Теория наполнительных и полых органов, которую называли в прошлом цзян-сян, служит в традиционной китайской медицине для объяснения физиологических процессов в организме и патологического развития функций различных органов на основе взаимодействия между пятью наполнительными и шестью полыми органами, между субстанцией /чин/, функциональным началом /ци/, кровью /хуэй/, жидкостями организма /цзинь-е/ и умственно-духовной сферой /шэнь/.
Субстанцию /чин/ человек наследует от рождения от своих родителей. После рождения она постоянно пополняется за счет питающей субстанции /шуй-гу чин-ци. Эта субстанция /чин/ накапливается в почках. Она является первоначальной субстанций всей жизни и материальной основой всех функций человеческого организма.
Также и ци /функциональное начало или “энергия”/ является одной из основных субстанций /жи-бэнь ву-чжи/, участвующей в создании человеческого организма и питании процессов его жизнедеятельности. Существование этой “ци” проявляется в органически присущих наполнительным и полым органам функциях. В зависимости от места в организме, где действует та или иная функция /ци/, имеется много видов функциональных начал: 1) юань-ци /первичное функциональное начало/, 2) цон-ци /дыхательное функциональное начало/, 3) ин-ци /питательное функциональное начало/ и 4) вэй-ци /защитное функциональное начало/. Несмотря на то что эти функциональные начала имеют различные названия, все они возникают до или после рождения из субстанции /чин/ и находятся в тесной связи и взаимодействии в рамках всех протекающих в организме процессов.
Субстанция /цин/, функциональное начало /ци/, кровь Хуэй/, соки тела /цзинь-е/ составляют материальную основу человеческого организма. “Ци” означает реализацию активных функций и механизмов в рамках протекающих в организме физиологических процессов. “Шэнь” является важным признаком жизнедеятельности организма. Необходимо еще раз обратить внимание на то, что в китайской медицине господствуют монистические представления, в основе которых лежит представление о действительности, как о едином целом, в то время как западная медицина исходит из дуалистических представлений /материя и энергия, тело и душа, природа и дух, субъект и объект и т.д./, /см. также стр. 31 и далее/. Существенная ошибка, которая была допущена почти всеми без исключения интерпретаторами китайской медицины на западе, состоит в дуалистической ориентации при толковании монистических теорий китайской медицины.
В китайской медицине различаются:
пть дополнительных органов /сердце, легкие, селезенка, печень и почки, дополнительно перикард/;
щсть полых органов /желчный пузырь, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочевой пузырь и три обогревателя/;
ообые и постоянные внутренности /головной мозг, мозг костный и спинной мозг, - кости, кровеносные сосуды, желчный пузырь, матка/.
Наполнительные и полые органы имеют различные функции, они находятся в тесной взаимосвязи, действуют совместно, образуя единое целое в человеческом организме. Основу для понимания патологических изменений в человеческом организме, а также базу диагностики в зависимости от синдромов составляют в китайской медицине:
рссмотрение отдельных функций наполнительных и полых органов;
утановление связи этих функций с жизнедеятельностью всех органов.
Таблица 3 “Наполнительные и полые органы”
Наполнительные органы
|
Общие функции:
|
Накопление субстанции функционального начала /чин-ци/ без перемещения чего-либо
|
|
Специальные функции:
|
1. Сердце: Ведает кровеносными сосудами и сознанием; ключом для его понимания является язык.
2. Легкие: Отвечают за ци, расширение и отвод вниз, кожу и волосяной покров тела, регулирование водного обмена; ключом для их понимания является нос.
3. Селезенка: Отвечает за транспортировку ипревращение, контроль крови, за мышцы и конечности; ключом для ее понимания является рот.
4. Печень: Ведает перемещением и выведением из организма, накоплением крови, сухожилиями; ключом к ее пониманию являются глаза.
5. Почки: Накопление субстанции. Отвечают за кости, выработку мозгового вещества и подвод к головному мозгу, за рост, способность к продолжению рода и воду. Регулируют стул и мочеиспускание; ключом к их пониманию являются уши, половые органы и задний проход.
6. Перикард: Образует внешнюю оболочку сердца.
|
Полые органы
|
Общая функция
|
Транспортировка питательных веществ /шуй-гу/ без функции накопления
|
|
Специальные функции:
|
1. Желудок: Отвечает за прием пищи 2. Тонкий кишечник: Ведает разделением “прозрачного” и “мутного”
3. Толстый кишечник: Отвечает за транспортировку отходов жизнедеятельности и пищеварения
4. Мочевой пузырь: Ведает накоплением жидкостей организма и мочеиспусканием
5. Три обогревателя: Контроль юань-ци, регулирование водного обмена
6. Желчный пузырь: Накопление желчи
|
Особые и постоянные внутренности
|
Общая функция:
|
Накопление без перемещения
|
|
Специальные функции:
|
1. Головной мозг: Море мозгового вещества, центр умственной и духовной деятельности
2. Мозг: Питание головного мозга и костей
3. Кости: Вместилище мозга, имеют значение для строения и прочности организма
4. Сосуды: Вместилище крови, обращение ци и крови 5. Матка: Ведает менструацией и деторождением.
|
|