Теория китайской медицины занимается вопросами физиологии человеческого организма, его патологии (возникновение заболеваний и их причины), методов врачебного исследования, диалектической диагностики, терапии и профилактики заболеваний. В соответствии с этим настоящая книга разделена на восемь глав.
1. Первая глава посвящена историческим аспектам и вопросам научно-теоретического разграничения китайской медицины и современной западной медицины.
2. Во второй главе представлены основные теоретические модели китайской медицины: учение и и н ь и я н и теория пяти элементов. Они коренятся в истоках китайской культуры, основаны на диалектическом подходе к предмету изучения и образуют основу специфической диалектики китайской медицины. С помощью и н ь и я н осуществляется анализ человеческого тела, включая его физиологические функции и патологические изменения. На этой основе возникли также правила диагностики и терапии. Учение о и н ь и я н, в особенности теория пяти элементов, представляет собой донаучную модель, которая не в полной мере отвечает требованиям современных естественных наук, поскольку она не поддается количественному определению. Однако она решающим образом дополняет теорию современной западной медицины. Об этом более детально говорится в разделе 1.5.
3. Основываясь на учении о накопительных и полых органах (Цзян-фу), китайская медицина объясняет физиологические функции и патологические изменения внутренних органов, а также взаимодействие их между собой. Это учение охватывает две большие области:
а). Теорию субстанции (Чин), “Шэнь”, ц и (Функция, “энергия”), крови (Хуэй) и телесных соков (Чинь-е);
б). Учение о пяти накопительных органах и шести полых органах.
Субстанция, “Шэнь”, ц и, кровь и телесные соки образуются за счет деятельности накопительных и полых органов и “накапливаются” в определенных накопительных органах, от чего зависит их нормальное действие. Тесная взаимосвязь существует между этими продуктами накопительных и полых органов и внутренними органами. Это относится как к здоровому, так и к болезненному состоянию организма. Правильная китайская диагностика с последующим рациональным лечением возможны лишь при условии, что врач в точности знает различные функции накопительных и полых органов их продуктов.
4. Другой важной составной частью человеческого организма являются каналы (меридианы) и побочные сосуды (Чин-люо). Они осуществляют связь между внутренними и наружными частями тела, соединят верх и низ, обеспечивают коммуникации между внутренними органами и создают возможность обращения ц и к крови. Двенадцать главных каналов (разд. 4.2.) играют при этом наиболее важную роль в физиологии и патологии, при установлении диагноза и терапии. Хотя в настоящее время в Китае еще отсутствуют точные представления о сущности системы каналов, не вызывает, однако, сомнения, что каналы и побочные сосуды имеют первостепенное клиническое значение. Многие не подлежащие сомнению эффекты китайской медицины могут быть объяснены лишь с помощью каналов.
5. В пятой главе рассматриваются представления китайской медицины о причинах заболеваний (Бин-инь) и патологии (Бин-ли). Речь идет здесь о шести вызывающих болезнь вредных влияниях, об инфекционных болезнях, о заболеваниях, вызываемых причинами психического характера, неправильном питанием, переутомлением, наружными ранениями, укусами животных и насекомых и т.д. Решающим обстоятельством является при этом то, что большинство болезней может возникнуть лишь при наличии неуравновешенности в организме или нарушении соответствия между организмом и окружающей средой. Таким образом, и причины болезни подвергаются в китайской медицине диалектической интерпретации как результата внутренней причины и внешнего повода (разд. 8.2.1).
6. Китайская диагностика включает в себя четыре метода исследования: осмотр, прослушивание и исследование на запах, опрос, ощупывание (пальпация). Дифференциальная диагностика китайской медицины состоит в установлении диагнозов наиболее часто встречающихся заболеваний и их разграничении по отношению к схожим картинам болезни.
7. Синдромы болезни охватывают полученный с помощью четырех методов исследования клинический материал в целях определения происхождения болезни и ее развития. Результат диалектической диагностики называют в Китае “синдром болезни” (Чжэн-хоу). Такие синдромы, число которых в китайской медицине велико, в соответствии с различными нарушениями, представляют собой обобщение характеристических свойств данного заболевания.
Диагностика в зависимости от синдромов пользуется различными теориями, в их числе восемь руководящих принципов (Ба-ган), синдромы ц и, крови и телесных соков (чин-е), синдромы наполнительных и полых органов, синдромы шести каналов, синдромы в э й, ц и, и н и крови, синдромы трех обогревателей. Все эти разнообразные диалектические методы имеют свои особенности, которые рассматриваются в соответствующих главах книги. Все они дополняют друг друга в смысле господствующего в китайской медицине учения о единстве и составляют неразделимое целое.
8. Заключительная глава содержит общие правила китайской медицины, относящиеся к профилактике и лечению болезней. Врач и пациент всегда находятся в наивыгоднейшем положении, если болезнь удается предотвратить в самом начале. Но если человек все же заболел, то лечение должно находиться в логической связи с картиной или синдромом болезни. Принятые в китайской медицине методы лечения основываются все без исключения на принципе рассмотрения человека в качестве единого целого и на диалектической диагностике. При этом имеется несколько принципиальных положений, которые должны быть знакомы врачу, занимающемуся китайской медициной. К их числу относятся 1) установление причины болезни до начала лечения (разд. 8.2.2.1), вопрос о первоочередности устранения причины заболевания (Бэнь) 2) или внешних симптомов (Бяо) (разд. 8.2.2.2), увеличение сопротивляемости 3), заполнение пустоты и устранение переполнения (разд. 8.2.2.4), 4) нормальное лечение болезни терапия по принципу “подобное подобным” (разд. 8.2.2.5), лечение в соответствии со временем 5) года, географическим положением и конституцией пациента (разд. 8.2.3.1).
Китайская медицина является продуктом практики, ее главная ценность состоит в практикабельности. Теоретические основы китайской медицины являются непременным условием разумного лечения, но без практики они пусты и бесполезны. В этом состоит причина того, что только практикующие врачи с хорошей подготовкой в области китайской и западной медицины могут осмысленно применять и интерпретировать китайскую медицину. Все остальное приводит к нанесению ущерба здоровью пациента и авторитету китайской медицины, которая только-только начала завоевывать известное положение в западном мире.
|