Мировоззренческую основу традиционной китайской медицины составляет учение об инь ия н. Первоначально иероглифы инь и ян использовались для обозначения простых явлений повседневной жизни. И н ь означало затененную сторону освещенного солнцем предмета, а я н - освещенную. Начиная примерно с IV в. до н.э., ин ь и я н стали рассматриваться, с одной стороны, как “силы” или “энергии”, а с другой стороны, как материальные взаимно дополняющие друг друга явления предметного мира.
Оба представления, энергетическое и материальное, учитываются в традиционной медицине Китая. Современной китайской философией, определяемой диалектическим материализмом, теория и н ь и я н рассматривается, как и теория пяти элементов, в качестве “простого материалистического и диалектического мышления древности”. В отличие от теории пяти элементов, которая постепенно отступает на задний план в преподавательской практике высших медицинских учебных заведений Китая, учение об и н ь и я н смогло удержать свои позиции в качестве научной модели.
Медицинские авторы древнего Китая объясняли с использованием модели и н ь - я н как структуры, так и функции, а также патологические изменения человеческого организма. Учение и н ь - я н представляло собой тем самым краеугольный камень клинической диагностики и терапии. Оно оказало глубокое воздействие на возникновение особого типа мышления, характерного для традиционной китайской медицины. В то время как учение о пяти элементах может быть заменено и иными представлениями, модель и н ь - я н неразрывно связана с существованием традиционной китайской медицины. При изучении теоретических основ традиционной медицины в сегодняшней КНР постоянно обращается внимание на то, что обе теории испытали на себе “недостатки прошлых эпох”, обусловленные исторически, и что поэтому их необходимо применять критически, правильно оценивая их роль и значение.
Ценность теории и н ь - я н может быть лучше всего проверена практикой. По сравнению с современной западной медицинской теорией учение и н ь - ян открывает доступ к диалектическому пониманию целостности человеческого организма и его функций, которое чуждо западной медицине. Здесь кроется корень многосторонних возможностей обогащения современной западной медицины за счет привлечения элементов традиционной китайской медицины.
|