На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Ц и (функциональное начало, активность, “энергия”)

Следующим составным элементом, необходимым для образования человеческого организма и поддержания его жизнедеятельности является “ц и”. Наличие   ц и  очевидно для врача, придерживающегося теории традиционной китайской медицины, из факта деятельности внутренних органов. Под деятельностью в данном случае следует понимать как физиологические (нормальные), так и патологические (болезненные) функции организма. Ц и  участвует во всей жизнедеятельности внутренних органов.

В общем случае в понимании китайской медицины  ц и  представляет собой:

1. Текущие внутри тела и содержащие питательные субстанции (цин-вэй), к которым относится так называемая питательная  ц и (шуй-гу чжи ци);

2. Функции и активность внутренних органов и структур организма (например, ц и  пяти накопительных органов и шести полых органов, ц и каналов и т.д.);

3. Понятие, используемое в связи с патологическими изменениями или функциональными нарушениями в организме (например, “ц и  желудка не опускается вниз” (вэй-ци бу цзян), “ц и  печени мешает желудку” (гань-ци фань вэй) и т.д.).

В соответствии с представлением о человеческом организме и его функциях как о едином целом, являющимся характерным для китайской медицины, “общая  ц и” человеческого организма подразделяется на различные подгруппы. Ц и  может иметь различные названия в зависимости от локализации в различных частях тела и в соответствии с различными функциями: ц и  дыхания,  ц и  питательных жидкостей,   ц и  пяти накопительных органов и т.д.

По признаку возникновения  действия различают следующие основные виды  ц и:

1. Ю а н ь - ц и (первичная ц и),

2. Ц о н - ц и (дыхательная ц и),

3. И н - ц и (питательная ц и), йонг-чи,

4. В э й- ц и (защитная ц и).

Далее, все внутренние органы имеют собственные  ц и (т.е. свою собственную активность или функциональное начало). Имеется  ц и  сердца, печени, селезенки, легких и почек. Эти различные виды  ц и  находятся в связи с общей   ц и, т.е. с функциональным началом организма в целом, а также с функциональным началом каналов тела.

3.1.2.1. Возникновение и действие первичной  ц и (юань-ци).

Ю а н ь - ц и  называется также   ц и  начала,   ц и  жизни, истинная  ц и  или истинная   ю а н ь - ц и. Она относится ко времени, предшествующему рождению человека и развивается преимущественно из врожденной субстанции. Она накапливается в почках и зависит от систематического поступления питания, т.е. от поступления приобретенной  ц  и н - ц и (ц и  субстанции). Только таким образом она может выполнять свои задачи непрерывно. Поэтому в книге “Лин-шу” отмечено: “Истинная  ц и (чжэнь-ци) существует с рождения. Она смешивается с питательной   ц и (гу-ци) и питает тело”.

Ю а н ь - ц и  распространяется с помощью трех обогревателей  по всему организму. Благодаря действию  ю а н ь - ц и  обеспечивается нормальное функционирование внутренних органов. Она же поддерживает нормальный рост человеческого тела. Возникновение  ц и  пяти различных накопительных и шести полых органов также зависит от  ю а н ь - ц и. Чем больше   ю а н ь - ц и  в организме человека, тем сильнее внутренние органы и тем в меньшей степени он подвержен заболеваниям. Если же, наоборот,  ю а н ь - ц и  слаба от рождения или ее количество уменьшилось в результате продолжительной болезни, то и  ц и  внутренних органов слаба и не в состоянии противостоять вызывающим нарушения факторам (хэ-ци). В подобных случаях возникают заболевания. В процессе лечения необходимо постоянно обращать внимание на усиление и нормализацию ю а н ь - ц и  пациента.

Подводя итог, следует отметить, что ю а н ь - ц и  состоит из двух элементов :

резервуара в почках, который происходит от врожденной субстанции /чин/;

из переработанной желудком и селезенкой питательной ц и,  которая находится в связи с приобретенной субстанцией /чин/.

Ю а н ь - ц и  распределяется по различным слоям организма, превращаясь при этом в различные формы в зависимости от особенностей структуры и жизнедеятельности этих слоев. В ходе этого процесса она разделяется, принимая различные наименования, например, в а й - ц и / функциональное начало желудка/, г а н ь - ц и /функциональное начало печени/, ш а н ь - ц и  /функциональное начало почек/ и т.д. Эти функциональные начала /ци/ внутренних органов /чхэн-фу цзи ци/ играют большую роль в действии внутренних органов.

3.1.2.2. Возникновение и действие дыхательной ци /узун-ци/

У з у н - ц и является соединением, получающимся из вдыхаемого воздуха /так называемой “природной ц и”/ и образованного с помощью желудка к селезенки при переваривании пищи экстракта питательного сока /шуй-гу чин-ци/. Уз у н - ц и  вырабатывается в легких и накапливается в пределах грудной клетки. Она обеспечивает дыхательное движение: деятельность сердца и функцию кровообращения. Вследствие этого от у з у н - ц и  зависят сила дыхания и голоса, система кровообращения и активность всего организма. У з у н - ц и  усиливает ц и - х у э й /активность крови или “энергию крови”/ в системе каналов и в сосудах. Она регулирует температуру тела и определяет активность конечностей.

В книге “лин-шу” читаем: “у з у н - ц и” накапливается в груди и выходит через горло. Она входит в кровь. В кровеносные сосуды и обеспечивает, кроме того дыхание”. В другом месте этой же книги говорится: “Если не происходит опускания  у з у н - ц и, кровь задерживается в жилах и блокируется”. Это означает, что у з у н - ц и не просто воздействует на функцию и силу дыхания и кровообращения, но что ее неправильное действие может вызвать также и застой крови в сосудах.

3.1.2.3.Возникновение и назначение питательной  ц и /и н - ц и/

И н - ц и /питательное функциональное начало/ возникает из приобретенной у з у н - ц и,  которая берет свое начало в питательной жидкости /шуй-гу/. В книге “лин-шу” находим: “Г у /бобовые, зерно/ поступает в желудок, распространяясь вплоть до легких. Пять накопительных и шесть полных органов получают совместно эту ц и. Прозрачную часть ее называют  и н /питательное функциональное начало/… эта  и н находится в жилах… и непрерывно перемещается”.

Из этого вытекает, что питательная ц и  /ин-ци/ китайской медицины является своего рода состоящей из мелких частиц субстанцией, которая перемещается селезенкой и желудком в легкие. Она переходит в кровеносные сосуды и циркулирует в них вместе с кровью. Обращаясь вместе с кровью в организме. Она питает все его части. По этой причине питательная ц и называется также питательной энергией.

Важнейшие функции и н - ц и  не должны приравниваться к аналогичным функциям крови. Между кровью и и н - ц и  существуют различия. Согласно представлениям китайской медицины кровь и и н - ц и  вместе находятся в сосудах. Их можно разделить, но в этом случае они теряют собственные функции. Их взаимоотношения являются весьма тесными, поэтому зачастую они называются вместе, хотя каждая из обеих частей обладает самостоятельностью.

3.1.2.4.Возникновение и действие защитной  ц и /вэй-ци/

В э й - ц и  циркулирует вне сосудов. Ее главное назначение состоит в том, чтобы распределяясь в грудной клетке и в животе согревать накопительные и полые органы, Следующая задача функции заключается в циркуляции по коже и в мышцах /вне сосудов/, где она образует защитные силы организма.

Человек обладает в э й - ц и от рождения, Она образуется внутри почек из их  и н - ц и. Поэтому в китайской медицине бытует следующее выражение: “В э й /защитное функциональное начало/ возникает из нижнего обогревателя” . Правильное функционирование в э й - ц и  зависит от образованной селезенкой и желудком в среднем обогревателе питающей субстанции /шуй-гу чин вэй/, которая постоянно дополняет в э й - ц и. Поэтому в книге “Лин шу” отмечается, что в э й - ц и  /защитные силы/ и и н - ц и  /питательная энергия/ сходны в том, что  они обе питаются ш у й - г у /питающей жидкостью/. Различие же между ними состоит в следующем: “И н  является более прозрачным, а  в э й  более мутной. И н  находится внутри сосудов, а  в э й  вне их”.

Несмотря на то, что  в э й - ц и находится вне кровеносных сосудов, ее распространение по телу зависит все же от  ц и  легких. В связи с этим в древнекитайской книге “Чжун-цян-цзин” говорится: “В э й  приходит сверху”. Таким образом, обобщая изложенное выше, можно сказать, что  в э й - ц и  образуется в нижнем обогревателе, питается в среднем обогревателе, а распространяется от верхнего обогревателя.

В э й - ц и  /защитное функциональное начало/ представляет собой часть я н - ц и  в человеческом организме, Она характеризуется силой, быстротой и подвижностью, перемещается вне сосудов и распространяется по всему организму. Внутри тела она достигает конечностей, а снаружи до пор кожи. Она выполняет важную функцию при обогреве внутренних  органов, регуляции деятельности кожи и волос, при открытии и закрытии пор кожи. Благодаря таким свойствам она защищает поверхность тела от воздействия неблагоприятных внешних факторов. В книге “Лин-шу” читаем: “В э й - ц и”  представляет собой нечто, что согревает мышцы, наполняет кожу, обеспечивает поры салом и делает их  сильными, ведая их открытием и закрытием”.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.