Согласно теории китайской медицины равновесие между и н ь и я н соответствует нормальному функционированию человеческого организма. При утрате нормального взаимного уравновешивающего действия и н ь и я н возникают болезни. Использование модели и н ь - я н производится классификация важнейших структур и функций организма и объясняется их сущность и взаимосвязь между ними. Теория и н ь - я н обусловлена характером мышления, присущим прошлым эпохам. Она может быть использована в качестве дополнения к современной западной медицинской науке двояко:
1. В качестве модели целостного подхода к рассмотрению явлений человеческого организма;
2. Для диалектического понимания этой целостности на основе специальной китайской диагностики. При этом для обеспечения диагностической и терапевтической надежности учение об и н ь и я н должно сочетаться в каждом случае с точными и объективными методами исследования, используемыми в современной западной медицине.
Аналогичное положение имеет место с теорией пяти элементов. В этом случае взаимосвязь между внутренними органами объясняется с использованием архаической циклической модели. В клинической практике и в затруднительных случаях, которые не могут быть разрешены с использованием диагностических возможностей современной западной медицины, можно от случая к случаю использовать теорию пяти элементов в качестве руководства. Врач должен, однако, постоянно иметь в виду ограниченность этой модели в теоретико-познавательном отношении. В КНР предпринимаются в настоящее время попытки проанализировать дошедшие до нас древние медицинские теории и приспособить их к современному научному мышлению. Следует отметить, что такая установка отвечает не только, например, идеологическим побуждениям в смысле диалектического материализма, но обусловлена в первую очередь потребностями практического характера, т.е. стремлением к достижению эффективности и надежности лечебного воздействия.
|