На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Инь и Ян

В учении  и н ь - я н  находит выражение тот простой факт, что все вещи или явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Примерами этому являются день и ночь, солнечная погода и дождь, жара и холод, движение и покой и т.д. В традиционном китайском мышлении день, солнечный свет, жара и движение имеют  я н - характер, а ночь, дождь, холод и покой  и н ь - характер. Совокупность всех явлений в мире зависит от изменения этих двух аспектов  инь  и ян. Так, в первой части Н э й - ц з и н  книги “Су вэнь” древнекитайского медицинского классика говорится: “И н ь  и  я н  составляют сущность неба и земли, закономерность десяти тысяч вещей; это отец и мать каждого изменения, начало и конец жизни и смерти”.

Согласно китайской традиции все, что движется, устремляется вверх, что ясно определимо и активно, что свидетельствует о динамичном функционировании и движении, относится к  я н. Все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным и скрытым, что является пассивным и имеет слабые функции, относится к  и н ь. В китайском предании говорится: “Небо соответствует  я н, земля соответствует  и н ь”. Небо находится сверху и относится поэтому к  я н; земля находится внизу и относится поэтому к  и н ь. Далее, существует принцип: “Вода является  и н ь, огонь является я н”. Поскольку вода является холодной и имеет тенденцию опускаться вниз, она относится к  и н ь. Поскольку огонь горяч и обладает свойством подниматься вверху или воспламеняться, он относится к  я н. Среди функций покой ассоциируется с  и н ь, а движение с  я н.

Один из принципов китайской медицины гласит: “Я н  превращается в ц и (функция, “энергия”),  и н ь  превращается в форму (по-китайски: син). Это означает, что феномен относится к  я н, если он характеризуется движением или функцией (ц и). Он относится к  и н ь, если становится вещью, имеющей форму.

В определенных условиях  и н ь  и  я н  являются взаимозаменяемыми. При этом  и н ь  может стать  я н, а  я н может превратиться в  и н ь. Как  и н ь, так и  я н  могут быть разложены в составляющие  и н ь  и  я н. Например, день является  я н, ночь есть  и н ь; первая половина дня является  я н  в  я н, вторая половина дня представляет собой  и н ь  в  я н. В конечном счете все явления мира могут быть распределены и классифицированы между двумя полярными противоположностями  и н ь  и  я н, и каждый отдельный аспект  и н ь  или я н  может быть в свою очередь разбит на подгруппы, состоящие из  и н ь  и  я н.

В книге “Су-вэнь” сказано по этому поводу: “И н ь  и  я н можно считать до 10, можно увеличить их число до 100, можно развернуть их до 1000 и после этого увеличить их число до 10000. Сосчитать до 10000 невозможно, но при этом существует лишь одно ядро”. Этим ядром является теоретическая модель  и н ь  и  я н.  (см.Таблица I)

 

Таблица 1

Явления природы

Инь

Земля

Ночь

Осень/зима

Холод

Ян

Небо

День

Весна/лето

Тепло

 

Человек

Вес

Освещенность

Инь

Женщина

Тяжелый

Темнота

Ян

Мужчина

Легкий

Свет

Человеческий организм 

Инь

живот, внутренние слои конечностей

Нижние части тела, внутренняя часть тела

Пять накопителных органов, кровь

Ян

Спина, наружные слои конечностей

Верхние части тела, поверхность тела

Шесть полых органов

 

Функции организма

Болезнетворное начало

Инь

Опускание

Направление вовнутрь

Стабильность

Нарушение, ослабление

Холод, влажность

Ян

Поднятие

Направление во вне

Динамичность

Усиление

Ветер, жара



Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.