2.1.1.1. И н ь и я н как противоположности (Дуй-ди)
С помощью и н ь - я н - учения можно выразить противоположные стороны явления. Рассмотрим в качестве примера климатические условия различных времен года. Летом царит жара я н, после летнего солнцеворота постепенно начинает преобладать погода и н ь, которая борется с жарким я н или ограничивает его. Зима является вершиной чистого холода и н ь. После зимнего солнцеворота постепенно устанавливается погода я н, ограничивая холодный и н ь зимы.
В классическом китайском медицинском тексте “Лей цзич фу-и”, относящемся к периоду династии Мин (1368-1644 г.), говорится: “Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. Где я н достиг кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью и н ь”. В этом находит выражение взаимный контроль покоя и движения, т.е. и н ь и я н. Вследствие своей противоположности и н ь и я н взаимно противоборствуют и ограничивают друг друга. Когда одна сторона преобладает, возникает недостаток с другой стороны. При ослаблении одной стороны наступает чрезмерное усиление другой. Этот процесс описывается в следующей выдержке из книги “Су-вэнь”: “При усилении и н ь происходит ослабление я н. И наоборот, и н ь ослабевает при усилении я н”. Это предложение выражает одно из основных положений теории и н ь - я н: и н ь и я н находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Без этой борьбы невозможен необходимый контроль противоположностей. В другом месте книги “Су-вэнь” говорится: “И н ь борется внутри, я н вызывает волнение снаружи”. Тем самым указывается на то, что и н ь ведает внутренней сферой, а я н внешней. В той же книге читаем далее: “Когда и н ь и я н противоборствуют друг с другом вверху и внизу, возникают явления пустоты и заполнения. При этом и н ь и я н сменяют друг друга”.
Из сказанного выше ясно, что оба противоположных начала и н ь и я н никогда не остаются в теле без взаимодействия и противоречий, что, более того, они противоборствуют и вытесняют друг друга. В современном Китае эта старая теория традиционной китайской медицины получает интерпретацию с позиций диалектического материализма: “Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между и н ь и я н, являются движущей силой изменения и развития вещей”.
2.1.1.2. Взаимозависимость (Инь-цунь) между и н ь и я н.
В качестве полярных противоположностей и н ь и я н зависят друг от друга. Один не мыслится без другого. Я н означает верх, и н ь означает низ. Без верха не может быть низа, и наоборот. В соответствии с традиционными китайскими представлениями левая сторона соответствует я н, а правая и н ь. Без правой стороны нет левой, без левой стороны нет правой. Жара соответствует я н, холод и н ь. Без жары нет холода, без холода нет жары. Переполнение (Ши) или избыточная функция соответствуют я н. Опорожнение (ху) или слабость функции соответствуют и н ь. Без переполнения нет опорожнения, без густоты нет наполнения. Таким образом, китайская медицина знает многочисленные отношения в человеческом организме и в природе, соответствующие взаимоотношениям между и н ь и я н. Постоянно я н существует за счет и н ь, и н ь за счет я н. Каждая из сторон образует важнейшее условие существования другой стороны. Это отношение взаимозависимости между и н ь и я н называется на китайском языке “взаимным корнем” (Ху-гэнь). Это понятие раскрывает представление о том, что и н ь и я н служат друг для друга производным началом, т.е. взаимно вызывают друг друга. И н ь не в состоянии произвести сам себя, он нуждается для этого в я н. Со своей стороны я н не в состоянии расти и развиваться один, он нуждается для этого в и н ь.
В книге “Су-вэнь” говорится далее: “И н ь находится внутри и является сторожем я н. Я н находится снаружи и является вестником и н ь”. Так объясняется взаимная зависимость между инь и ян. В отношении структур и функций человеческого организма и н ь означает материальные составляющие тела, а я н его функции. Поскольку материальное начало находится внутри тела, в традиционной китайской медицине говорится о “и н ь внутри”. Поскольку функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят: “я н сидит снаружи”. При этом под сидящим снаружи я н следует понимать как результат или функцию находящейся внутри тела материи или структур, которые соответствуют и н ь. Действительно, я н становится таким образом “вестником и н ь”. В соответствии с представлениями современной западной медицины структуры органов, находящиеся внутри организма, образуют материальную основу различных функций тела, что соответствует изложенным выше представлениям. В китайской медицине это находит выражение в словах: “И н ь является сторожем я н”.
2.1.1.3. Взаимное дополнение и ограничение (Хао-чжэн) и н ь и я н
И н ь и я н никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Это подразумевает наличие противоположности, взаимозависимость и взаимное превращение и н ь и я н. В китайской медицине действует правило: “Если я н отступает, увеличивается и н ь, а если отступает и н ь, происходит увеличение я н”.
Проиллюстрируем это на примере изменения погодных условий по временам года. Если погода, претерпевая изменения от зимы через весну к лету, становится все жарче, то это соответствует отступлению и н ь при увеличивающемся я н. При похолодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс, равнозначный отступлению я н при увеличении и н ь. Так объясняют в Китае изменение холода и тепла на протяжении четырех времен года нарастанием и ослаблением и н ь и я н во взаимодействии друг с другом.
В китайской медицине с помощью принципа взаимного дополнения и ограничения и н ь и я н возникновение функций органов (я н) за счет потребления продуктов питания (и н ь). При этом происходит умножение я н и ослабление и н ь. С другой стороны, обмен веществ, полученных с продуктами питания (и н ь), в организме требует расхода некоторого количества энергии (я н). В этом случае имеет место обратный процесс, который характеризуется усилением и н ь и ослаблением я н. В нормальных условиях процесс ослабления и усиления и н ь и я н находится в состоянии равновесия. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, может нарушиться состояние равновесия; возникает избыток и н ь или я н, что ведет к возникновению различных патологических процессов к возникновению болезни. При длительном равновесии между и н ь и я н обеспечивается непрерывная стабильность процесса обмена веществ и других жизненных отправлений в человеческом организме.
2.1.1.4. Взаимное превращение (Цюань-хуа) и н ь и я н
Обе стороны отношений между и н ь и я н могут претерпевать до известной степени развитие, которое выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, и н ь может превратиться в я н, я н в и н ь. В то время как процессы сокращения и увеличения и н ь и я н состоят в количественных изменениях, процесс превращения и н ь в я н и наоборот представляет собой изменение качества.
В книге “Су-вэнь” говорится в связи с этим: “Когда и н ь достигает максимума, он превращается в я н... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод”. Это означает, что и н ь превращается в и н ь по достижении своего максимума. В природе также действует правило, согласно которому холод становится теплом, если он достиг вершины, а жара превращается в холод, после того как она достигла своего максимума.
В связи с правилом взаимного превращения и н ь я н необходимо постоянно иметь в виду, что и н ь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества я н, и что я н также не может подвергнуться превращению без и н я. Т.е. условием того, что превращение вообще может произойти, является наличие определенного количества противоположного начала.
Правило превращения и н ь и я н применяется в китайской медицине для объяснения изменения симптомов болезней. Синдромы я н могут переходить в синдромы и н ь, синдромы холода могут стать синдромами тепла, синдромы пустоты синдромами переполнения. В ходе развития болезни можно наблюдать впечатляющий процесс превращения и н ь в я н и я н в и н ь. При острых инфекционных заболеваниях, например, при пневмонии или инфекционной дизентерии, постоянно можно наблюдать следующие этапы заболевания: вначале имеет место продолжительное лихорадочное состояние, при котором исчерпываются силы сопротивляемости организма (Чжэн-ци). Неожиданно наступает понижение температуры тела, лицо бледнеет, конечности начинают холодеть; пульс становится зачастую настолько слабым, что едва прощупывается. В этом случае произошло превращение синдрома я н в синдром и н ь. Аналогичным образом синдром переполнения (Ян) может превратиться в синдром пустоты (Инь), синдром пустоты в синдром переполнения. Болезнь, локализованная вначале во внешних частях тела (ян), может перейти внутрь (инь). Болезнь, концентрирующаяся внутри (инь), может перейти в наружные части (ян).
Таким образом, учение об и н ь и я н включает в себя следующие отдельные элементы:
1. наличие противоположности между и н ь и я н,
2. Взаимозависимость между и н ь и я н,
3. Взаимное дополнение и ограничение и н ь и я н,
4. Взаимное превращение и н ь и я н.
Для правильного понимания теории китайской медицины существенно, чтобы эти четыре пункта рассматривались не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи между собой. В окружающей действительности взаимозависимость между и н ь и я н связана с противоположностью между этими двумя полюсами; взаимное дополнение и ограничение находится в тесной связи со взаимозависимостью между и н ь и я н. Взаимное превращение и н ь и я н также немыслимо без первых трех пунктов. Было бы ошибкой допускать строгое разграничение отдельных характерных функций ин ь и я н. Необходимо рассматривать диалектическую модель и н ь - я н в ее единстве, не упуская из вида ее внутреннюю взаимосвязь и взаимное влияние. Необходимо понимание того обстоятельства, что оба полюса могут являться как причиной, так и следствием. Лишь при выполнении этих условий обеспечивается возможность успешного применения учения об и н ь и я н на практике.
|