На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Субстанции (чин)

Ц и н  рассматривается китайской медициной как основная форма материи, из которой состоит человеческий организм. Она является, кроме того материальной основой его функций, свойств и активности. В книге “Су-вэнь” по этому поводу сказано: “Ц и н  является первопричиной (основой) тела”.

Происхождение и функции этой субстанции классифицируются в китайской медицине следующим образом.

1. По происхождению различают:

а). Врожденную субстанцию.

б). Приобретенную субстанцию.

2. В зависимости от функций различают: а). Субстанцию способности к размножению, которую также называют “ц и н”,

б). Субстанцию (ц и н ) внутренних органов.

3.1.1.1.  Происхождение  субстанции

3.1.1.1.1. Врожденная субстанция (Га).

Эта субстанция наследуется от родителей. Она образует первоначальную материю, необходимую для эмбрионального развития и образования человеческого тела. В книге “Лин-шу” в связи с этим читаем: “Человек начинается с  ц и н”. Поскольку человек получает эту  ц и н  по наследству от родителей, она называется “врожденной (хань-тянь)  ц и н”.

3.1.1.1.2. Приобретенная (хоу-тянь) субстанция.

Она образуется в организме за счет переработки продуктов питания и питья. Твердая и жидкая пища переваривается после ее приема желудком в жидкую тонкодисперсную материю. Последняя переходит в кровь и, как это формулируется в китайской медицине, питает пять наполнительных органов и “орошает” шесть полых органов. За счет этого гарантируется рост тела и поддерживается жизнедеятельность человека. Поскольку этот происходящий из пищи материал вырабатывается селезенкой и желудком после рождения из пищевых продуктов, он получил название “приобретенной субстанции”. Она распределяется между внутренностями и составляет материальную основу функций различных внутренних органов. Поэтому эта субстанция называется также “субстанцией внутренних органов”.

Врожденная и приобретенная субстанция (чин) находятся в тесном единении друг с другом, они взаимно дополняют друг друга и содействуют одна другой. До рождения врожденная  ц и н  создает органы, которые после рождения могут пополняться  за счет питания с помощью приобретенной  ц и н. После рождения приобретенная  ц з и н  непрерывно питает врожденную ц  и н, способствуя тем самым ее сохранению. Оба вида субстанции попеременно поддерживают друг друга таким образом. В книге “Су-фэнь” имеется следующее место: “Почки ведают водой. Они принимают  ц  и н  (субстанцию) пяти накопительных и шести полых органов и накапливают ее внутри себя. Если пять накопительных органов находятся в полностью здоровом состоянии, то почки работают безукоризненно”. Это происходит потому, что приобретенная  ц  и н  постоянно превращается в  ц  и н  внутренних органов, которая в свою очередь непрерывно является питанием для врожденной  ц и н. Врожденная  ц и н  накапливается в почках, она постоянно восстанавливается из приобретенной  ц  и н. Оба эти вида  ц  и н  составляют материальную основу жизнедеятельности человеческого организма.

3.1.1.2. Функции субстанции

3.1.1.2.1. Рост и продолжение рода

Особой функцией субстанции является ее воздействие на рост тела и рождение потомства (2а). В этой связи субстанция получила также название “субстанции размножения”.

3.1.1.2.2. Субстанция и деятельность внутренних органов (2б).

Этому аспекту  ч и н  придается в китайской медицине наибольшее значение,  ч и н  является первопричиной всей жизни, из нее строится человеческий организм до рождения. Она является, однако, также и материальной основой жизнедеятельности, которая постоянно пополняется за счет поступления пищи. Ч и н  обусловливает, таким образом, жизнедеятельность внутренних органов, обеспечивает возможность зачатка новых индивидов и продолжение рода. В процессе подготовки врачей и Академии китайской медицины в Шанхае  ч и н, подразделяется на подгруппы врожденной и приобретенной  ч и н, рассматривается в качестве существенной фундаментальной основы традиционной китайской медицинской теории и наиболее типичной области, в которой проявляется различие между современной западной и традиционной китайской медициной.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.