В учении и н ь - я н находит выражение тот простой факт, что все вещи или явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Примерами этому являются день и ночь, солнечная погода и дождь, жара и холод, движение и покой и т.д. В традиционном китайском мышлении день, солнечный свет, жара и движение имеют я н - характер, а ночь, дождь, холод и покой и н ь - характер. Совокупность всех явлений в мире зависит от изменения этих двух аспектов инь и ян. Так, в первой части Н э й - ц з и н книги “Су вэнь” древнекитайского медицинского классика говорится: “И н ь и я н составляют сущность неба и земли, закономерность десяти тысяч вещей; это отец и мать каждого изменения, начало и конец жизни и смерти”.
Согласно китайской традиции все, что движется, устремляется вверх, что ясно определимо и активно, что свидетельствует о динамичном функционировании и движении, относится к я н. Все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным и скрытым, что является пассивным и имеет слабые функции, относится к и н ь. В китайском предании говорится: “Небо соответствует я н, земля соответствует и н ь”. Небо находится сверху и относится поэтому к я н; земля находится внизу и относится поэтому к и н ь. Далее, существует принцип: “Вода является и н ь, огонь является я н”. Поскольку вода является холодной и имеет тенденцию опускаться вниз, она относится к и н ь. Поскольку огонь горяч и обладает свойством подниматься вверху или воспламеняться, он относится к я н. Среди функций покой ассоциируется с и н ь, а движение с я н.
Один из принципов китайской медицины гласит: “Я н превращается в ц и (функция, “энергия”), и н ь превращается в форму (по-китайски: син). Это означает, что феномен относится к я н, если он характеризуется движением или функцией (ц и). Он относится к и н ь, если становится вещью, имеющей форму.
В определенных условиях и н ь и я н являются взаимозаменяемыми. При этом и н ь может стать я н, а я н может превратиться в и н ь. Как и н ь, так и я н могут быть разложены в составляющие и н ь и я н. Например, день является я н, ночь есть и н ь; первая половина дня является я н в я н, вторая половина дня представляет собой и н ь в я н. В конечном счете все явления мира могут быть распределены и классифицированы между двумя полярными противоположностями и н ь и я н, и каждый отдельный аспект и н ь или я н может быть в свою очередь разбит на подгруппы, состоящие из и н ь и я н.
В книге “Су-вэнь” сказано по этому поводу: “И н ь и я н можно считать до 10, можно увеличить их число до 100, можно развернуть их до 1000 и после этого увеличить их число до 10000. Сосчитать до 10000 невозможно, но при этом существует лишь одно ядро”. Этим ядром является теоретическая модель и н ь и я н. (см.Таблица I)
Таблица 1
Явления природы
|
Инь
|
Земля
|
Ночь
|
Осень/зима
|
Холод
|
Ян
|
Небо
|
День
|
Весна/лето
|
Тепло
|
|
Человек
|
Вес
|
Освещенность
|
Инь
|
Женщина
|
Тяжелый
|
Темнота
|
Ян
|
Мужчина
|
Легкий
|
Свет
|
Человеческий организм
|
Инь
|
живот, внутренние слои конечностей
|
Нижние части тела, внутренняя часть тела
|
Пять накопителных органов, кровь
|
Ян
|
Спина, наружные слои конечностей
|
Верхние части тела, поверхность тела
|
Шесть полых органов
|
|
Функции организма
|
Болезнетворное начало
|
Инь
|
Опускание
|
Направление вовнутрь
|
Стабильность
|
Нарушение, ослабление
|
Холод, влажность
|
Ян
|
Поднятие
|
Направление во вне
|
Динамичность
|
Усиление
|
Ветер, жара
|
|