической основы все более широко применяемой в настоящее время как в Китае, так и на западе акупунктурной анальгезии. При этом производится укалывание целенаправленно в точки совершенно определенных траекторий меридианов с целью гашения болевых ощущений в относящихся к ним областях организма. Учение о меридианах также является основой лечения с применением китайского массажа /янь-мо или дуй-ма/.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.