Под телесными соками ц з и н ь - е в китайской медицине понимаются все нормальные жидкости человеческого организма. Ц з и н ь - е включает в себя выделяемые различными органами секреты, например: слюну, желудочный сок, кишечный сок и т.д. Ц з и н ь - е состоит из двух подгрупп:
Ц з и н ь - прозрачной и более жидкой части.
Е - более мутной и густой части.
Обычно ц з и н ь - е понимается как единое целое, это понятие обычно не используется по частям.
Возникновение ц з и н ь - е объясняется следующим образом. Ш у й - г у /питательная жидкость/ поступает в селезенку и желудок, перерабатывается в них и под воздействием “процесса испарения” превращается в трех обогревателях в ц з и н ь - е.
а) Ц з и н ь поступает через три обогревателя к внутренностям организма, к коже и волосам снаружи и распространяется по всему телу.
б) Е поступает также через три обогревателя в кости, суставы, к отверстиям тела /глаза, нос, уши и т.д./, к головному мозгу, к мозгу /к понятию “мозг” относится в китайской медицине как костный, так и спинной мозг/, оказывая на них соответствующее воздействие. Ц з и н ь - е вырабатывается под действием легких, селезенки, почек, трех обогревателей и мочевого пузыря, включаясь соответствующим образом в обмен веществ. Она происходит от “шуй-гу чин-вэй” /мелкодисперсная питательная субстанция/ и после процесса превращения распределяется в качестве ц з и н ь - е по всему организму, чтобы питать пять накопительных и шесть полых органов, четверо конечностей и все кости / в китайской медицине принято говорить о “ста костях” человека/. При этом играют определенную роль следующие физиологические процессы, рассматриваемые в китайской медицине в качестве основополагающих: 1) пищеварение в желудке; 2) разделение прозрачного от мутного в тонком кишечнике, 3) перемещение с помощью ц и селезенки /функционального начала селезенки/, 4) распространение и отвод вниз ц и легких, 5) прохождение через три обогревателя и регулирование в них, 6) вывод через почки и мочевой пузырь.
В смысле представлений современной западной медицины ц з и н ь - е более всего похожа на лимфатические и серозные жидкости организма.
Ц з и н ь - е выполняют различные задачи; двумя важнейшими функциями ц з и н ь являются:
а/. Она распространяется по всему организму, смазывает и питает внутренности, мышцы, сосуды и кожу. В связи с этим в книге “Лин-шу” сказано: “Ц з и н ь разогревает мышцы и наполняет кожу”.
б/. Она участвует вместе с другими веществами в образовании крови, непрерывно возмещает расход жидкостей в организме, обеспечивая таким образом их обращение в организме. В этом смысле в 81-й главе книги “Лин-шу” говорится: “Если ц з и н ь и е находятся в гармоничном взаимном обмене, то они из меняются и превращаются в красную кровь”.
Е также имеет двоякое действие.
а/. Она пополняет субстанцию /чин/ и дополняется мозг /костный и спинной мозг, а также головной мозг/ человеческого организма. Весь мозг организма /костный, спинной и головной/ питается е.
б/. Она смазывает суставы, увлажняет отверстия тела /рот, глаза, нос, уши/ и питает кожу.
Различие между ц з и н ь и е было рассмотрено выше. Обычно е, которая пополняет субстанцию /цин/ и дополняет мозг организма, присовокупляется к этой субстанции /цин/ и называется поэтому также ч и н - е, что означает “субстанция жидкостей организма” /а/. Е /б/, которая питает кожу и смазывает суставы, относится, напротив, к ц з и н ь /см. выше/ в качестве ц з и н ь - е . Все это охватывается понятием “цзинь-е” традиционной китайской медицины.
|