На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Применение учения об инь и ян в китайской медицине

Учение об и н ь  и я н находит применение во всех областях традиционной китайской теории медицины. Она служит для объяснения морфологических структур человеческого организма, для объяснения физиологических функций различных органов, для понимания патологии, в качестве основы клинической диагностики и терапии.

2.1.2.1. Структуры человеческого организма

При объяснении структур человеческого организма учение  о б  и н ь и  я н исходит из того, что живой организм образует единое целое. Поскольку все различные органы человека не только в функциональном, но и в морфологическом отношении связаны этим единством (это видно хотя бы из того, что все они возникают из яйцеклетки, имеющей в размере 0,2 м), представляется рациональным деление этого единства на взаимно дополняющие друг друга области  и н ь  и  я н.

Согласно этим представлениям верхняя часть человеческого тела относится к  я н, а нижняя часть тела к  и н ь. Поверхность тела относится к  я н, внутренние части к  и н ь. Спине соответствует  я н, живот и передняя часть грудной клетки  и н ь. Все наружные части относятся к я н, все внутренние к  и н ь. Из числа внутренних органов  шесть полых органов (желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь  три обогревателя) соответствуют  я н, пять наполнительных органов (печень, селезенка, сердце, легкие и почки)  и н ь. Поскольку это разграничение является довольно грубым, пять накопительных органов делятся в свою очередь на более мелкие структуры   и н ь  и  я н. Так, сердце и легкие относятся к  я н, печень, селезенка и почки относятся к  и н ь. При этом сердце и легкие рассматриваются как ян в ине, а печень, селезенка и почки как                                                                                                                                                 инь  в   я н е.

Отдельные внутренние органы в свою очередь также делятся на  и н ь  и  я н. Сердце содержит сердечный   и н ь  и сердечный   я н, почки почечный  и н ь  и почечный  я н  и т.д.

Применительно к каналам и побочным сосудам наружные траектории прохождения каналов рассматриваются как   я н, а внутренние как  и н ь.

В отношении  и н ь - я н  находятся между собой также и кровь и  ц и  в человеческом организме. Ци (функция, “энергия”) относится  к  я н, кровь (хуэй) относится к  инь. Применительно к сокам также существует отношение  и н ь - я н между “Цзинь” и “Е” (ср. раздел 3.1.4). Несмотря на весьма сложное дифференцирование человеческого организма сверху вниз, изнутри наружу, а также весьма сложные структуры внутренних органов, китайская медицина позволяет произвести их классификацию и объяснение на основе принципа  и н ь -  я н. В книге “Су-фэнь” читаем: “Жизнь человека имеет форму, которая нераздельно связана с  и н ь  и  я н”.

2.1.2.2. Физиологические функции человеческого организма

Физиологические процессы, протекающие в человеческом организме, также детально объясняются в китайской медицине, исходя из учения об  и н ь  и  я н. Нормальная жизненная активность человеческого организма является согласно этому учению результатом взаимно дополняющих отношений между  и н ь  и  я н, которые образуют гармоническое целое. Такие же единообразные отношения существуют также между функциями различных частей организма (которые соответствуют  я н) и материальными составными частями тела (которые относятся к  инь). Все физиологические процессы в человеческом организме базируются на материальной структуре органов, в которых они протекают.

Следующая противоположность инь - ян существует согласно представлениям традиционной китайской медицины между так называемой  и н ь - ц з и н (субстанцией  и н ь) и так называемой  ян-ци (функцией или энергией  я н), ср. раздел 3.1.1. Без субстанции  и н ь  не может быть произведена функция (“энергия”) я н. С другой стороны, постоянное воспроизведение субстанции  и н ь  возможно лишь за счет действия  я н - ц и. Если гармоническое дополнение  и н ь  я н  в функциях человеческого организма отсутствует, то возникают болезни. Если они разъединяются, то прекращается жизненная активность человека. Поэтому в “Суэвэнь” говорится: “Если  и н ь  находится в покое, а  я н  имеется в достаточном количестве, то жизненные функции находятся под контролем. Если  и н ь  и  я н  расстаются, то происходит угасание  ц з и н  (субстанция) и  ц и  (функция, “энергия”).

2.1.2.3. Физиологические изменения человеческого организма

Согласно взглядам традиционной китайской медицины возникновение каждого заболевания основано на неуравновешенности между  и н ь  и  я н. Один из полюсов при этом или слишком силен, или слишком слаб. В специальной патологии китайской медицины развитие болезней тесно связано с диалектической связью между свойственными организму защитными силами (Чжэн) и болезнетворным началом (се). Защитная функция организма по отношению к болезням, так называемая  ч ж э н - ц и, и вызывающие болезнь нарушения, так называемые  с е - ц и, их взаимоотношения или их борьба могут быть объяснены на основе представлений об  и н ь  и  я н.

Вызывающие болезнь нарушения  с е  делятся на нарушения типа  и н ь (инь-се) и нарушения типа  я н (Ян-се). Ч ж э н ц и  включает в себя обе составляющие: субстанцию  и н ь (Инь-цзин) и  я н - ц и (функцию  я н). Забегая несколько вперед, следует пояснить, что так называемая “субстанция  и н ь”  является специфической составной частью жидкой среды человеческого организма, которая возникает из  и н ь - се, общей жидкости  и н ь, которая рассматривается как основа всех жидкостей организма. Если  я н - се вызывает болезнь, то это я н - с е действует с силой постоянно, что приводит к нарушению собственного  и н ь  организма. Таким образом возникает согласно представлениям китайской медицины так называемые болезни, вызываемые жарой, или тепловые синдромы.

1)Если данная болезнь, вызывается  и н ь - с е, т.е. вследствие нарушения типа  и н ь, то это означает, что нарушение типа  и н ь  преобладает, а присущий организму  я н  ослаблен. В подобных случаях возникают заболевания, вызываемые холодом, или холодовые синдромы.

2) Если присущая организму  я н - ц и  находится в состоянии пустоты и не может больше находиться в равновесии с присущим организму         инь, то имеет место тенденция к возникновению синдрома пустоты и холода, вызванному пустотой  я н  и полнотой  и н ь.

3) Если жидкость  и н ь  тела (Инь-е) израсходована настолько, что не может больше находиться в равновесии с присущим организму  я н, возникает состояние пустоты и жары, вызванное пустотой  и н ь  и полнотой  я н.

Хотя патологические изменения в человеческом организме сложны и изменчивы, они тем не менее могут быть объяснены согласно представлениям китайской медицины с помощью нескольких принципов учения об  и н ь и  я н:

1. Неуравновешенность взаимоотношений между  и н ь  и  я н (Инь-ян ши-тяо);

2. При преобладании  и н ь  возникает холод, при преобладании  я н  возникает жара;

3. При пустоте  я н  возникает холод, при пустоте  и н ь  возникает жара.

К ним присоединяется еще один принцип: Если возникла значительная потеря  и н ь  или я н, это может привести к возникновению недостатка дополняющего начала. В этом случае действует правило:

4. Я н  причиняет ущерб  и н ь  или

5. И н ь причиняет ущерб  я н.

В результате такого развития возникает в конце концов патологическое состояние:

6. И н ь  и  я н  пребывают оба в состоянии пустоты (иньо- ян лян-ху).

Этот случай имеет место при хронических заболеваниях, причиной возникновения которых являлась первоначально слабость  я н - ц и  организма, но которые входе течение перешли на субстанцию  и н ь (Инь-цзин) организма. В ходе последующего развития болезни слабость субстанции  и н ь  ведет к дальнейшему ослаблению  я н - ц и (функция  я н). Подобные состояния можно часто наблюдать в условиях клиники.

2.1.2.4. Применение учения об  и н ь  и  я н  в диагностике болезней

Поскольку китайская медицина всегда относит возникновение и развитие болезней за счет неуравновешенности между  и н ь  и  я н, все нарушения, как бы запутаны и сложны ни были, их симптомы, могут рассматриваться в качестве вариантов  и н ь - синдрома (Инь-чжэн) или  я н - синдрома (Ян-чжэн). Применяемая в клинике китайской медицины “диалектическая диагностика согласно восьми руководящим принципам” образует основу распознавания болезней, причем  и н ь  и  я н  служат в качестве исходных позиций. восемь руководящих принципов охватывают важнейшие для китайской медицины формы проявления патологии человеческого организма, а именно: поверхность (Бяо) и внутренняя часть (Ли), холод (Хань) и жара (Жэ), пустота (Ху) и полнота (Ши). Поверхность, жара и полота относятся к  я н, внутренняя часть, холод и пустота к  и н ь.

Для постановки диагноза в смысле китайской медицины необходимо в первую очередь правильно оценить состояние  и н ь  и  я н. Лишь после этого можно определить причину имеющейся болезни и проанализировать ее характер, переходя от простого к более сложному.

Вот несколько примеров использования различных методов диагностики.

1. Исследование путем осмотра. Если кожа пациента имеет хорошее кровоснабжение, розовый цвет и чиста, то имеющаяся болезнь имеет характер  я н. Если кожные покровы мутны и потемнели, то имеет место болезнь  и н ь.

2. Прослушивание. Если голос пациента имеет сонорное звучание, то данная болезнь имеет характер  я н. Если голос тихий и речь запинающаяся, то болезнь относится к типу  и н ь.

3. Исследование путем пальпации. При глубоко лежащем, медленном, малом, неровном и имеющем плохое наполнение пульсе болезнь имеет характер  и н ь.. При поверхностном, ускоренном, сильном, скользящем и имеющем хорошее наполнение пульсе имеет место состояние  я н.

В этом смысле в книге “Су-вэнь” дается следующее пояснение: “Хороший диагностик оценивает окраску кожных покровов, щупает пульс пациента, устанавливая вначале различие между  и н ь  и  я н”.

2.1.2.5. Применение учения об  и н ь и  я н  в терапии

Развитие  и н ь  или  я н  в направлении усиления или ослабления является согласно китайской медицине основанием для возникновения болезни. Поэтому основным принципом терапии является регулирование  и н ь  и  я н. На языке китайской медицины это обстоятельство выражается как необходимость действовать в направлении достижения “ровного”  и н ь  и  “густого”  я н,  восстановления взаимного равновесия между  и н ь  и  я н.

Так, в книге “Су-вэнь” имеется следующая рекомендация: “Осторожно наблюдай, где находятся  и н ь и я н, и регулируй их, стремясь к тому, чтобы добиться равновесия между ними”. При усилении жары   я н (ян-жэ) и нанесении вследствие этого вреда жидкости  и н ь (Инь-е) имеет место следующее дополнительное правило:

7. Если  я н  побеждает, то  и н ь  становится больным. При этом в смысле circulus vitiosus может возникнуть ущерб и для  я н. В подобных случаях в китайской медицине используется терапия по методу “подвергнуть жару охлаждению” (жэ-нэе-хань-цзи).

При усилении холода  и н ь  приносится ущерб  ян-ци (функция  я н). Этот процесс происходит по принципу:

8. Если  и н ь  побеждает, то  я н  заболевает. В подобных случаях в соответствии circulus vitiosus может быть нанесен ущерб также и остающемуся   и н ь. В этом случае согласно представлениям китайской медицины при терапии исходит применение метод “подвергнуть холод разогреву” в(Хань-цзе жэ-цзи).

сли, наоборот, имеется недостаток жидкости  и н ь (Инь-е), чтобы ограничить в организме  я н, последний становится чрезмерно сильным. Если же, с другой стороны, недостаточно  я н - ц и (функция  я н), так что невозможно удержать под контролем  и н ь, в борьбе одерживает победу  и н ь. В этих случаях путем терапии необходимо пополнять то, в чем ощущается недостаток. При этом действительно терапевтическое правило: “При болезнях  я н  следует привлекать для лечения  и н ь, а при болезнях  и н ь  следует привлекать для лечения  я н”. Далее действует правило: “необходимо усилить господство воды, чтобы подавить излучение  я н. Необходимо улучшить источник огня, чтобы устранить его подавление со стороны   и н ь”. Эти принципы лечения направлены на установление равновесия между  и н ь  и  я н. Учение об  и н ь  и  я н  применяется при терапии не только для определения принципа лечения, оно используется также для характеристики свойств и действия медикаментов. Тем самым теория  и н ь - я н  становится базой применения китайских медикаментов. Например, так называемые холодные, влажные лекарства относятся к  и н ь, а теплые, сухие и горячие медикаменты к  я н. Медикаменты, имеющие острый, сладкий или пресный вкус, относятся к  я н. Медикаменты с кислым, горьким или соленым вкусом относятся к  и н ь. Седативные медикаменты относятся к  и н ь. Медикаменты с тонизирующим эффектом относятся к  я н.

В процессе лечения врач должен определить в соответствии с существующим положением соотношение между   и н ь  и  я н  и  определить на этой основе требуемый терапевтический принцип. В соответствии с этим принципом производится выбор подходящего медикамента, что должно привести в конце концов к излечению болезни.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.