На главную Написать письмо Поиск




Библиотека


Учение Ганнемана

Учение Ганнемана
"Гомеопатия есть метод врачевания, основанный в 1790 году доктором Самуилом Ганнеманом и состоящий в том, что подобное лечится подобным (similia similbus curantur). После целого ряда опытов, произведенных сначала над здоровыми людьми, Ганнеман пришел к тому заключению, что всем лекарствам свойственно производить болезненное состояние у здорового человека и, вместе с тем, устранять подобное же состояние у больного. Так Опий в больших дозах производит у здорового человека сонливость, а в самых незначительных – вылечивает от такого же состояния. От рвотного ореха (Nux vomica) делается воспаление желудка и давление в желудке – болезни, которая приходит от того же рвотного ореха, если его принять в самом незначительном количестве. На основании таких же опытов ожоги лечатся огнем, на замороженные члены накладывают снег и т. д. Аллопаты, сами того не сознавая, лечат на основании того же закона сходства; это было доказано уже Ганнеманом.
Итак, основой всякого врачевания по Ганнеману должно быть следующее положение: "во всякой болезни правильным средством может считаться только то, которое производит исходное состояние у здорового человека". Ученье свое он назвал "гомеопатией", что в переводе с греческого означает "подобный" и "страданье", а старой школе, со всеми ее системами, дал название "аллопатия" (иной). С основанием этого учения для врачебного искусства настала новая эра: случай уступил место определенности, произвол – закону, предположение – ясному пониманию и положительному знанию.
Старая школа большею частью основывается на вероятности, нередко даже на предположениях. В большинстве случаев ее диагнозы суть не что иное, как вычисления на основе теории вероятности. О массе не особенно искусных врачей нечего и говорить; но даже у наиболее разумных врачей и диагноз болезни, и выбор лекарства, и назначение приема являются результатами более или менее шатких вычислений. Ганнеман – первый водворитель единства и порядка там, где прежде царил хаос: он указал, от чего зависела в прежнее время успешность безосновательного лечения, и создал основание для сознательного лечения на будущее время.
Несмотря на все препятствия, которые ставили ей и корысть, и самомненье, и невежество, и косность, гомеопатия все больше и больше распространялась и в ширь, и в глубь, тем самым как нельзя яснее доказала непреложность своего основного закона. Гомеопатия не только пересоздала всю существующую до нее теорию, она научила, как следует приготовлять лекарства. Аллопатический способ с его ужасающим количеством всяких снадобий в лучшем случае есть не более чем паллиативное лечение, которое нередко впоследствии обходится очень дорого. Адам Мюллер замечает: "Если бы вся заслуга Ганнемана, одного из величайших химиков нашего века, состояла в том, что он изгнал из фармации принцип варения и мешания, восстановил права простых средств, на здоровом организме узнал действительное влияние, которое производит каждое лекарство и основал ученье о минимальном приеме, то и тогда он создал бы себе бессмертное имя. Истинная медицина погибла в материализме новейшего времени; он ее воскресил, он ее воссоздал.
Учение Ганнемана, несомненно, имело благодетельное влияние и на старую школу, в том отношении, что благодаря ему все более и более сокращались массовые назначения, и все более восстанавливался принцип: простота – печать истины. Помимо этого, гомеопатия несколько охладила рвение тех властелинов – врачей, которые считали возможным одним взмахом ножа "порешить" такие болезни, как воспаления благородных органов. Она доказала, что для подобных недугов не может быть средства хуже этого. Не далее, как двадцать лет назад, против гомеопатии сочли нужным возбудить судебное преследование за то, что она не дозволяла кровопускания при воспалении легких. Ныне же ее противникам пришлось выслушать от одного из знаменитейших товарищей такое изречение: "Если в болезни, которая стала смертельною, были употреблены кровопускания или рвотные или слабительные средства, то никогда нельзя сказать с уверенностью, чему следует приписать такой результат: одному и естественному ходу болезни, или вместе с ним лечению, которое ему способствовало".
В пользу гомеопатии весьма много говорит то обстоятельство, что она нашла многочисленных сторонников во всех цивилизованных странах земного шара. Этим она обязана своей последовательности и цельности: начало similiasimilibus служит для гомеопата твердой опорой, какой не может быть у аллопата. Исходя из этого начала, он имеет возможность вылечивать такие болезни, которые Аллопат считает неизлечимыми и, помимо того, он сужает круг случаев, излечимых лишь оперативным вмешательством.
В прежнее время болезнь одного из членов семьи была причиною множества забот и хлопот; врач и аптека требовали больших, нередко непосильных расходов; притом же, помощь иногда являлась только тогда, кода было уже поздно. Теперь есть возможность иметь помощь под рукою, нет надобности тратиться на бесполезные лекарства, а то, что нужно израсходовать, будет израсходовано производительнее. В наше время при появлении человека на свет его встречает врач, и врач же препровождает его в другой мир. Первый рецепт, который он прописывает новорожденному младенцу, на всю жизнь отдает человека в его руки. В будущем, когда благодаря воспитанию и определенному образу жизни организм не будет чахнуть от множества вредных веществ, вводимых в него исцеления ради, человек вовсе не будет нуждаться во враче. Если и случится, что гомеопатическое средство будет принято неправильно, то оно никогда не сможет существенно повредить организму; такую ошибку всегда легко поправить, между тем как ошибка аллопата нередко бывает совершенно неисправна, и последствия ее остаются на всю жизнь.
Желающему познакомится с гомеопатией, мы рекомендуем прочесть "Organon" Ганнемана, в котором можно найдет подробное изложение гомеопатического учения, а также необходимое для всякого начинающего руководство к исследованию болезни. Так как болезнь может быть устранена только в том случае, если ее симптомы соответствуют симптомам лекарственного средства, то понятно, что исследование болезни должно быть очень точное, потому что иначе невозможно правильно выбрать средство.
"При исследовании болезни нужно иметь в виду следующие пять пунктов:
1. Состояние органа и вид болезненного процесса;
2. Ощущения и душевное состояния пациента, так как гомеопатия при исследовании своих средств принимает в расчет всякое изменение и те явления, которые лекарства производят на душевные функции. В этом отношении она значительно опередила старую школу, и, мало того, ее исследования пролили свет на область психиатрии. Необходимо знать, когда именно и от чего усилилась или унялась боль: от холода ли, или от тепла, при спокойном ли состоянии или во время движения, в комнате или на вольном воздухе, и в какое время дня. Затем нужно знать, каковы душевное состояние и характер больного: взволнован он, или спокоен и хладнокровен, весел или грустен и расположен к слезам, раздражителен или кроткого нрава.
3. Выделения и отправления. Нужно знать качество твердых испражнений, мочи, пота, а также, каковы аппетиты, жажда, и когда именно она является? Появляются ли у женщины регулы каждые 28 дней; какого они качества: сильные или слабые, светлые или темные и кусками; сколько времени продолжаются? Нет ли болей, и какого они качества.
4. Телосложение и индивидуальные свойства больного, его возраст, пол, образ жизни занятия и т. д.
5. Причину болезни, если только можно ее узнать, например: не было ли душевных волнений, расстройства желудка, простуды, злоупотребления лекарствами, распутной жизни, чрезмерной потери соков или крови, задержанных выделений или сыпи и т. д.
Характерные особенности наиболее известных гомеопатических средств должны быть известны каждому, кто желает с успехом применять этот способ лечения.
По отношению к больному органу и болезненному процессу врач-гомеопат при глазных болезнях, например, будет иметь в виду прежде всего при болезнях мозга – Белладонну при болезнях желудка – Нукс Вомику, Пульсатиллу, Карбо Вегетабилис, при болезнях спинного мозга – Нукс Вомику и т. д. Затем он примет к сведению вид болезненного процесса и, например, при ревматическом воспалении глаз, назначит Аконит, при сифилитическом – Меркуриус, при гранулезном – Апис или Гепар Сульфур, при темной воде – Белладонну и т. д., при раке внимание его будет обращено, прежде всего, на Арсеникум или Сульфур, при болезнях костей – на Сицилию, Калькарею Карбонику, Меркурий или Фосфор.
По отношению к ощущениям и душевным свойствам больного для людей кроткого нрава нужно иметь в виду: для раздражительных – Нукс Вомика, для расположенных к слезам – Пульсатилла, Игнация. При жгучих болях – Белладонна, Аргентум, Карбо Вегетабилис, Нукс Вомика; при рвущих – Белладонна, Пульсатилла, Рододендрон, Рус; при колющих – Хина, Стафизагрия, Сепия и т. д. При болях, которые усиливаются к вечеру и при спокойном состоянии переходят с одной части тела на другую и т. д. – Пульсатилла. При параличных болях и болях, происходящих от разбитости, при судорожном ревматизме, колотье изнутри кнаружи – Хина.
При сочетании многих симптомов, врач-гомеопат должен стараться собрать все симптомы в одном средстве, от чего болезнь прекратится скоро и наверняка; это вовсе не так легко, и многие врачи, устрашившись предстоящих затруднений, даже бросали изучение гомеопатии. Так например, если кто-нибудь в одно и тоже время жалуется на боли, переходящие с одной части тела на другую, и параличные боли, и на боли от разбитости, и на судорожный ревматизм, то правильным средством будет не Пульсатилла, которая соответствует первой половине симптомов, и не Хина, которая соответствует только второй половине, а Валерьяна, которая соответствует всем главным признакам вместе.
При ухудшении недуга к вечеру, следует давать Пульсатиллу, Белладонну, Ляхезис, Сепию, к утру – Аурум, Калькум, Нукс Вомикум, на вольном воздухе – Нукс Вомика, в комнате – Пульсатиллу, от спокойного состояния – Рус Токсикодендрон, от движения – Брионию, от постельной теплоты – Каустикум, Нукс Вомикум, от спокойного состояния – Брионию".
Вот как в 1883 году описал основные положения гомеопатии барон Адольф фон Герхардт в своем "Гомеопатическом руководстве по практической медицине". Что, впрочем, действительно до сих пор.
Разумеется, возникает вопрос: если все положения гомеопатии действуют, что нового можно сказать по этому поводу? Да и стоит ли вообще думать о чем-то ином? Здесь следует обратить внимание на ряд простых моментов. За 200 лет гомеопатия вполне доказала свое право на существование, просто благодаря своим реальным успехам в излечении многих, самых тяжелых заболеваний, которые могут до сих пор восприниматься как чудо с точки зрения современной медицины.
Но что же есть главная проблема гомеопатического метода? Что при колоссальных успехах этот метод до сих пор рассматривается как метод экспериментальной медицины, теоретических основ в понимании механизма действия которого весьма мало. Это и позволяет формулировать то простое отношение, причем самое доброжелательное, что "при всех успехах метода неясность механизмов его действия оставляет слишком большую зону для разного рода предположений".
Возможно, что при правильном понимании основ метода, применяется он не слишком адекватно. Здесь следует поставить себе в труд объяснение механизма действия метода, без которого вся гомеопатическая медицина весьма похожа на "чудачество", если не на колдовство.
В науке существует очень хороший метод, который может быть единственно приемлемым для исследования научных явлений и сложных аспектов жизни вообще – этиологический подход, когда для того, чтобы разобраться в происходящем, необходимо рассмотреть его историю с практической точки зрения.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.