На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Более подробное изложение учения об инь и ян

2.1.1.1. И н ь  и  я н  как противоположности (Дуй-ди)

С помощью  и н ь - я н - учения можно выразить противоположные стороны явления. Рассмотрим в качестве примера климатические условия различных времен года. Летом царит жара  я н, после летнего солнцеворота постепенно начинает преобладать погода  и н ь, которая борется с жарким  я н  или ограничивает его. Зима является вершиной чистого холода  и н ь. После зимнего солнцеворота постепенно устанавливается погода  я н, ограничивая холодный  и н ь  зимы.

В классическом китайском медицинском тексте “Лей цзич фу-и”, относящемся к периоду династии Мин (1368-1644 г.), говорится: “Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. Где  я н достиг кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью  и н ь”. В этом находит выражение взаимный контроль покоя и движения, т.е.  и н ь  и  я н. Вследствие своей противоположности  и н ь  и  я н  взаимно противоборствуют и ограничивают друг друга. Когда одна сторона преобладает, возникает недостаток с другой стороны. При ослаблении одной стороны наступает чрезмерное усиление другой. Этот процесс описывается в следующей выдержке из книги “Су-вэнь”: “При усилении и н ь  происходит ослабление  я н. И наоборот, и н ь  ослабевает при усилении  я н”.  Это предложение выражает одно из основных положений теории и н ь - я н: и н ь  и  я н  находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Без этой борьбы невозможен необходимый контроль противоположностей. В другом месте книги “Су-вэнь” говорится: “И н ь  борется внутри, я н  вызывает волнение снаружи”.  Тем самым указывается на то, что  и н ь  ведает внутренней  сферой, а  я н  внешней. В той же книге читаем далее: “Когда и н ь  и  я н  противоборствуют друг с другом вверху и внизу, возникают явления пустоты и заполнения. При этом  и н ь и  я н  сменяют друг друга”.

Из сказанного выше ясно, что оба противоположных начала  и н ь и   я н  никогда не остаются в теле без взаимодействия и противоречий, что, более того, они противоборствуют и вытесняют друг друга. В современном Китае эта старая теория традиционной китайской медицины получает интерпретацию с позиций диалектического материализма: “Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между   и н ь  и  я н, являются движущей силой изменения и  развития вещей”.

2.1.1.2. Взаимозависимость (Инь-цунь) между  и н ь  и   я н.

В качестве полярных противоположностей  и н ь  и  я н зависят друг от друга. Один не мыслится без другого. Я н  означает верх,  и н ь  означает низ. Без верха не может быть низа, и наоборот. В соответствии с традиционными китайскими представлениями левая сторона соответствует  я н, а правая  и н ь. Без правой стороны нет левой, без левой стороны нет правой. Жара соответствует  я н, холод  и н ь. Без жары нет холода, без холода нет жары. Переполнение (Ши) или избыточная функция соответствуют  я н. Опорожнение (ху) или слабость функции соответствуют  и н ь. Без переполнения нет опорожнения, без густоты нет наполнения. Таким образом, китайская медицина знает многочисленные отношения в человеческом организме и в природе, соответствующие взаимоотношениям между  и н ь  и  я н. Постоянно я н  существует за счет  и н ь,  и н ь  за счет  я н. Каждая из сторон образует важнейшее условие существования другой стороны. Это отношение взаимозависимости между  и н ь  и  я н  называется на китайском языке “взаимным корнем” (Ху-гэнь). Это понятие раскрывает представление о том, что  и н ь  и  я н  служат друг для друга производным началом, т.е. взаимно вызывают друг друга. И н ь  не в состоянии произвести сам себя, он нуждается для этого в  я н. Со своей стороны  я н  не в состоянии расти и развиваться один, он нуждается для этого в  и н ь.

В книге “Су-вэнь” говорится далее: “И н ь  находится внутри и является сторожем  я н. Я н  находится снаружи и является вестником  и н ь”. Так объясняется взаимная зависимость между  инь  и ян. В отношении структур и функций человеческого организма  и н ь  означает материальные составляющие тела, а  я н  его функции. Поскольку материальное начало находится внутри тела, в традиционной китайской медицине говорится о “и н ь  внутри”. Поскольку функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят: “я н  сидит снаружи”. При этом под сидящим снаружи  я н  следует понимать как результат или функцию находящейся внутри тела материи или структур, которые соответствуют и н ь. Действительно, я н  становится таким образом “вестником  и н ь”. В соответствии с представлениями современной западной медицины структуры органов, находящиеся внутри организма, образуют материальную основу различных функций тела, что соответствует изложенным выше представлениям. В китайской медицине это находит выражение в словах: “И н ь  является сторожем  я н”.

2.1.1.3. Взаимное дополнение и ограничение (Хао-чжэн)  и н ь  и  я н

И н ь  и  я н  никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Это подразумевает наличие противоположности, взаимозависимость и взаимное превращение  и н ь  и  я н. В китайской медицине действует правило: “Если  я н  отступает, увеличивается  и н ь, а если отступает  и н ь, происходит увеличение  я н”.

Проиллюстрируем это на примере изменения погодных условий по временам года. Если погода, претерпевая изменения от зимы через весну к лету, становится все жарче, то это соответствует отступлению и н ь при увеличивающемся  я н. При похолодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс, равнозначный отступлению  я н  при увеличении  и н ь. Так объясняют в Китае изменение холода и тепла на протяжении четырех времен года нарастанием и ослаблением  и н ь  и  я н  во взаимодействии друг с другом.

В китайской медицине с помощью принципа взаимного дополнения и ограничения  и н ь  и  я н  возникновение функций органов (я н) за счет потребления продуктов питания (и н ь). При этом происходит умножение  я н  и ослабление  и н ь. С другой стороны, обмен веществ, полученных с продуктами питания (и н ь), в организме требует расхода некоторого количества энергии (я н). В этом случае имеет место обратный процесс, который характеризуется усилением  и н ь  и ослаблением  я н. В нормальных условиях процесс ослабления и усиления  и н ь  и я н  находится в состоянии равновесия. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, может нарушиться состояние равновесия; возникает избыток  и н ь  или  я н, что ведет к возникновению различных патологических процессов к возникновению болезни. При длительном равновесии между  и н ь  и  я н обеспечивается непрерывная стабильность процесса обмена веществ и других жизненных отправлений в человеческом организме.

2.1.1.4. Взаимное превращение (Цюань-хуа)  и н ь  и  я н

Обе стороны отношений между  и н ь  и  я н  могут претерпевать до известной степени развитие, которое выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, и н ь  может превратиться  в  я н,  я н  в  и н ь. В то время как процессы сокращения и увеличения  и н ь  и  я н  состоят в количественных изменениях, процесс превращения  и н ь  в  я н  и наоборот представляет собой изменение качества.

В книге “Су-вэнь” говорится в связи с этим: “Когда  и н ь  достигает максимума, он превращается в  я н... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод”. Это означает, что  и н ь  превращается в  и н ь  по достижении своего максимума. В природе также действует правило, согласно которому холод становится теплом, если он достиг вершины, а жара превращается в холод, после того как она достигла своего максимума.

В связи с правилом взаимного превращения  и н ь  я н необходимо постоянно иметь в виду, что  и н ь  не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества  я н, и что  я н  также не может подвергнуться превращению без  и н я. Т.е. условием того, что превращение вообще может произойти, является наличие определенного количества противоположного начала.

Правило превращения  и н ь и я н применяется в китайской медицине для объяснения изменения симптомов болезней. Синдромы  я н  могут переходить в синдромы  и н ь, синдромы холода могут стать синдромами тепла, синдромы пустоты синдромами переполнения. В ходе развития болезни можно наблюдать впечатляющий процесс превращения  и н ь  в  я н  и  я н  в  и н ь. При острых инфекционных заболеваниях, например, при пневмонии или инфекционной дизентерии, постоянно можно наблюдать следующие этапы заболевания: вначале имеет место продолжительное лихорадочное состояние, при котором исчерпываются силы сопротивляемости организма (Чжэн-ци). Неожиданно наступает понижение температуры тела, лицо бледнеет, конечности начинают холодеть; пульс становится зачастую настолько слабым, что едва прощупывается. В этом случае произошло превращение синдрома  я н  в синдром  и н ь. Аналогичным образом синдром переполнения (Ян) может превратиться в синдром пустоты (Инь), синдром пустоты в синдром переполнения. Болезнь, локализованная вначале во внешних частях тела (ян), может перейти внутрь (инь). Болезнь, концентрирующаяся внутри (инь), может перейти в наружные части (ян).

Таким образом, учение об  и н ь  и  я н  включает в себя следующие отдельные элементы:

1. наличие противоположности между  и н ь  и я н,

2. Взаимозависимость между  и н ь  и  я н,

3. Взаимное дополнение и ограничение  и н ь  и  я н,

4. Взаимное превращение  и н ь и  я н.

Для правильного понимания теории китайской медицины существенно, чтобы эти четыре пункта рассматривались не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи между собой. В окружающей действительности взаимозависимость между  и н ь  и  я н  связана с противоположностью между этими двумя полюсами; взаимное дополнение и ограничение находится в тесной связи со взаимозависимостью между  и н ь  и  я н. Взаимное превращение  и н ь и  я н  также немыслимо без первых трех пунктов. Было бы ошибкой допускать строгое разграничение отдельных характерных функций  ин ь  и я н. Необходимо рассматривать диалектическую модель  и н ь - я н  в ее единстве, не упуская из вида ее внутреннюю взаимосвязь и взаимное влияние. Необходимо понимание того обстоятельства, что оба полюса могут являться как причиной, так и следствием. Лишь при выполнении этих условий обеспечивается возможность успешного применения учения об  и н ь  и  я н  на практике.

 


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.