На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Душевные болезни
Душевные болезни

Душевными болезнями называются болезненные расстройства функций мышления и воли, расстройства, полные или частные, временные или постоянные. Твердость воли и ясность ума могут пострадать, между прочим, и от сильных порывов страсти и сильных впечатлений, но такого рода заболевания на языке медиков еще не называются душевными страданиями; к таким страданиям нельзя отнести и временных понижений умственной деятельности во время болезни, например, в нервных горячках и при воспалениях мозга, галлюцинаций при отравлениях алкоголем и другими веществами, припадков ярости и водобоязни, беснования при иных эпилептических припадках и т.д.; эти явления составляют только симптомы главного страдания. Далее, к душевным болезням нельзя причислить ипохондрию и истерику, хотя они и представляют из себя в полном смысле слова душевные расстройства. Таким же образом субъекты, страдающие легочной болезнью, постоянно обманывают себя и твердо уверены в том, что выздоровеют; напротив, субъекты, страдающие животом, боятся за свое будущее и постоянно находятся в тревожном состоянии. Под душевными болезнями мы разумеем постоянные или периодически возвращающиеся расстройства психических функций, хотя они и зависят в большей или меньшей степени от вещественных изменений в организме и от нервных расстройств. Болезненные представления и болезненный ход мысли иногда ограничиваются известным кругом понятий, а иногда бывают многочисленны и изменчивы. Нередко к ним присоединяются и обманы чувств (галлюцинации). Например, больной не только ощущает в ушах шум, он слышит даже звон, пение голоса и т.д.; он не только испытывает онемение или омертвение в какой-либо части тела, ему кажется, будто ноги у него деревянные, он старается вытряхнуть из своих пальцев булавки, часто бывает в сильно возбужденном состоянии и даже приходит в бешенство. Черты лица у него искажены, глаза неподвижны и бессмысленны или стеклянны, неспокойны и выражают недоверие, или же очень живы и горя.

Течение болезни бывает очень разное. Начинается она обыкновенно с повышения чувствительности, с раздражительности, недоверчивости, капризов, изменчивого настроения духа и переходов от плача к смеху и т.д. Затем впечатления обыкновенно начинают вызывать действия, которые легко можно принять за результаты каприза, ипохондрии и  т.д.: больные говорят сами с собой, суетятся, бранятся, кричат и затевают ссору; наконец, начинают путаться представления, и болезнь обнаруживается вполне.

Нужно сказать еще несколько слов об одном виде душевного расстройства, а именно о мономании, или, так сказать, частной мании. Мономания заключается в болезненном уклонении душевной деятельности в каком-нибудь одном, определенном направлении, причем, однако, во всех других отношениях душевные функции с виду остаются нормальными. Мономания бывает трех видов: рассудочная (предвзятые мысли, Idees.fixes), волевая (инстинктивная, например, потребность красть, убивать и т.д.) или чувственная (moral insanity). Предвзятые мысли составляют или остатки общего помешательства, или же они образуются первично из болезненных физических ощущений; таково, например, убеждение, что какая-нибудь часть тела стеклянная, что в теле находится какое-нибудь животное и т.д. При инстинктивной мономании воля составляет слепое орудие всесильного побуждения, которого больной сам гнушается, в то же время, не будучи в состоянии его подавить. Наконец, мономания чувств заключается в том, что чувства, по болезненному расстройству, дают ненормальное направление воле. Заметим, однако, что болезненное расстройство чувств можно предполагать только тогда, когда без всяких причин проявляются совершенно новые чувства, или когда постоянные чувства внезапно обращаются в чувства противоположные, или, наконец, когда периодически обнаруживаются известные изменения в чувствах. До сих пор остается неразъясненной с психологической точки зрения одна мания, которая в известные времена и в известных местностях, подобно горячке, занесенной в страну как бы течением воздуха, овладела детьми и взрослыми, женщинами и мужчинами, испорченными и невинными субъектами

Ложные представления, все равно, вызваны ли они радостными или грустными (меланхолическими) впечатлениями, сами по себе еще не составляют помешательства и не могут служить доказательством невменяемости сопряженного с ними поступка. Ложное представление переходит в действительную душевную болезнь, уничтожающую вменяемость, только тогда, когда оно доходит до такой степени, что человек теряет вообще или в известных отношениях естественную способность рассудка познавать свойства действия и направлять волю согласно с этим пониманием. Только при таких условиях можно сказать, что порвана духовная связь между поступком человека и его волей. Так, например, предание рассказывает, что в средние века в Польше или в Силезии жила одна княгиня, которая считала девичью кровь за самое верное средство для поддержания молодости и красоты, и потому убивала в своем замке девушек, чтобы купаться в их крови: княгиня эта была не помешанной – она была нравственным чудовищем.

Мы уже заметили выше, что душевные болезни всегда зависят от более или мене скрытых расстройств в организме; поэтому излечение их нередко бывает сопряжено с большими затруднениями, так как психическое страдание часто является совершенно изолированным, не сопровождается, по-видимому, никакими важными симптомами физического расстройства. Душевные волнения, испуг, раздражение и досада, утраты и всякие другие нарушающие спокойствие впечатления в таких случаях обыкновенно дают первый толчок к обнаружению душевной болезни. Поэтому при лечении этих болезней необходимо прежде всего исследовать состояние организма и постараться устранить причины заболевания. Нередко такими причинами бывают замазанные накожные сыпи, а также задержание регул и страдания половых органов, например, зуд в маточном рукаве, рак матки, истечения семени, сифилис, судорожное поднятие яичек, отсутствие полового влечения и т.д.

Так, например, в Инстербурге (в Восточной Пруссии) ко мне привели молодую девушку, дочь каменщика К., которую после трехлетнего лечения выпустили из больницы для умалишенных как неизлечимую. Девушке было 25 лет; она была довольно спокойна, но роба и дика и говорила, что зачала от Святого Духа. По тщательном исследовании оказалось, что у нее уже несколько месяцев не было менструации, и что раньше она страдала лишаями.  НазначилPuls. и Sulph. попеременно в высоких делениях. Через 6 недель заметно было значительное улучшение, а через несколько месяцев снова открылись регулы и больная была совершенно здорова.

Молодой человек, г.Фридрих М. из Веймара уже несколько лет обнаруживал нелюдимость и полное безучастие ко всему окружающему, жаловался на жгучий жар в одном месте черепа, по временам видел разные фигуры, например, маленьких черных животных, собак и т.п., иногда приходил в бешенство и при этом корчил ужасные гримасы. При исследовании я нашел родничок открытым и заметил маленькое ограниченное место на черепе, которое было горячо на ощупь; больной говорил, что у него в этом месте засел горячий уголь. Пациент страдал приливами крови к голове с биением височных артерий; приливы бывали особенно сильны во время припадков бешенства, которые повторялись приблизительно через каждые 4 недели. Я назначил Calc.carb., Bell в 30-м делении, и болезнь приняла весьма благоприятный оборот. Родничок мало-помалу закрылся, припадок бешенства повторился только раз, и через 6 месяцев, в течение которых действие принятых средств ни разу не было нарушено, больной выздоровел окончательно.

Наконец, замечу, что душевные болезни в некоторых семействах составляют наследственный недуг. Каждый вступающий в брак должен иметь это в виду, чтобы не навлечь несчастия ни на себя, ни на свое потомство. Браки между близкими родственниками тоже служат обильным источником болезней вообще и душевных в особенности. В то время как наследственность болезни уменьшается с каждым поколением, последствия браков между родственниками, не заметные сначала, делаются все многочисленнее и обнаруживаются все раньше и раньше после второго, третьего и т.д. бракосочетания в кругу одной и той же семьи. Не раз были попытки объяснить это наблюдение, но в сравнении с самим фактом объяснение может иметь не более как второстепенное значение. Разные полюсы тяготеют друг к другу; и чем резче противоположность между ними (в известных пределах, конечно), тем сильнее притяжение; например, любовь между очень мужественным мужчиной и очень женственной женщиной непременно сильнее, чем любовь между женственным мужчиной и мужественной женщиной. По-видимому, как с физической, так и с духовной стороны, тут играет роль закон полярности; по крайней мере, этим законом легче всего объяснить указанный выше факт. Так как при зачатии жизненная сила передается ребенку родителями, то понятно, что от состояние здоровья последних должно зависеть здоровье первого. Таким же образом от духовного настроения родителей в момент зачатия зависят и духовные свойства ребенка. Поэтому, чем выше, чем искреннее, чем душевнее любовь, тем выше стоит в умственном отношении ребенок. Так, например, идиотизм ребенка нередко бывает следствием опьяненного состояния одного из родителей во время зачатия, т.е. такого состояния, при котором любовь была очень низменного, недушевного свойства.

Все средства, указываемые ниже, надо назначать в высоких делениях, и притом давать им продолжительный срок для последующего действия; беспрестанная перемена и повторение лекарств в этих болезнях редко дают хорошие результаты.

Aconitum. Сильный страх смерти; робость, сильное томление и отчаяние, или же громкий плачь и вопли, жалобы и упреки. Обидчивость и раздражительность; мрачность и молчаливость; переменчивое настроение; галлюцинации, при которых больной то плачет, то смеется; пугливость; прилив крови к груди и к голове; сердцебиение с сильной тоской; попытки убежать.

Belladonna. Душевные расстройства после скрывшейся рожи, воспаления мозга, тифозных лихорадок или удара; у пьяниц, беременных и родильниц; после испуга, досады, огорчения или обиды; после простуды. Сильное томление и беспокойство; меланхолия, между прочим, и меланхолия от несчастной любви. Страшные видения и боязливость при попытках убежать или спрятаться; больному кажется, будто его преследуют черти, приведения, солдаты; он говорит с умершими; он поет, воет, смеется, приходит в страшное бешенство, скрежещет зубами, все рвет, кусается и дерется, смотрит яростным, диким взглядом, как укушенный бешеным животным; тело дрожит, в особенности верхние конечности; язык заплетается; сильная, палящая жажда или отвращение к напиткам; глотать трудно. Больной чрезмерно весел и, по вечерам в особенности, поет, смеется и свищет. Опасения за свою жизнь; равнодушие; апатия, при которой ничто не производит впечатления; дурное, ворчливое настроение.

Calc.carb. Большое уныние и меланхолия; непрерывное томление и беспокойство, в особенности по вечерам и в сумерки. Больной занят представляющимися ему маленькими животными, вроде крыс и мышей; говорит о поджогах, об убийствах. Также при пугливости, упрямстве, дурном и обидчивом настроении, неразговорчивости и т.д.

Hyoscyamus. Припадки бешенства, чередующиеся с эпилептическими судорогами; сильная тревога и страх, в особенности по ночам; больной боится измены, думает, что его хотят отравить или что его собирается укусить какое-нибудь животное и т.д., и делает попытки убежать; бред и галлюцинации; шаловливое настроение или ярость: больной бьет всякого, кто подойдет к нему; жажда крови; мерещатся умершие. Ревность.

Lachesis. Болтливость: больной говорит высокими словами и высказывает возвышенные идеи, беспрестанно перескакивая с одного предмета на другой; религиозное помешательство: больной боится суда Божия или, напротив, высказывает пренебрежение к нему и уверенность в своих достоинствах и своей силе; экзальтация и слезы. Недовольство и пресыщение жизнью; нерасположение к работе; слабость воли; ворчливое настроение: больной подыскивает в других недостатки и читает им наставления. Путаются религиозные понятия, является сомнение в спасении души. Ревность, гордость, недоверие и подозрительность или злоба и коварство. Иногда помогает в климактерические годы.

Nux vomica. Особенно помогает субъектам, у которых душевное расстройство происходит от болезни живота; ипохондрическое настроение (см. статью об ипохондрии), грусть и боязнь; чрезмерная чувствительность ко всяким впечатлениям, в особенности к шуму, запахам и яркому свету; страшные видения, причудливые поступки и странные ответы. Озабоченность и беспокойство, которое гонит больного из дома; пациент ходит скорым шагом по комнате, разговаривает сам с собой, делает себе упреки и силится до чего-то додуматься. Прилив крови к голове, дрожание членов; туман в голове и ощущение лени в теле; дурнота и тошнота, давление в подложечной ямке, слабое пищеварение, ощущение сжимания в подреберьях; запор или водянистые поносы; бессонница с внезапным вскакиванием.

Opium. Коматозное одурение или бессонница, несмотря на сильную потребность уснуть. Бессвязная речь с беснованием: больной выходит из себя; прилив крови к голове; запор, при вздутом от ветров животе. Страшные видения: в особенности, если представляются маленькие животные, вроде скорпионов, пауков и т.п.

Platina. Бессвязная речь о прошлых событиях с большим желанием свистеть, петь, корчить гримасы и т.д., раздражительность и обидчивость с наклонностью читать другим наставления. Чванливость, пренебрежительное отношение к другим и очень высокое мнение о самом себе. Сильная тоска с сердцебиением и необычайным страхом смерти; очень сильное половое возбуждение, между прочим, с нескромными речами и телодвижениями (в особенности у субъектов, страдающих истерикой); грусть и неудержимые слезы.

Stramonium. Главным образом при бессвязной речи с туманом в голове и одурением, таким сильным, что больной не узнает своих; сильное беспокойство и страшные видения с попытками убежать; или же набожные жесты, разговор с духами, смех, скакание, дурачества, притом, иногда с жестами, выражающими грусть; помешательство  с большой болтливостью: нескромные речи и телодвижения; неукротимое бешенство: больной кусается, дерется, плюется, пытается убить; потребность в свете и в обществе; предвзятые мысли: больному кажется, будто тело у него разломилось и т.п. Ухудшение в одиночестве и в темноте, а также во время осеннего равноденствия.

Veratrum. Очень тревожное состояние: больного мучит совесть или ему кажется, что грозит что-то недоброе; унылое, грустное настроение; необычайная молчаливость, с проклятиями и божбой при малейшем поводе; досада из-за каждого пустяка; больной подыскивает в других недостатки и читает им наставления. Память почти совершенно отсутствует: больной забывает слово, пока его произносит; беспрестанное омрачение рассудка и помешательство, религиозное или эротическое; потеря сознания с причудливыми поступками; помешательство с нескромными речами и похотливостью; постоянный смех; по ночам веселое пение; по временам больной внезапно принимается кричать и бегать по комнате. Туман в голове с головокружением.

Zincum metallicum. Ложные представления с тоской; больному кажется, будто его хотят судить за мнимое преступление или будто его преследует дьявол. Головокружение, от которого пациент часто не может устоять на ногах или слабость памяти. Сильная истома. Отсутствие аппетита, медленное пищеварение. Неодолимая сонливость или неподкрепляющий сон. Глухая, давящая боль во лбу и в темени. В случаях осложнения душевной болезни хроническим воспалением оболочек мозга.

Кроме названных средств нужно иметь в виду еще следующие:

Anacardium. Грусть и малодушие; постоянный разлад с самим собой; недостаток нравственного чувства и насмешки над верой: больной критикует религиозные предания, поднимает их на смех и высказывает презрение к ним. Пациент смеется над серьезными вещами и остается серьезным при смешных явлениях; ему кажется, будто в нем поселился дьявол и т.д.

Arsenicum. Невыразимая тоска с боязнью и беспокойством; такая же тоска, похожая на угрызения совести, с дрожанием; страх перед одиночеством, приведениями, ворами, с томлением и испариной или без этих явлений; больной вскакивает с постели и прячется. Нерасположение к разговору и наклонность во всем находить недостатки, пресыщение жизнью и равнодушие к ней.

Cantharis. Очень сильное бешенство (больной кричит, размахивает руками, брыкается), припадки возобновляются от питья воды; сильное возбуждение в половых органах; жажда, при отвращении к напиткам и затрудненном глотании.

Lycopodium. Вместе с припадками бешенства является наклонность бранить других и держать себя надменно.

Pulsatilla. Больной спокоен, делает набожные жесты; безучастие или одурение с бредом по ночам, страшными видениями, страхом и желанием спрятаться. В  особенности помогает женщинам, при задержанных регулах.

Silicea. Это средство употребляется преимущественно при предвзятых мыслях, неразговорчивости и отвращении к работе. Больной собирает ножи и булавки и старательно прячет их, из страха, чтобы кто-нибудь не обрезался или не укололся; другие, подобные же идеи. Ухудшение при нарождении луны.

Sulphur. Главным образом после замазанных острых сыпей, чесотки, лишаев и т.п.

Если душевное расстройство произошло от гнетущих ощущений, например, после огорчения, унижения, обиды, досады, гнева и т.д., то лучшими средствами служат Ign., Phosph.ac., Staph. После скорби – Ign., после испуга – Opium, после продолжительной печали – Staph.

При душевном расстройстве, вызванном умственным напряжением, нужно иметь в виду преимущественно Bell.,Op., Nux vom., Plat., Stram.

При религиозном помешательстве  Bell., Hyosc., Lach., Puls., Stram., Sulph., Veratr.

При душевных расстройствах у особ женского пола, в особенности при расстройствах, находящихся в связи с ненормальностью в половых отправлениях, употребляются главным образом Acon., Bell., Plat., Puls., Stram., Veratr.

Кроме того, нужно иметь в виду:

При омрачении рассудка, сопряженном со страхом, страшными мыслями и видениями  Bell, Hyosc., Op.,Stram.; когда больной боится, что его отравят  Hyosc., Rhus; когда он опасается, что его изжарят – Stram.; когда он ждет, что его продадут  Hyosc.

Когда больной молится, становится на колени и делает разные набожные жесты – Bell., Hyosc., Lach., Puls., Stram., Sulph., Veratr.

Когда больному кажется, будто в нем поселился дьявол – Anac., Hyosc.

При предвзятых мыслях и болезненной игре воображения – Bell., Cocc., Ign., Ph.ac., Sabad., Stram., Sulph.

При расположении ругаться, ссориться бранить Бога и т.п. – Anac., Bell., Hyosc., Lyc., Stram., Veratr.

При необычайной веселости: пляске, свисте и т.д. – Bell., Coff., Croc., Natr., Op., Stram., Veratr.

При видениях (являются духи, приведения) – Bell., Stram.

При беспокойстве, попытке убежать и т.п. – Bell., Hyosc., Nux vom., Op., Stram., Veratr.

При нескромных речах и поступках – Hyosx., Phosph., Plat., Stram., Veratr.

При помешательстве на любви – Ant., Hyosc., Veratr., Ign., Ph.ac.

При бешенстве и ярости, часто сопровождающих лихорадки: больной кусается, дерется и все рвет – Bell., Canth., Hyosc., Lyc., Stram., Veratr.

Лечение душевно больного требует большой тщательности и осторожности; никогда не следует выказывать недоверие к нему или вызывать в нем подозрения. Необходимо удалять от него все, чем он мог бы нанести вред себе или другому человеку, в особенности острые орудия и т.п. вещи, доставлять ему как можно больше развлечений и ухаживать за ним по мере сил; к кожаной рубашке надо прибегать только в самых крайних случаях. За больным требуется постоянный надзор; его нужно оберегать от всего, что ему может быть неприятно, и не противоречить ему, но в то же время остерегаться его, потому что у душевных больных нередко развивается замечательная хитрость. Во время припадков бешенства к нему следует подходить спокойно и серьезно и обращаться с ним настойчиво и энергично. Холодных душей и других орудий пытки никогда не следует допускать.

С меланхоликом нужно обращаться ласково и в задушевном разговоре стараться вселить в него восприимчивость к надежде и радостям жизни; но никогда не следует надоедать меланхолику стараниями развлечь и развеселить его. Лучшими целебными средствами для таких больных служат полезная, плодотворная деятельность и развлечения, в особенности экскурсии за город, словом, такая обстановка, при которой они невольно забывают думать о самих себе.

Слабоумие (stupiditas) часто бывает прирожденным идиотизмом. Лицо больного не имеет никакого выражения и глупо улыбается, взгляд ребяческий; больной избегает труда; иногда обнаруживается раздражительность и злоба, а в иных случаях прожорливость, похотливость или нелюдимость. Наиболее сильную степень слабоумия составляет атрофия мозга, в особенности прирожденная, так называемый кретинизм, высшие фазисы которого дают картину полного вырождения и крайней уродливости человеческого организма как в физическом, так и в умственном отношении. Так как болезнь большей частью зависит от недостаточного развития мозга и от болезненного состояния мозговой субстанции, которое в большинстве случаев бывает прирожденное, то об исцелении идиота или кретина не может быть и речи.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.