На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Изложение учения о пяти элементах

2.2.1.1. Отношение явлений природы к пяти элементам

Врачи древнего Китая использовали учение о пяти элементах для систематизации опыта, касающегося функций внутренних органов человека. Таким образом, система пяти элементов охватывала физиологические процессы. Кроме того, эта система использовалась для упорядочения представлений о многообразных отношениях человека и природы. Сходство между этими отношениями и пятью элементами устанавливалось исключительно на основе аналогий. Определенные функции человеческого организма, времен года, погодных условий сравнивались между собой и устанавливались определенные, зачастую весьма вольные признаки однообразия. При отнесении различных вещей и явлений к отдельным элементам из числа пяти определенную роль играли их сущность, действие и форма.

 Найденные таки образом аналогии были впервые обобщены и представлены в табличной форме в книге “Су-вэнь”. Указанная таблица приведена ниже в слегка измененном виде.

 

Таблица 2 “Система пяти элементов”

Природа

Пять элементов

Человек

Пять элементов  вкуса

Пять цветов

Пять измене-ний

Пять влияний погоды

Пять сторон света

Пять времен года

 

Пять накопи-тельных органов

Шесть полых органов

Пять отвер-стий

Структура тела

Эмоции

Кислый

Синий

Рождение

Ветер

Восток

Весна

Дерево

Печень

Желчный пузырь

Глаза

Сухожилия

Ярость

Горький

Красный

Рост

Жара

Юг

Лето

Огонь

Сердце

Тонкипй кишечник

Язык

Кровеносные сосуды

Радость

Сладкий

Желтый

Измене-ние

Влага

Середи-на

Позднее лето

Земля

Селезен-ка

Желудок

Рот

Мышцы

Раздумье

Острый

Белый

Увядание

Сухость

Запад

Осень

Металл

Легкие

Толстый кишечник

Нос

Кожа и волосы

Печаль

Соленый

Черный

Исчезно-вение

Холод

Север

Зима

Вода

Почки

Мочевой пузырь

Уши

Кости

Страх

 

Разумеется, что классифицированные с помощью такого метода совершенно различные явления, вещи или функции не имеют прямого отношения к дереву, огню, земле, металлу или воде. В данном случае задача заключалась в том, чтоб объединить особенности различных вещей, их свойства в отвлеченном виде, приведя их в определенную систему. Например, в древнем Китае свойства дерева характеризовались следующим образом: возникновение путем роста, податливость. Все вещи или явления, которые обладают такими же свойствами, объединялись в систем пяти элементов под понятием “дерево”.

Типичными свойствами огня являются жара я н и поднимающееся кверху пламя (на медицинском языке: в верхней части человеческого тела локализуются состояния жара и воспаления). Все вещи, обладающие такими свойствами, относились в системе пяти элементов к “огню”.

Специфическими свойствами земли являются плодородие, питание и превращение. Явления, имеющие эти свойства, объединялись в системе пяти элементов под понятием “земля”. Свойствами металла являются ясность, чистота, хрупкость. Вещи и явления, которые имеют эти свойства, объединялись под рубрикой “металл”. Свойствами воды являются текучесть, холод, тенденция к движению вспять. Вещи и явления, обладающие этими свойствами, причислялись поэтому к “воде”.

2.2.1.2. Отношения рождения (шэн), подавления (Гэ), разрастания (Чэн), неподатливости (Ву) между пятью элементами

Взаимосвязи между явлениями и вещами объяснялись в древнекитайской философии, а тем самым также и в традиционной медицине с помощью четырех основных функций пяти элементов: взаимного порождения (Шэн), взаимного подавления (Гэ), взаимного разрастания (Чэн) и неподатливости (3). “Взаимное порождение” означает содействие и поддержку, оказываемые одним элементом другому. Так, например, согласно учению о пяти элементах дерево порождает огонь. Это следует понимать таким образом, что огонь оживляется, поддерживается и распространяется с помощью дерева.

“Взаимное подавление” означает ограничение, нарушение или даже ликвидацию одного элемента другим. Дерево подавляет согласно учению о пяти элементах землю. “Преодоление подавления” представляет собой противодействующую тенденцию. Если земля достаточно сильна, она оказывается в состоянии оказать сопротивление подавлению со стороны дерева и преодолеть последнее.

Полная последовательность порождения пяти элементов имеет следующий вид: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево. В соответствии с этим порядком возникает бесконечный круговорот элементов.

Очередность изложения: дерево подавляет землю, земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево. И в этом случае имеет место бесконечная циркуляция подавления. В обратной последовательности протекает цикл преодоления подавления. В рамках этой действующей в противоположном подавлению направлении тенденции дерево преодолевает подавляющий его металл, металл преодолевает подавляющий огонь, огонь преодолевает подавляющую воду, вода преодолевает подавляющую землю, земля преодолевает подавляющее дерево.

Цикл пяти элементов, связанный с функцией рождения, имеет две стороны:

1. Порождать,

2. Быть порожденным.

Порождающий элемент называют “материнским”, порождаемый элемент называют “дочерним”. По этой причине отношение порождения и рождения в цикле пяти элементов называют “отношение мать-дочь”.

В цикле подавления и преодоления пяти элементов также имеется две стороны каждого элемента:

1. Активная сторона преодоления (Во-го),

2. Пассивная сторона быть преодолеваемым (Гэ-во). В этом смысле отношение взаимного преодоления пяти элементов носит в учении традиционной китайской медицины также наименование “быть побеждаемым” (Сюо-шэн) “не быть побеждаемым” (Сюо бу-шэн).

Рождение и подавление в сущности нельзя отделить друг от друга в цикле пяти элементов. Отсутствие рождения влечет за собой отсутствие возникновения явлений, роста вещей. При отсутствии преодоления нет предела росту, невозможно развитие в условиях нормальных, находящихся в гармоничном равновесии отношений. Поэтому в книге “Лей-цзин фу-и”, относящейся к эпохе династии Мин, читаем: “Процесс возникновения не может протекать без рождения, но также и без контроля. Без рождения нет роста, без контроля возникает существенный ущерб”. Так пытались объяснить в древнем Китае движение и изменение всех вещей и явлений в природе, а китайские медики создали на основе этой теории представление о взаимном стимулировании и контроле органов человеческого организма.

Отношения “взаимного разрастания” (Чэн) и “взаимной неподатливости” (У) в цикле пяти элементов являются следствием нарушения равновесия в процессе развития явлений. Китайский иероглиф “чэн”, переводимый нами как “разрастание”, означает “проникновение путем использования слабости”. Иероглиф “у”, переводимый как “неподатливость”, означает “опору на собственные силы и подавление слабости”. Может возникнуть ситуация, когда два элемента настолько сильно начнут теснить друг друга за счет разрастания (т.е. усиления) и неподатливости, что возникнет избыток взаимного усиления и защиты от последнего. В подобных случаях происходит нарушение гармонии в цикле пяти элементов. Приведем такой пример. Если ц и, (т.е. функция) дерева усилилась, а металл оказывается не в состоянии элиминировать до нормы усиление дерева, то ставшее чрезмерно сильным дерево теснит землю, вызывая еще большее ослабление элемента “земля”. Вредное влияние чрезмерно сильного дерева тем самым “разрастается”.

Или другой пример. Обычно металл оказывается в состоянии подавить дерево. Если же  ц и  металла оказывается недостаточной или если  ц и  дерева слишком сильна, то дерево, наоборот, преодолевает металл. Это также влечет за собой патологические последствия, которые могут сказаться на других элементах (огне или воде). В этом случае дерево в известном смысле проявляет “неподатливость” относительно регулирующей функции металла.

В книге “Су-вэнь” в главе о пяти элементах сказано: “Если  ц и (функция) имеется в избытке, она преодолевает то, что может преодолеть, и проявляет неподатливость по отношению к тому, что она не может (обычно) победить. Если же эта  ц и  не достаточно сильна, то она испытывает неподатливость со стороны того, что она не может победить. Это последнее разрастается (использует слабость и проникает дальше). А то, что может только-только победить эту  ц и, испытывает податливость с ее стороны”. Это является классическим китайским объяснением отношений разрастания и неподатливости между пятью элементами.

 


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.