Учение об и н ь и я н находит применение во всех областях традиционной китайской теории медицины. Она служит для объяснения морфологических структур человеческого организма, для объяснения физиологических функций различных органов, для понимания патологии, в качестве основы клинической диагностики и терапии.
2.1.2.1. Структуры человеческого организма
При объяснении структур человеческого организма учение о б и н ь и я н исходит из того, что живой организм образует единое целое. Поскольку все различные органы человека не только в функциональном, но и в морфологическом отношении связаны этим единством (это видно хотя бы из того, что все они возникают из яйцеклетки, имеющей в размере 0,2 м), представляется рациональным деление этого единства на взаимно дополняющие друг друга области и н ь и я н.
Согласно этим представлениям верхняя часть человеческого тела относится к я н, а нижняя часть тела к и н ь. Поверхность тела относится к я н, внутренние части к и н ь. Спине соответствует я н, живот и передняя часть грудной клетки и н ь. Все наружные части относятся к я н, все внутренние к и н ь. Из числа внутренних органов шесть полых органов (желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь три обогревателя) соответствуют я н, пять наполнительных органов (печень, селезенка, сердце, легкие и почки) и н ь. Поскольку это разграничение является довольно грубым, пять накопительных органов делятся в свою очередь на более мелкие структуры и н ь и я н. Так, сердце и легкие относятся к я н, печень, селезенка и почки относятся к и н ь. При этом сердце и легкие рассматриваются как ян в ине, а печень, селезенка и почки как инь в я н е.
Отдельные внутренние органы в свою очередь также делятся на и н ь и я н. Сердце содержит сердечный и н ь и сердечный я н, почки почечный и н ь и почечный я н и т.д.
Применительно к каналам и побочным сосудам наружные траектории прохождения каналов рассматриваются как я н, а внутренние как и н ь.
В отношении и н ь - я н находятся между собой также и кровь и ц и в человеческом организме. Ци (функция, “энергия”) относится к я н, кровь (хуэй) относится к инь. Применительно к сокам также существует отношение и н ь - я н между “Цзинь” и “Е” (ср. раздел 3.1.4). Несмотря на весьма сложное дифференцирование человеческого организма сверху вниз, изнутри наружу, а также весьма сложные структуры внутренних органов, китайская медицина позволяет произвести их классификацию и объяснение на основе принципа и н ь - я н. В книге “Су-фэнь” читаем: “Жизнь человека имеет форму, которая нераздельно связана с и н ь и я н”.
2.1.2.2. Физиологические функции человеческого организма
Физиологические процессы, протекающие в человеческом организме, также детально объясняются в китайской медицине, исходя из учения об и н ь и я н. Нормальная жизненная активность человеческого организма является согласно этому учению результатом взаимно дополняющих отношений между и н ь и я н, которые образуют гармоническое целое. Такие же единообразные отношения существуют также между функциями различных частей организма (которые соответствуют я н) и материальными составными частями тела (которые относятся к инь). Все физиологические процессы в человеческом организме базируются на материальной структуре органов, в которых они протекают.
Следующая противоположность инь - ян существует согласно представлениям традиционной китайской медицины между так называемой и н ь - ц з и н (субстанцией и н ь) и так называемой ян-ци (функцией или энергией я н), ср. раздел 3.1.1. Без субстанции и н ь не может быть произведена функция (“энергия”) я н. С другой стороны, постоянное воспроизведение субстанции и н ь возможно лишь за счет действия я н - ц и. Если гармоническое дополнение и н ь я н в функциях человеческого организма отсутствует, то возникают болезни. Если они разъединяются, то прекращается жизненная активность человека. Поэтому в “Суэвэнь” говорится: “Если и н ь находится в покое, а я н имеется в достаточном количестве, то жизненные функции находятся под контролем. Если и н ь и я н расстаются, то происходит угасание ц з и н (субстанция) и ц и (функция, “энергия”).
2.1.2.3. Физиологические изменения человеческого организма
Согласно взглядам традиционной китайской медицины возникновение каждого заболевания основано на неуравновешенности между и н ь и я н. Один из полюсов при этом или слишком силен, или слишком слаб. В специальной патологии китайской медицины развитие болезней тесно связано с диалектической связью между свойственными организму защитными силами (Чжэн) и болезнетворным началом (се). Защитная функция организма по отношению к болезням, так называемая ч ж э н - ц и, и вызывающие болезнь нарушения, так называемые с е - ц и, их взаимоотношения или их борьба могут быть объяснены на основе представлений об и н ь и я н.
Вызывающие болезнь нарушения с е делятся на нарушения типа и н ь (инь-се) и нарушения типа я н (Ян-се). Ч ж э н ц и включает в себя обе составляющие: субстанцию и н ь (Инь-цзин) и я н - ц и (функцию я н). Забегая несколько вперед, следует пояснить, что так называемая “субстанция и н ь” является специфической составной частью жидкой среды человеческого организма, которая возникает из и н ь - се, общей жидкости и н ь, которая рассматривается как основа всех жидкостей организма. Если я н - се вызывает болезнь, то это я н - с е действует с силой постоянно, что приводит к нарушению собственного и н ь организма. Таким образом возникает согласно представлениям китайской медицины так называемые болезни, вызываемые жарой, или тепловые синдромы.
1)Если данная болезнь, вызывается и н ь - с е, т.е. вследствие нарушения типа и н ь, то это означает, что нарушение типа и н ь преобладает, а присущий организму я н ослаблен. В подобных случаях возникают заболевания, вызываемые холодом, или холодовые синдромы.
2) Если присущая организму я н - ц и находится в состоянии пустоты и не может больше находиться в равновесии с присущим организму инь, то имеет место тенденция к возникновению синдрома пустоты и холода, вызванному пустотой я н и полнотой и н ь.
3) Если жидкость и н ь тела (Инь-е) израсходована настолько, что не может больше находиться в равновесии с присущим организму я н, возникает состояние пустоты и жары, вызванное пустотой и н ь и полнотой я н.
Хотя патологические изменения в человеческом организме сложны и изменчивы, они тем не менее могут быть объяснены согласно представлениям китайской медицины с помощью нескольких принципов учения об и н ь и я н:
1. Неуравновешенность взаимоотношений между и н ь и я н (Инь-ян ши-тяо);
2. При преобладании и н ь возникает холод, при преобладании я н возникает жара;
3. При пустоте я н возникает холод, при пустоте и н ь возникает жара.
К ним присоединяется еще один принцип: Если возникла значительная потеря и н ь или я н, это может привести к возникновению недостатка дополняющего начала. В этом случае действует правило:
4. Я н причиняет ущерб и н ь или
5. И н ь причиняет ущерб я н.
В результате такого развития возникает в конце концов патологическое состояние:
6. И н ь и я н пребывают оба в состоянии пустоты (иньо- ян лян-ху).
Этот случай имеет место при хронических заболеваниях, причиной возникновения которых являлась первоначально слабость я н - ц и организма, но которые входе течение перешли на субстанцию и н ь (Инь-цзин) организма. В ходе последующего развития болезни слабость субстанции и н ь ведет к дальнейшему ослаблению я н - ц и (функция я н). Подобные состояния можно часто наблюдать в условиях клиники.
2.1.2.4. Применение учения об и н ь и я н в диагностике болезней
Поскольку китайская медицина всегда относит возникновение и развитие болезней за счет неуравновешенности между и н ь и я н, все нарушения, как бы запутаны и сложны ни были, их симптомы, могут рассматриваться в качестве вариантов и н ь - синдрома (Инь-чжэн) или я н - синдрома (Ян-чжэн). Применяемая в клинике китайской медицины “диалектическая диагностика согласно восьми руководящим принципам” образует основу распознавания болезней, причем и н ь и я н служат в качестве исходных позиций. восемь руководящих принципов охватывают важнейшие для китайской медицины формы проявления патологии человеческого организма, а именно: поверхность (Бяо) и внутренняя часть (Ли), холод (Хань) и жара (Жэ), пустота (Ху) и полнота (Ши). Поверхность, жара и полота относятся к я н, внутренняя часть, холод и пустота к и н ь.
Для постановки диагноза в смысле китайской медицины необходимо в первую очередь правильно оценить состояние и н ь и я н. Лишь после этого можно определить причину имеющейся болезни и проанализировать ее характер, переходя от простого к более сложному.
Вот несколько примеров использования различных методов диагностики.
1. Исследование путем осмотра. Если кожа пациента имеет хорошее кровоснабжение, розовый цвет и чиста, то имеющаяся болезнь имеет характер я н. Если кожные покровы мутны и потемнели, то имеет место болезнь и н ь.
2. Прослушивание. Если голос пациента имеет сонорное звучание, то данная болезнь имеет характер я н. Если голос тихий и речь запинающаяся, то болезнь относится к типу и н ь.
3. Исследование путем пальпации. При глубоко лежащем, медленном, малом, неровном и имеющем плохое наполнение пульсе болезнь имеет характер и н ь.. При поверхностном, ускоренном, сильном, скользящем и имеющем хорошее наполнение пульсе имеет место состояние я н.
В этом смысле в книге “Су-вэнь” дается следующее пояснение: “Хороший диагностик оценивает окраску кожных покровов, щупает пульс пациента, устанавливая вначале различие между и н ь и я н”.
2.1.2.5. Применение учения об и н ь и я н в терапии
Развитие и н ь или я н в направлении усиления или ослабления является согласно китайской медицине основанием для возникновения болезни. Поэтому основным принципом терапии является регулирование и н ь и я н. На языке китайской медицины это обстоятельство выражается как необходимость действовать в направлении достижения “ровного” и н ь и “густого” я н, восстановления взаимного равновесия между и н ь и я н.
Так, в книге “Су-вэнь” имеется следующая рекомендация: “Осторожно наблюдай, где находятся и н ь и я н, и регулируй их, стремясь к тому, чтобы добиться равновесия между ними”. При усилении жары я н (ян-жэ) и нанесении вследствие этого вреда жидкости и н ь (Инь-е) имеет место следующее дополнительное правило:
7. Если я н побеждает, то и н ь становится больным. При этом в смысле circulus vitiosus может возникнуть ущерб и для я н. В подобных случаях в китайской медицине используется терапия по методу “подвергнуть жару охлаждению” (жэ-нэе-хань-цзи).
При усилении холода и н ь приносится ущерб ян-ци (функция я н). Этот процесс происходит по принципу:
8. Если и н ь побеждает, то я н заболевает. В подобных случаях в соответствии circulus vitiosus может быть нанесен ущерб также и остающемуся и н ь. В этом случае согласно представлениям китайской медицины при терапии исходит применение метод “подвергнуть холод разогреву” в(Хань-цзе жэ-цзи).
сли, наоборот, имеется недостаток жидкости и н ь (Инь-е), чтобы ограничить в организме я н, последний становится чрезмерно сильным. Если же, с другой стороны, недостаточно я н - ц и (функция я н), так что невозможно удержать под контролем и н ь, в борьбе одерживает победу и н ь. В этих случаях путем терапии необходимо пополнять то, в чем ощущается недостаток. При этом действительно терапевтическое правило: “При болезнях я н следует привлекать для лечения и н ь, а при болезнях и н ь следует привлекать для лечения я н”. Далее действует правило: “необходимо усилить господство воды, чтобы подавить излучение я н. Необходимо улучшить источник огня, чтобы устранить его подавление со стороны и н ь”. Эти принципы лечения направлены на установление равновесия между и н ь и я н. Учение об и н ь и я н применяется при терапии не только для определения принципа лечения, оно используется также для характеристики свойств и действия медикаментов. Тем самым теория и н ь - я н становится базой применения китайских медикаментов. Например, так называемые холодные, влажные лекарства относятся к и н ь, а теплые, сухие и горячие медикаменты к я н. Медикаменты, имеющие острый, сладкий или пресный вкус, относятся к я н. Медикаменты с кислым, горьким или соленым вкусом относятся к и н ь. Седативные медикаменты относятся к и н ь. Медикаменты с тонизирующим эффектом относятся к я н.
В процессе лечения врач должен определить в соответствии с существующим положением соотношение между и н ь и я н и определить на этой основе требуемый терапевтический принцип. В соответствии с этим принципом производится выбор подходящего медикамента, что должно привести в конце концов к излечению болезни.
|