На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Кровь /Хуэй/

В теории китайской медицины понятие “кровь” /х у э й/  в значительной степени соответствует тому, что понимается под кровью в западной медицине. Однако понятие “кровь”, существующее в китайской медицине, включает в себя некоторые дополнительные функции, которые будут рассмотрены ниже. Согласно представлениям традиционной китайской теории медицины кровь возникает за счет абсорбирования питательных веществ в селезенке и желудке. Главной ее функцией является питание организма, снабжение системы каналов /меридианов/, кожи, волос и конечностей. Поэтому кровь имеет и другое название:  и н - х у э й /т.е. питающая кровь/.

3.1.3.1.Возникновение крови

Возникновение крови описывается в китайской медицине следующим образом.

Селезенка и желудок являются источниками возникновения крови. Важнейшей составной частью крови, ее основой, является субстанция питательных жидкостей, “шуй-гу чин-вэй”, которая возникает за счет усвоения в процессе пищеварения и последующего преобразования из продуктов питания и напитков. В книге “Лин-шу” говорится по этому поводу: “Средний обогреватель  получает  ц и  и забирает сок /по-китайски “цзи”/, превращая их в красную кровь”

И н - ц и /питательное функциональное начало/ поступает в сердце и в его кровеносные сосуды с задачей получения и питания крови. В связи с этим в книге “Лин-шу” говорится: “И н - ц и” /питательное функциональное начало/ вырабатывает телесные соки /цзинь-е/. Последние поступают в жилы и превращаются в них в кровь”.

Между субстанцией /чин/  и кровью существуют отношения взаимного превращения. В классическом труде китайской медицины “Чжэн-ши и-дон” говорится: “Если  и н  /функциональное начало, активность/ не растрачивается понапрасну, то чин /субстанция/ возвращается в почки, где она накапливается в виде ц и н: /субстанции/. Если субстанция /ц и н/ не вытекает, она возвращается в печень, превращается там в кровь”. Это положение соответствует опыту клинической практики традиционной китайской медицины, согласно которому имеет место  взаимное влияние между расходом  ц и н  и потерей крови.

3.1.3.2.Функции крови

В крови содержатся все питательные вещества, необходимые для человеческого организма. Возможность циркуляции крови по всему телу обеспечивается за счет  ц и. Как кровь, так и  ц и  /активность, функциональное начало, “энергия”/ рассматриваются в китайской медицине в качестве субстанций. В этом смысле говорится: “Ц и  является властелином крови” и далее: “… кровь является матерью  ц и”.

Кровь и  ц и  находятся в столь тесном взаимодействии, что они объединяются в китайской медицине в общее понятие: “Ци-хуэй”. Они относятся к материальной основе человеческого организма, воздействуют одна на другую, тесно взаимодействуют друг с другом, взаимно превращаются друг в друга. На этом фоне могут возникать различные болезни, которые будут подробно рассмотрены в разделе 7.2.

Из сказанного выше вытекает, что процесс возникновения крови находится в связи не только с такими органами, как селезенка и желудок, но и с сердцем, легкими и почками. Все органы человеческого тела - внутри пять накопительных и шесть полых органов; снаружи кожа, мышцы, связки, кости - нуждаются для своего питания в крови, обеспечивающей выполнение ими их нормальных функций. Если кровь имеется в достаточном количестве, то организм здоров и крепок. При недостатке крови организм слаб. Поэтому в книге “Лин-шу” говорится: “Если расход крови уравновешивается ее пополнением, то сосуды находятся в хорошем состоянии. И н ь  и  я н  находятся по взаимном равновесии, сухожилия и кости крепки, суставы подвижны”.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.